Повышение эффективности использования инновационно-воспроизводственного потенциала региональной экономики (15.06.2010)

Автор: Понамаренко Сергей Анатольевич

город Шахты

2002 1862 4475 53688 1697 4928 8289 37,0 1645 313 0,15 0 0

2003 2130 4569 48916 3132 5410 8894 34,1 1316 283 2,82 0,33 11,6

2004 2138 4377 42894 4362 5860 9320 34,2 1724 289 5,13 2,13 41,6

2005 2014 4353 42240 5319 6662 9712 35,0 2741 321 7,62 10,32 135,5

2006 2122 4054 42481 6523 8894 10809 41,3 3536 368 9,8 14,19 144,8

2007 2241 4002 43773 8347 11562 14928 48,3 5029 512 13,5 20,33 149,8

2008 2407 3927 46409 11131 19934 19123 60,7 5511 862 16,2 25,2 155,9

08/05 1,20 0,90 1,10 2,09 2,99 1,97 1,74 2,01 2,69 2,12 2,44 1,15

Реализация кадровой политики администрацией г. Шахты является неотъемлемым и важнейшим компонентом практического осуществления административной реформы на территории крупного и проблемного муниципального образования в регионе. По сути, программно подготовленная кадровая политика в данном случае являет собой четкий пример разработки и реализации инновационной и социальной технологии. Ее основой является программа развития муниципальной службы г. Шахты «Муниципальные кадры», а также кадровые «проекты» «Красный диплом» и «Школа кадрового резерва». Особое место в инновационных методах реализации кадровой политики г. Шахты занимают специально разработанные программы – «Введение нового сотрудника в должность муниципальной службы» и «Управление знаниями, оцениваемыми по финансовым показателям и показателям эффективности».

Реализуя принцип ориентации на потребителя, в 2006 г. администрация г. Шахты провела инновационную работу по установлению порядка ускоренного прохождения документов при обеспечении потребностей населения и получившую название «Зеленый коридор» с дальнейшим формированием многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

В проект «Зеленый коридор» в первую очередь были включены процессы согласования и оформления документов для утверждения проекта границ и предоставления земельных участков.

Выбор был обусловлен многими факторами, в том числе: самым большим количеством обращений граждан; отсутствием контрольного срока и длительностью оформления документов заявителя; бесконтрольным контактированием заявителя с чиновниками; возможностью появления злоупотреблений; ограниченным временем приема документов, проблемой очередей возле кабинетов.

Кроме того, сложными являются: процедура выпуска двух распоряжений (об утверждении проекта границ и о предоставлении земельного участка в аренду или собственность); территориальная разобщенность участвующих в процессе согласования и оформления документов административных структур; недостаток контроля со стороны городской администрации; отсутствие ответственности чиновников за своевременность и качество выполнения работ.

Дело в том, что при традиционной, принятой до реализации проекта «Зеленый коридор» технологии оказания услуг населению существовало множество проблем.

Во-первых, принимаемые регламенты оказания услуг федеральными службами не предусматривают оказание услуг через многофункциональные центры, с позиций их непосредственного участия в приеме документации, консультации заявителей, выдаче сведений, справок или согласованной документации.

Во-вторых, во всех регламентах существует понятие «заявительный характер»: физическое (или юридическое) лицо либо его представитель с нотариально заверенной доверенностью сами должны заявлять об оказании услуги, что связано с дополнительными затратами. В результате заявитель должен заполнить более 7 заявлений для оказания услуг.

В-третьих, подготавливаемая информация федеральных либо региональных учреждений и ведомств, кроме инспекции федеральной налоговой службы, не совместима друг с другом: она либо хранится на бумажном носителе, либо все учреждения (ведомства) самостоятельно выбирают специфические программные продукты.

В связи с этим цели проекта «Зеленый коридор» предусматривали не только разработку процесса движения документов и оптимизацию всех факторов, влияющих на результат, но и установление персональной ответственности специалистов на каждом этапе прохождения документов.

Результатами реализации проекта «Зеленый коридор», с формированием и функционированием многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, являются следующие:

до их внедрения для оформления земельного участка в аренду или собственность заявителю приходилось контактировать со специалистами различных структур не менее 32 раз; после внедрения ускоренного порядка прохождения документов он контактирует только 3 раза с одним и тем же специалистом, который, при этом, не является исполнителем требуемой услуги;

до внедрения проекта процесс предоставления земельного участка занимал 12 месяцев и более, после разработки и внедрения блок-схемы процесса (с конкретизацией сроков и ответственности на каждом этапе оформления документов) этот процесс занимает 18 дней;

несмотря на то что значительно уменьшились сроки предоставления услуг и количество контактов с чиновниками различных структур, дополнительные выплаты за срочность выполнения работ (оказываемых услуг) не осуществляются, а общая стоимость существенно сократилась за счет ликвидации необоснованных требований и платежей в процессе оказания услуг;

до внедрения проекта заявитель оплачивал отдельные выезды специалистов организаций технической инвентаризации, землеустроительной организации и получения сведений дежурной кадастровой карты территориального отдела управления Роснедвижимости; после внедрения специалисты перечисленных ведомств единовременно выезжают на земельный участок, а сведения дежурной кадастровой карты запрашиваются администрацией МФЦ;

после внедрения проекта осуществлено территориальное объединение ведомств (представители всех участвующих в процессе структур находятся в одном месте, что позволяет отследить согласованность между службами и скорость оформления документов);

прием заявителей осуществляется шесть дней в неделю с 8.00 до 18.00 часов (включая субботу);

перемещением документов по кабинетам занимается специалист, а не заявитель;

выдача квитанций на оплату всех услуг осуществляется в одном подразделении в день приема заявления (в здании администрации МФЦ расположена касса, где заявитель может оплатить услугу);

итогом реализации проекта является такой важный факт, как отсутствие очередей;

в условиях реализации проекта изменилась психология поведения чиновника с направленностью на максимальное удовлетворение потребностей заявителей;

резко повысилась производительность труда специалистов.

В соответствии с требованиями проекта процессы его апробации, описания и корректировки выполнялись параллельно, что позволило избежать бюрократических проволочек, неизбежных при внедрении любых инноваций. Проведенный по итогам работы «Зеленого коридора» сравнительный анализ количества выданных администрацией г. Шахты распоряжений о предоставлении земельных участков в аренду или собственность (за период с марта по август в течение трех лет) показал, что до внедрения проекта «Зеленый коридор» (2005 г.) таких правовых актов выдано 114, в первый год реализации проекта (2006 г.) – 460, во второй год, то есть в 2007 г., – 1201. Таким образом, количественные показатели выросли примерно в 10 раз.

Кроме этого, стоимость услуг заявителю (на оформление проекта границ, госпошлину и т.д.) сокращена фактически на треть, за счет ликвидации ранее требуемой платной документации.

Деятельность многофункционального центра можно представить в виде взаимодействия сфер услуг, производства и контроля. Для обеспечения эффективности в работе МФЦ разрабатываются и внедряются императивы взаимодействия с потребителем в рамках перехода на новые формы обслуживания населения с применением стандартов комфортности.

При посещении многофункционального центра заявитель непосредственно контактирует только со специалистом МФЦ соответствующего сектора «сферы услуг». После формирования и регистрации пакет документов заявителя из многофункционального центра передается в службы, осуществляющие их необходимую обработку.

Процесс изготовления необходимых документов сопоставим со «сферой производства»: во-первых, разработаны и внедряются стандарты внутреннего и внешнего взаимодействия (описан порядок прохождения, точные сроки исполнения документов и ответственность на каждом этапе); во-вторых, движение документов между специалистами организовано с использованием поточных методов.

Деятельность многофункциональных центров предусматривает включение в эту работу смежных служб, участвующих в процессе оказания услуг. Размещение специалистов этих служб в одном помещении позволило исключить такой распространенный негативный фактор, как «беготня по городу» в поисках очередного «кабинета власти».

В 2008 г. на территории города функционировали три многофункциональных центра: предоставления государственных и муниципальных услуг (около 100 видов); предоставления социальных услуг «Социум» (55 видов); предоставления коммунальных услуг (50 видов).

С целью максимального качества оказания услуг осуществляется их стандартизация. В стандартах описаны непосредственно сами процессы оказания услуг с установлением четких временных рамок и ответственных за каждый этап, а также установлены требования к комфортности обеспечения потребностей населения.

Обобщение накопленного опыта по созданию и обеспечению функционирования многофункциональных центров на территории города Шахты позволяет сделать выводы о том, что создание сети МФЦ в муниципальном образовании обеспечивает: переход на новый уровень отношений власти и общества; сокращение сроков и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг; исключение коррупции; повышение информированности граждан о порядке, способах и условиях получения услуг; реализацию принципа взаимозаменяемости специалистов; повышение производительности труда и ответственности специалистов, согласно разработанных стандартов и регламентации деятельности.


загрузка...