Пенсионное дело: взаимосвязь политико-экономического и институционального подходов (15.06.2010)

Автор: Гурьева Ольга Юрьевна

Наряду с четко выделенными принципами формирования доходной части пенсионного фонда, выделим и принципы его расходования. На наш взгляд, они следующие.

Обеспечение «сохранности прав» застрахованных в отношении произведенных взносов в течение страхового периода. Проблему гарантированности пенсионных прав также поднимали В. Роик, Е. Гонтмахер и другие. Только на основе гарантированности соблюдения прав застрахованных можно обеспечить их долговременную мотивацию к отчислению пенсионных средств, к открытости получаемых ими доходов, участию в инвестиционных программах государственного пенсионного фонда страны и негосударственных пенсионных фондах.

Справедливая дифференциация размеров пенсии в зависимости от продолжительности страхового стажа и уровня дохода, с которого отчислялись взносы. Накопительная пенсионная система по сравнению с распределительной в гораздо большей степени обеспечивает справедливость при определении уровня пенсии конкретному застрахованному. В распределительных системах работают мощные перераспределяющие механизмы, нивелирующие существенную дифференциацию в пенсионных отчислениях от различного уровня доходов.

Страховой характер пенсионных взносов. Усиление этого принципа позволит сформировать личную ответственность застрахованных за собственное будущее и именно в процессе распределения, когда определяется конкретный уровень индивидуальной пенсии, каждый застрахованный должен понимать индивидуальную решающую роль в формировании этого уровня.

Оптимальное соотношение между накопительной составляющей пенсионного фонда, стимулирующей индивидуальные пенсионные взносы, и уравнивающими распределительными механизмами, обеспечивающими определенный уровень жизни всем пенсионерам. Здесь в первую очередь необходимо выбрать критерий оптимизации пенсионной системы, обеспечивающий оптимальное на современный момент соотношение распределительной и накопительной составляющих пенсионной системы.

Недопустимость необоснованного роста административных (управленческих) расходов пенсионного фонда на фоне снижающегося уровня жизни пенсионеров. Безусловно, такой структуре государственного масштаба необходима развитая инфраструктура, современная техническая база, высококвалифицированные сотрудники. И все же многие расходы, особенно капитального характера, вызывают сомнение в своей необходимости, тем более на фоне невысокого уровня жизни большинства пенсионеров.

Запрещение нецелевого использования средств пенсионного фонда.

Недопустимость снижения доли пенсионного фонда в общих перераспределительных процессах общества. Пенсионный фонд РФ занимает все меньшую долю в распределительных процессах общества. Его доля в валовом национальном продукте упала с 7,68% в 2005 г. до 6,75% в 2008 г. Это значит, что пенсионеры получают от этого современного общества, для которого когда-то они работали, все меньшую часть тех благ, которые им положены по праву. Это тем более показывает несправедливость в оценке их прошлых трудовых заслуг, результатами которых молодые поколения пользуются в настоящем, а в немалой степени – будут пользоваться и в будущем.

Единство потребляемой и накопляемой частей пенсионного фонда.

Объективные условия распределения пенсионного фонда приводят к необходимости разделить его на часть, которая идет на текущее потребление, и часть, которая сохраняется для потребления в будущем, а в настоящем – инвестируется в различные проекты. Одна из частей выступает как финансовая база для выплаты текущих пенсий, другая – это так называемый пенсионный капитал.

По нашему мнению, пенсионный капитал – это часть стоимости рабочей силы, созданная в прошлом периоде ее функционирования и сохраненная (отложенная) с целью дальнейшего потребления в будущем, в период нетрудоспособности застрахованного работника.

Основной целью, которую мы ставим перед собой, вводя такую теоретическую категорию, как пенсионный капитал, является то, что по своему происхождению он является частью стоимости рабочей силы, находит свое выражение в конкретных инвестиционных проектах. За счет этого капитала создана часть национального богатства страны. Одна из основополагающих идей накопительной пенсионной системы как раз и состоит в том, чтобы работник, став пенсионером, продолжал бы жить как раз за счет той части стоимости своей рабочей силы, которая в свое время была не потрачена для текущего потребления, а отложена в виде пенсионного капитала не только с целью его сохранения, но и с целью преумножения. Это дает полное право пенсионеру не считаться иждивенцем общества, как это поверхностно может быть воспринято, не вдаваясь глубоко в механизм формирования стоимости рабочей силы и той части этой стоимости, которую мы определяем как пенсионный капитал.

Рассуждая о потребляемой части пенсии необходимо определить, какой именно уровень пенсии можно назвать оптимальным с точки зрения образа жизни пенсионера. Его можно назвать общественно-необходимым уровнем и все расчеты по оптимизации пенсионного фонда можно вести, учитывая выведенный общественно-необходимый уровень пенсии в стране на данный момент времени.

?????????

O – это такой ее размер, который позволит удовлетворять общественно-необходимые потребности пенсионера в общественно-нормальных условиях его жизнедеятельности (т.е. при усредненном уровне удовлетворения этих потребностей для большинства пенсионеров).

Нами была апробирована методика расчета общественно-необходимого уровня пенсии (без учета лекарств и товаров длительного пользования). На ее основе мы получили такой уровень на конкретный период времени (апрель 2008 г.), сравнили с уровнем средней пенсии в Ивановской области на тот момент и выяснили, что для доведения ее размера до общественно-необходимого Ивановской области потребуется дополнительно 118 млн. рублей. Между тем, как региональный бюджет, так и региональный пенсионный фонд Ивановской области являются дотационными (доходы пенсионного фонда области только на треть собраны из собственных источников).

Оптимальное соотношение структурных составляющих пенсионного фонда в рамках проводимой реформы: страховой и накопительной (с 2010 г.).

Подобная структура пенсионного фонда, а значит, и выплачиваемой пенсии, - важнейшая характеристика. От соотношения частей пенсии зависят в целом функции пенсионного фонда. В зависимости от того, какая составная часть пенсии превалирует, такую в целом цель будет преследовать пенсионная система.

Главная задача страховой части пенсии – мотивировать застрахованных работников регулярно уплачивать страховые взносы. Именно сумма внесенных за весь трудовой период страховых взносов в дальнейшем будет главным основанием дифференциации пенсий у лиц с различным страховым стажем и уровнем заработка. Только в современных российских условиях существенной разницы в уровнях пенсий наблюдаться не будет. Отличительная черта нынешней финансовой модели социального страхования - во многом нестраховой характер зарабатывания страховых (пенсионных) прав и значительные масштабы перераспределения ресурсов. Это ведет к тому, что страховая часть пенсии не выполняет своей основной функции – служить достойным вознаграждением в старости в результате справедливой дифференциации пенсий, которая в свою очередь зависит от существенного отличия размера отчисленных пенсионных взносов у разных людей.

Основная задача накопительной части пенсии – приращение пенсионных отчислений. С течением времени накопительная составляющая в общей структуре пенсии пенсионных взносов будет расти. Вероятно, это делается с целью мотивирования застрахованных граждан к активному инвестиционному поведению в основном по отношению к негосударственным пенсионным фондам и негосударственным управляющим компаниям.

Следующий аспект абстрактно-теоретического рассмотрения пенсионного фонда – функциональный. Полноценность любой категории обнаруживается путем выяснения, насколько эффективно она в реальных условиях выполняет свои функции. На наш взгляд, функциональный аппарат пенсионного фонда следующий.

Кумулятивная функция. Проводится целевой сбор страховых взносов в доходную часть пенсионного фонда.

Учетная функция. Организуется индивидуальный (персонифицированный) учет отчислений застрахованных. Это – одна из немногих функций пенсионного фонда, осуществленная полностью.

Контрольная функция. Ведется контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в пенсионный фонд страховых взносов, а также контроль за правильным расходованием его средств.

Информационная функция. Пенсионный фонд должен информировать население о содержании пенсионной реформы и об изменениях в своей политике. Информация как юридического, так и отчетного характера регулярно публикуется в периодических изданиях.

Законотворческая функция. Пенсионный фонд РФ издает ряд положений, постановлений и инструкций, регламентирующих его деятельность.

Распределительная функция. Пенсионный фонд участвует в распределительных процессах общества. Как уже было отмечено, из года в год наблюдается тенденция вытеснения пенсионного фонда из распределительных процессов общества, а это значит, что происходит ущемление прав застрахованных лиц к моменту выхода на пенсию.

Доходообразующая функция. Доходная часть пенсионного фонда своей главной целью преследует формирование пенсионного дохода у пенсионеров. Это - одна из самых значимых функций пенсионного фонда, а в глазах абсолютного большинства застрахованных – самая значительная.

Инвестиционная функция. Пенсионный фонд, располагая огромными денежными ресурсами, на национальном уровне является активным инвестором. Эта функция подразумевает не только приращение доходной составляющей пенсионного фонда через эффективное инвестирование пенсионных средств, но и формирование инвестиционной активности у застрахованных. В целом в третьем квартале 2009 г. наибольшую доходность показала УК «Портфельные инвестиции» (54,82%). Управляющая компания Внешэкономбанк, представляющая государство и аккумулирующая львиную долю пенсионных средств, показала по итогам квартала всего 3,14% доходности, что намного ниже официального уровня инфляции в 8%.

Стимулирующая функция. Эта функция формирует долговременную трудовую мотивацию застрахованных. Пенсионное страхование является одним из главных стимулов к трудовой деятельности, поскольку у абсолютного большинства застрахованных финансовое обеспечение периода их нетрудоспособности происходит исключительно за счет страховых платежей.

Функция международного сотрудничества. Пенсионный фонд РФ осуществляет межгосударственное и международное сотрудничество по вопросам, относящимся к его компетенции.

И наконец, последний блок наших рассуждений в п. 2.1. – представление пенсионного фонда как института в рамках его институционального рассмотрения. Как институт пенсионный фонд оказывает влияние на поведение субъектов в обществе, в частности, на формирование долгосрочной трудовой мотивации, инвестиционной активности. Но и экономическое поведение пенсионного фонда может быть подчинено правилам и нормам, действующим в обществе. Вот почему с точки зрения институциональных позиций эти нормы так важны, и они, безусловно, меняются в зависимости от ценностей и приоритетов государства и общества в конкретный момент.

Экономическое поведение пенсионного фонда формирует и соответствующее восприятие пенсионеров обществом. Модели активного поведения пожилых нетрудоспособных в первую очередь проявляют себя в том, что пенсионер продолжает чувствовать себя полноценным и полноправным членом общества, продолжая участвовать в жизни этого общества. И в первую очередь ориентировать на такое поведение должен пенсионный фонд через пенсию как связующее звено между ним и пенсионером.

В п. 2.2. показано влияние внешней среды на функционирование пенсионного фонда. Рассматривая факторы внешней среды и их влияние на функционирование пенсионного фонда, мы используем целевой подход, построив дерево целей. Мы характеризуем каждую из внешних социально-экономических систем общества, где функционируют эти факторы, а также определяем частные цели, которые должны выполнять эти факторы, чтобы пенсионный фонд, как зависящая от них система, исполнял свою главную цель – обеспечить всем застрахованным достойную пенсию. В общей социально-экономической системе общества можно выделить следующие факторы, оказывающие непосредственное, а зачастую и решающее влияние на формирование пенсионного фонда.

Демографические факторы. Демографическая структура российского общества такова, что нагрузка, возложенная на работающее население в связи с обеспечением пенсионеров, уже крайне велика, и она постоянно увеличивается. В 1920-1930 гг. люди в возрасте более 60 лет составляли около 6% всего населения. К 1960 г их число выросло до 9%, а к началу 90-х годов доля лиц в указанном возрасте составляла уже около 16% всего населения, причем демографические прогнозы показывают резкий рост этого показателя в ближайшем будущем - до 20% к 2015 году.

Факторы занятости населения. От количества занятых, и что особенно важно, от доли официально трудоустроенных напрямую будет зависеть состояние и устойчивость пенсионного фонда страны. Уже сейчас потребности экономики значительно превышают предложение со стороны экономически активного населения, численность которого в августе 2009 г. составила, по оценке Росстата, 75,75 миллиона человек, или около 54% от общей численности населения страны. Занятые составляют 70,97 млн. чел., т.е. еще меньше.

Факторы сферы доходов. Необходимо сформировать мотивированность к уплате страховых взносов у застрахованных. А здесь немалую роль будут играть трудовые доходы застрахованных, получаемые официальным путем. В 2009 г., по оценкам некоторых специалистов (Е. Ясин), скрытая заработная плата составляла до 35% общих доходов.

Финансово-кредитные факторы. Введенный в 2005 г. и действовавший до 2010 г. Единый социальный налог совершенно подменял истинную сущность и назначение платежей. Вместо того, чтобы служить средством страхования социальных рисков наемной рабочей силы, ЕСН превратился в очередную налоговую обузу для работодателей. Что касается инвестирования средств пенсионного фонда, следует отметить, что порядка 93% застрахованных оставляют свою накопительную часть государственной управляющей компании (в отличие, например, от Швеции, где за 5 лет аналогичной пенсионной реформы к частным компаниям перешли 65% застрахованных). За последние годы работа государственных инвесторов с пенсионными средствами не отличается высокой доходностью.

Влияние внешних факторов может серьезно разрушить устойчивость пенсионного фонда как системы. К сожалению, еще раз приходится констатировать, что все многообразие внешних факторов и тем более степень их влияния на пенсионный фонд в свое время учтено не было. В определенной степени именно поэтому сегодня пенсионный фонд находится в крайне неустойчивом состоянии, и поверхностными косметическими мерами уже не обойтись.

Глава 3. Пенсия как категория наемного труда в рамках абстрактно-теоретического исследования


загрузка...