Научное обоснование менеджмента высококачественных медицинских услуг в условиях внебюджетного финансирования (15.06.2010)

Автор: Шляпников Владимир Владимирович

2. Провести анализ хозяйственной деятельности, основанной на внебюджетном финансировании, в целях оценки экономической деятельности негосударственной медицинской организации ОАО «Лечебный центр» в условиях рискового социального страхования и достижения эффективной результативности при обслуживании пациентов по различным программам добровольного и обязательного медицинского страхования.

3. Определить социально-экономическую роль деятельности негосударственной медицинской организации «Лечебный центр» в конкурентных условиях в целях оказания качественной медицинской помощи и завоевания ниши на рынке медицинских услуг.

4. Концептуально разработать организационные основы обслуживания населения в условиях негосударственной медицинской организации с оказанием первичной и квалифицированной медицинской помощи на базе перспективных медицинских, экономических и информационных технологий, с учетом выполнения договорных обязательств со страховыми компаниями и государственного заказа МГФОМС по оказанию медицинских услуг пациентам по программе государственных гарантий.

5. Оценить и использовать качественный информационный инструментарий обеспечения процесса принятия управленческих инвестиционных решений в целях достижения высокого качества медицинской помощи, расширения и удержания ниши на рынке медицинских услуг ОАО «Лечебный центр».

Научная новизна и практическая значимость

результатов исследования

Впервые в исследовании обоснована роль и значимость модели негосударственной медицинской организации в обеспечении социальной защиты граждан в виде оказания медицинской помощи различным категориям, застрахованным по программам ДМС и ОМС и на основе внебюджетного финансирования. Впервые осуществлено оказание медицинской помощи лицам, застрахованным по программе ОМС за счет внеплановых расходов - дотации ОАО «Лечебный центр», обеспечивая более высокий уровень медицинских и сервисных услуг, что представляет возможным рассматривать как новую форму солидарности, реализуемую за счет оборотных средств организации.

Осуществлена оценка деятельности системных собственников в региональном и муниципальном образовании, которые за сравнительно небольшой промежуток времени сумели обеспечить устойчивость, рентабельность и доходность медицинской организации и достичь прогресса в медицинском обслуживании, а также ее высокий рейтинг на рынке медицинских услуг за счет эффективной хозяйственной деятельности, маркетинга и оказания медицинской помощи высокого уровня качества.

Впервые в процессе развития ОАО «Лечебного центра» одновременно с профессиональным совершенствованием каждого работающего применена организационная система - метод «Управления развитием и изменением», что содействовало интенсивному созидательному обучению всех сотрудников рациональным действиям и поступкам в условиях корпоративной деятельности и ответственности на рынке медицинских услуг, формированию стандартов организации, социальной защите интересов сотрудников и освоению каждым медицинским сотрудником принципиально новой модели оказания медицинской помощи застрахованным гражданам.

Проведено совершенствование организационных аспектов структурно-функциональной и экономической модели оказания медицинской помощи различным категориям населения в условиях применения новой формы солидарности на основе договорных обязательств по программам обязательного и добровольного медицинского страхования.

Разработаны организационные, хозяйственные и экономические мероприятия по формированию негосударственной медицинской организации нового типа, обеспечивающей системное оказание всех видов неотложной, скорой, амбулаторно-поликлинической, медицинской помощи на дому, в дневном стационаре на основе внебюджетного финансирования в условиях развивающейся конкуренции на рынке медицинских услуг по программам добровольного и обязательного медицинского страхования.

Доказана стимулирующая роль и значение корпоративной культуры медицинской организации в достижении эффективного развития, финансовой результативности и качественного обслуживания граждан. Описан новый метод социальной солидарности, осуществляемый за счет медицинской организации в рамках выполнения государственного заказа.

Сформирована модель прогрессивного развития медицинской организации на различных этапах за счет собственного капитала и достижения экономической результативности в условиях оказания помощи гражданам по программам обязательного и добровольного страхования, обеспечивая им социальную защиту.

Материалы диссертации использованы, внедрены и получили оценку в Докладе Правительству РФ и Госстандарту России при награждении учреждения Премией Правительства РФ в области качества (Постановление Правительства РФ от 07.12.2001 №856), при присуждении премии Правительства Российской Федерации в области качества и внедрение высокоэффективных методов управления качеством в 2001 году; при принятии решения организационного комитета Международной премии «Профессия –Жизнь» о награждении ОАО «Лечебный центр» знаком профессионального отличия за вклад в практическое здравоохранение и индустрию здоровья; при присуждении сертификата соответствия требованиям «Евро-Регистра» ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ISO 9001:2000); при награждении ОАО «Лечебный центр» Международным фондом развития «ЕврАзия»; данные деятельности ОАО «Лечебный центр» и материалы исследования используются в учебном процессе на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики ММА им. И.М. Сеченова.

Апробация работы. Основные положения диссертации доложены на научно-практических конференциях в: Докладе на соискание Премии Правительства Российской Федерации (Москва, 16 июня 2002 г.), материалах научной конференции «Перспективы развития последипломного образования специалистов экономического и медицинского профиля» (Москва, 17-20 мая 2003 г.); «Актуальные проблемы муниципального здравоохранения» (Арзамас, 14 апреля 2003 г.); материалах научной конференции, посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне (27 апреля 2005 г.); материалах V, VI и VII Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье» (25 - 27 октября 2006 г., 30 октября - 1 ноября 2007 г., 25 - 27 ноября 2008 г.); материалах научной конференции, посвященной 60-летию образования в МГМСУ кафедры общей гигиены (8 февраля 2006 г.).

По материалам исследования опубликованы 26 научных работ, в том числе 1 монография, 11 статей в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ.

ОСНОВНЫЕ Положения, выносимые на защиту:

Оценочные статистические и экономические показатели оказания медицинской помощи различным социальным группам населения на основе внебюджетного финансирования в негосударственной медицинской организации.

Обслуживание граждан в негосударственной медицинской организации по программам добровольного и обязательного медицинского страхования на основе сценарного метода анализа проектных рисков и интегрального показателя достижения медицинской и экономической результативности.

Достижение организационных и хозяйственных результатов и финансовой устойчивости медицинской организации на основе спроса, предложения и эластичности рынка.

Оценка модели «Управление развитием и изменением» с использованием методов математической статистики и нечеткой регрессии для прогнозирования издержкоемкости продукции социально-экономической деятельности негосударственной медицинской организации в условиях внебюджетного финансирования на рынке медицинских услуг.

Концептуальные основы оказания медицинской помощи населению и экспертная оценка организационных, экономических, диагностических, лечебных показателей деятельности негосударственной медицинской организации в конкурентных условиях.

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 252 страницах машинописного текста. Работа состоит из введения, обзора литературы, методики исследования, шести глав, заключения, выводов и практических рекомендаций, списка литературы (включающего 295 отечественных и 24 зарубежных авторов) и приложений. Работа иллюстрирована 27-ю таблицами, одним рисунком и 12 схемами.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель и задачи, раскрыта научная новизна и практическая значимость, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В главе первой «Основные направления развития оказания медицинской помощи в негосударственных медицинских организациях (обзор литературы)» представлен мировой опыт функционирования системы здравоохранения с учетом различных форм собственности и организационно-правовых структур. Показано, что негосударственные медицинские организации являются составной частью системы здравоохранения многих государств. Опыт их деятельности свидетельствует о том, что часть граждан предпочитает медицинские услуги негосударственного сектора, считая их более эффективными, квалифицированными и комфортными, обеспечивающими пациентов исследованиями на более высоком технологическом уровне, и в полной мере реализующими право пациента и врача в соответствии с установленной страховой программой и законодательством.

В основе деятельности негосударственных медицинских организаций лежит коммерческий маркетинг. Медицинские организации подобного типа, работающие в условиях рыночной экономики, стремятся к получению прибыли и руководствуются социальными и экономическими критериями оценки спроса и предложений.

Анализ лечебно-профилактических учреждений и медицинских организаций показал, что коммерческие организации обладают более эффективными ресурсами и оказывают высококачественные медицинские услуги (МУ). Однако, как правило, они не склонны участвовать в реализации социальных программ. В подобных случаях текущие финансовые показатели для негосударственных коммерческих медицинских организаций важнее долговременных социальных программ.

В зарубежной литературе маркетингу уделено значительное внимание и представлено несколько методик исследования качества услуг. Однако все они являются либо производными, либо альтернативными популярному методу SERVQUAL (service quality - «качество услуги») на основе пятиступенчатой модели качества услуг, которую принято называть «Индекс превосходства маркетинговых услуг» (А. Парасураман, В. Зейтхамл, Л. Берри, 1989; Э.В. Новаторов, 2000, 2001). Данный метод определен как «систематическое, периодическое, объективное и всестороннее исследование эффективности фирмы на рынке услуг» и позволяет оценивать текущее состояние дел в ЛПУ, разрабатывать комплекс мероприятий по повышению эффективного функционирования на рынке медицинских услуг. Он применим для оценки и комплексного анализа деятельности структурных подразделений в медицинских организациях независимо от форм собственности и особенностей их деятельности, функционирующих в условиях ДМС, ОМС, платных медицинских услуг. При этом качество медицинской помощи предполагает оценку выздоровления (сроки и степень) и организацию лечебно-диагностического процесса, которые формируют модель поведения застрахованного в добровольном медицинском страховании под влиянием факторов качества оказанной медицинской услуги.

В исследованных источниках, касающихся системного анализа оказания медицинской помощи в медицинских учреждениях и организациях с различными формами собственности, не представлены проблемы оценки результативности их комплексной деятельности по программам обязательного и добровольного страхования, что явилось основанием проведения настоящего диссертационного исследования.

Вторая глава «Материалы и методы исследования» освещает основные этапы и тактику проведения исследования с учетом сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации и в г. Москве. В ОАО «Лечебный центр» предоставляется медицинская помощь организованным группам населения и отдельным гражданам как по заказам страховых компаний в системе ДМС и ОМС, так и по договорам с предприятиями, учреждениями и организациями.

Для получения результатов сформирована статистическая совокупность показателей и подобраны источники информации, обоснованы методы сбора материала и его анализа. После обработки данных исследования проведено математическое функционально-организационное моделирование и анализ полученных результатов с их оформлением. В ходе исследования применялся комплекс методов: аналитический, социологический, статистический, экспертных оценок, метод сопоставлений математического моделирования, экономического анализа, системного анализа и др. (схема 1).

Схема 1

Основные этапы и методы исследования

Этапы исследования Методы

исследования Исследуемые

позиции Объем

исследований

1 2 3 4

(. Аналитичес-кий обзор и оп-ределение стра-тегии и тактики решения проблемы


загрузка...