Методология конструирования образовательного пространства формирования политической культуры гражданского типа (15.07.2011)

Автор: Долинина Ирина Геннадьевна

ДОЛИНИНА Ирина Геннадьевна

МЕТОДОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОСТРАНСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ГРАЖДАНСКОГО ТИПА

13.00.01. – Общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Ижевск– 2011

Работа выполнена в Пермском государственном университете

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Ерофеева Нина Юрьевна,

доктор педагогических наук, профессор

Голованов Виктор Петрович,

доктор педагогических наук, профессор

Безукладников Эдуард Константинович

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Российский государственный

университет дружбы народов»

Защита состоится 17 сентября 2011 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.275.02 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Удмуртском государственном университете по адресу: 426034, г. Ижевск, ул. Университетская, 1, корпус 1, ауд. 003.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Удмуртского государственного университета (г. Ижевск, ул. Университетская, 1, корп. 2).

Автореферат разослан « » 2011 г.

Текст автореферата размещен на официальном сайте ВАК Министерства образования и науки РФ http://vak.ed.gov.ru

Ученый секретарь

диссертационного совета

Э.Р. Хакимов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Разработка методологии конструирования образовательного пространства формирования гражданской политической культуры продиктована внешними по отношению к российскому образованию и внутрисистемными причинами: 1) радикальные социально-экономические изменения в стране, переход к гражданскому обществу и правовому государству предъявляют новые требования к качеству образования; 2) происходит интенсивное обновление информационной базы содержания образования и, следовательно, необходимы знания о принципах и механизмах функционирования демократического общества и развитие способности действовать в политике конвенциональным способом в интересах человека, общества и государства; 3) в связи со сменой ценностной основы общественного развития вырабатывается гуманистический императив образования, определяется доминанта общечеловеческих и гражданских ценностей, приоритета личностной зрелости, политической социализации; 4) необходимость изменение образовательной парадигмы с формально –знаниевой на гражданско-информационную, требует гармоничного сочетания декларативного и процессуального знания и подготовки гражданина способного к политическому участию.

Необходимость формирования гражданской политической культуры обучающихся определена, с одной стороны, потребностью достичь нового качества образования, соответствующего современным потребностям развития общества, с другой – пониманием бесперспективности прежних подходов в политическом просвещении и осознанием возможных негативных последствий недостаточной эффективности образования: опасность отчуждения и асоциализации, пассивность и абсентеизм, контрпродуктивный характер политических интересов и участия, расхождение в оценках системы ценностей, опыта, перспектива возникновения асоциальных и контрсоциальных сообществ, возможны проявления интолерантности и социального радикализма молодежи, опасность отчуждения и скатывания на дно общества, пассивность, контропродуктивное развитие политических интересов и гражданского политического участия.

Проблемы общественных отношений, взаимодействия власти и общества, политического поведения людей – все, что в настоящее время определяют термином «политическая культура», – рассматривались в работах многих мыслителей прошлого: Платон, Аристотель, Дж. Локк, Т. Гоббс, Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, А. де Токвиль, Н. Бердяев, М. Вебер. Среди российских исследователей: М.Г. Анохин, Г.К. Ашин, Э.Я. Баталов, Ф.М. Бурлацский, К.С. Гаджиев, П.К. Гречко, В.С. Грехнев, В.Д. Зотов, В.В. Ильин, Ю.В. Ирхин, В.С. Комаровский, И.Д. Косухин, А.П. Кочетков, В.А. Кулинченко, М.Н. Марченко, А.А. Михолатьев, Ю.М. Павлов, А.С. Панарин, Е.Б. Рашковский, Г.Ю. Семигин, А.И. Соловьев, Б.С. Старостин, А.М. Ушков, В.А. Щегорцев.

Разработка теории, содержания и методического оснащения педагогического процесса в направлении формирования политической культуры недостаточна по многим причинам, в том числе и в связи с тем, что «не существует простой формулы развития политической культуры, способствующей поддержанию демократии» (Г. Алмонд и С. Верба).

В советской педагогической науке проводились исследования политической культуры: Г.А. Аминев, Г.П. Давыдов, С.С. Боровик, Г.М. Иващенко, П.В.Конаныхин, Э.И. Моносзон, Р.М. Рогова, Л.Ф. Спирин, Г.Н. Филонов. В период реформирования российского общества и в настоящее время исследование формирования политической культуры продолжает быть весьма актуальным и продолжено в работах О.С. Коршуновой, В.С. Собкина, А.И. Терентьевой, С. Ю. Трофимова, И.А. Тютьковой, А.Т. Чечикина.

Анализ научно-теоретической литературы и педагогического опыта позволил выявить ряд противоречий, которые характеризуют состояние образования в сфере формирования политической культуры:

между возросшей потребностью общества в гражданах демократического государства, готовых к политическому участию и недостаточной разработанностью в педагогике методологии конструирования образовательного пространства по данному направлению;

между необходимостью мирного разрешения конфликтов и недостаточной разработанностью методологии обучения ненасильственному разрешению противоречий, толерантного отношения к иным взглядам и культурам, к способам межличностного и межкультурного взаимодействия;

между декларированием задачи формирования политической культуры обучающихся в документах Министерства образования и науки РФ и реальными попытками ее решения, главным образом, за счет мер экстенсивного когнитивного характера;

между нормативным определением образования как целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах личности, общества, государства и отсутствием цели формирования гражданской политической культуры обучающихся в процессе его социализации – достижения качественных характеристик политико-культурной зрелости индивида;

между необходимостью комплексного внедрения компетентностного подхода в практику российского образования и отсутствием реализации его в контексте формирования гражданской политической культуры;

между потребностью в целостном методологическом обеспечении педагогического процесса и недостаточной разработанностью гносеологической и воспитательной основы, как в предметной, так и внеурочной и общественно-педагогической деятельности.

Указанные противоречия обусловили формулировку проблемы исследования: «Какова должна быть методология конструирования формирования политической культуры обучающихся, позволяющая посредством педагогической системы обеспечить достижение поставленных целей и задач?».

Объект исследования – образовательное пространство формирования политической культуры.


загрузка...