КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД (15.06.2010)

Автор: Фахрутдинова Елена Валерьевна

Структура потребностей может меняться у одного и того же человека на протяжении различных периодов его жизни. При этом, чем ниже субъективно-нормальный уровень удовлетворения потребностей существования, тем более вероятно, что после его достижения будут доминировать интеллектуальные и духовные потребности.

Основные отличия предлагаемой структуры потребностей состоят в следующем. Потребности делятся на два вида: существования и достижения целей жизни. К первому виду относятся потребности: физиологические, безопасности, причастности; ко второму — потребности в материальных благах, власти и славе, знаниях и творчестве, духовном совершенствовании. Выделяются три уровня удовлетворения потребностей существования: минимальный, базовый, уровень роскоши. Потребности достижения целей жизни формируются после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования. Базовые уровни удовлетворения потребностей существования могут иметь значительные индивидуальные различия.

На основе проведенного нами анализа существующих классификаций потребностей определено, что реализуемые в настоящее время в РФ приоритетные национальные проекты направлены в первую очередь на удовлетворение: потребностей в материальных благах, необходимых для поддержания жизни (Ф.М.Достоевский); физических потребностей (Г.Гегель); потребностей существования (К.Альдерфер, В.И.Тарасенко); потребностей обеспечения (В.Г.Подмарков); физиологических потребностей - питания и выделения, потребности расширения жизненного пространства, деторождения (воспроизводство рода), потребность физического развития, здоровья, общения с природой (А.Маслоу); гигиенических потребностей – физиологические потребности и санитарно-гигиенические условия труда (Ф.Геррцберг); в пище, жилище и одежде (К.Маркс).

Вместе с тем, отмечено, что другие категории потребностей своего отражения в национальных проектах не нашли. Частично с помощью института национальных проектов удовлетворяются духовные потребности. Но это только потребность в образовании. За бортом оказались другие составляющие духовных и социальных потребностей, потребностей в безопасности и самореализации. Нельзя не отметить, что государство с целью повышения качества жизни пытается охватить и другие потребности людей, например, проведением года Семьи или года Молодежи и спорта.

Для познания категории «качества жизни» неизбежно познание характера и сущности общественного строя, в условиях которого реализуется соответствующее ему качество жизни. Ключевой проблемой современной политической экономии является отсутствие целостности рассмотрения социальных, экономических и природных систем. В экономической литературе многие аспекты трансформации экономических систем трактуются по-разному. Это многообразие точек зрения обусловлено сложностью и многовариантностью осуществления трансформации. Но самой важной причиной является различие методологических подходов к исследованию проблемы и изучению структуры трансформируемого объекта.

Существенные изменения институциональной структуры общества с целью переориентации экономики на человека, являющегося основой развития постиндустриального общества.

В настоящее время под человеческим капиталом понимается сформировавшийся в результате вложений в человека определенный запас его здоровья, знаний, способностей к труду, мотиваций, которые способствуют росту производительности труда и увеличению доходов. Современная макроэкономическая теория рассматривает человеческий капитал как важнейший фактор экономического роста. Как показывает практика, экономия на масштабах производства уже не дает значительного эффекта. Обострившаяся конкуренция на рынке требует постоянного обновления выпускаемой продукции, для чего необходим высокий общий уровень подготовки кадров, творческий подход к порученному делу, участие работников в решении технико-организационных проблем производства. Это основа возможного технологического и коммерческого прорыва, позволяющего победить на рынке.

Таким образом, инвестиции в человеческий капитал по своей значимости приобретают ведущую роль. Вместе с тем инвестиционный период этих вложений значительно длиннее, чем вложения в обычный физический каптал. Результаты функционирования человеческого капитала зависят от множества факторов, как объективных, так и субъективных. Попытка учесть все эти факторы привела к созданию нескольких моделей формирования человеческого капитала. Наиболее известными являются модели Л.Туроу, Т.Шульца, И.Бэн-Порэта. Однако все они выполняют в основном чисто методологические функции. На практике количественная оценка инвестиций в человека осуществляется на основе принципа капитализации будущих доходов. Он базируется на так называемом предпочтении благ во времени, которое исходит из того, что люди склонны выше оценивать имеющиеся блага в настоящем, чем такое же количество в будущем.

В диссертации предлагается использовать в управлении социальной сферой с целью переориентации экономики на человека инновационный подход, в основе которого лежат следующие принципы: смещение приоритетов развития общества на социальную составляющую; переход от количественных к качественным оценкам; повышение качества жизни в планируемом периоде; обеспечение взаимосвязи и взаимозависимости качества жизни человека и общества в целом; формирование совместных интересов (экология); определение зависимости между потребностями и способностями их удовлетворения; формирование критериев оценки качества жизни человека в соответствии с уровнем развития общества. Таким образом, необходимость изменения приоритетов функционирования и развития социальной сферы, определения в качестве главной цели развития общества - повышение качества жизни населения, представляется целесообразной смена существующей модели управления социальной сферой и переход на новую инновационную модель.

За последние годы (2005-2010 гг.) в России наметилась четкая тенденция в развитии и совершенствовании ключевых направлений по повышению качества жизни жителей страны. И связано это не только с началом нового витка истории или нового тысячелетия, но и с активной государственной политикой, которая в настоящее время приобрела образ устойчивой положительной тенденции. Причем, если раньше представление исполнительной власти о российских реалиях было основано только на теории, то теперь ни у кого не вызывает сомнения практический подход к делу исполнительной и законодательной ветвей власти.

Особенностями социальной политики социального государства является обеспечение прочной связи между свободной конкуренцией в экономической сфере и социальным равновесием в обществе за счёт эффективного государственного управления и принципов социального партнерства. Концепция «социального государства» впервые появилась в научной литературе в середине XIX века в Германии. Учеными была сделана попытка определить место и роль государства в обеспечении: справедливого распределения доходов между трудом и капиталом, социальной солидарности общества и заботы имущих и работающих о неимущих и неработающих, общественного прогресса. Эта концепция нашла воплощение в XX веке в послевоенной Западной Германии, Испании, Франции, которые согласно конституциям своих стран были провозглашены социальными государствами. Её основные положения включают следующие принципы:

главной целью экономического развития является высокий уровень благосостояния всех слоев населения;

путь к достижению этой цели лежит через свободную рыночную экономику;

активная и ответственная роль в создании необходимых условий для эффективного развития экономики отводится государству;

высокий уровень благосостояния всех слоев населения, социальное партнерство служат основой для утверждения гражданских свобод и демократии.

Главной задачей социальной политики является последовательное повышение уровня жизни населения за счет поэтапного решения социальных проблем, выработки механизмов эффективного использования бюджетных средств при согласовании обязательств Правительства и реальных возможностей финансирования.

Институциональное содержание системы управления социальной сферой с целью переориентации экономики на человека проявляется в сознательном формировании организационных, правовых, экономических мероприятий и согласовании принимаемых решений в этой сфере на разных уровнях иерархии управления. Такое формирование возможно лишь в форме государственного управления. Таким образом, организация эффективного государственного управления в социальной сфере непосредственно связана с его институциональным содержанием. Оно проявляется в первую очередь в том, что в системе управления первостепенное значение приобретают элементы целесообразного функционирования социальной сферы, что является одним из системных признаков. Особенно это актуально в современных условиях хозяйствования, когда право принятия решений по развитию социальной сферы территорий, преимущественно, сосредоточено в ведении субъектов РФ.

Институциональная структура качества жизни населения, включающая институты административного регулирования, экономические институты, рыночные институты.

Установлено, что в процессе непрерывной трансформации вышеперечисленных институтов в их взаимосвязи и взаимозависимости предполагается их возможная деформация и их органичное встраивание в процессы повышения уровня качества жизни населения, способствующее наряду с совокупностью формальных институтов (нормативные требования, экономические инструменты и др.) становлению институционального саморегулирования в совершенствовании политики роста общественного благосостояния, сбалансированности социальной ответственности бизнеса и государства с целью снижения социальной напряженности общества, как важнейшего структурного маневра, обеспечивающего воздействие на качество жизни населения с учетом изменяющейся социальной структуры общества.

По Д. Норту институты определяют систему побудительных мотивов человеческого взаимодействия, посредством встроенных в них стимулов и формируют возможности, которыми располагают члены общества. Для использования этих возможностей люди объединяются в организации, которые подобно институтам структурируют взаимоотношения между людьми. Организации оказывают влияние на процесс изменения институциональных рамок, которые в свою очередь через систему заложенных в них стимулов, определяют какие организации возникают, и как они развиваются.

Идея социального вклада бизнеса в устойчивое развитие нашего общества и повышение качества жизни населения как необходимого элемента цивилизованного ведения бизнеса и необходимого элемента корпоративной культуры активно поддерживается бизнес-сообществом и государственными структурами. Заметно широко это направление в корпоративном управлении представлено в практике крупного российского бизнеса, однако в последнее время растет число малых и средних предприятий, реализующих концепцию (или ее элементы) социальной ответственности бизнеса.

Согласно исследованиям ученых Валитова Ш.М. и Мальгина В.А. процесс взаимодействия бизнеса и власти достаточно динамичен. Его характер меняется вместе с изменениями институциональной структуры общества и представляет собой конкретные формы взаимоотношений, складывающихся между обществом в лице конкретных субъектов государственной власти и субъектами бизнеса, выступающими движущей силой рыночного хозяйства. При этом институциональные преобразования складываются в прогрессивные направления развития общества, экономики только в том случае, если проводимые институциональные реформы осуществляются в органической взаимосвязи с потребностями общества. В противном случае зарождающиеся институты будут лишь обезличенным механизмом, не имеющим конкретных задач реализации своих интересов.

Тем не менее, в России концепция социальной ответственности бизнеса в повышении качества жизни населения воспринята еще незначительным числом компаний. Об этом говорят данные социологического обследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2007 г. в 40 субъектах Российской Федерации. Основными его целями были выявление общественного мнения по поводу социальной роли крупного и среднего бизнеса, оценок общественных ожиданий в области социальной ответственности бизнеса, определение глобальных тенденций и национальной специфики социальной ответственности предпринимательства.

На материалах приведенного социологического опроса выделены имеющиеся противоречия в реализации интересов государства, бизнеса и гражданского общества. Видно, что первоочередные задачи для бизнеса являются невостребованными у населения. А преобладающие интересы государства находятся на последнем месте у бизнеса (табл.2). Для разрешения имеющихся противоречий государство должно создать институциональные основы формирования социальной ответственности бизнеса в развитии качества жизни населения.

Институциональная среда взаимодействия властных и предпринимательских структур, по мнению ученых, включает в себя всю совокупность формальных и неформальных норм и правил, обеспечивающих координацию хозяйственной деятельности субъектов. Действующая в настоящее время институциональная структура в России не способствует оптимальному перераспределению собственности с точки зрения повышения эффективности хозяйственной системы, а скорее наоборот, создает прецендент для коррупционного передела ее постприватизационной структуры методами силовой реакции. Это снижает активность субъектов и мешает выстраивать эффективность механизм взаимодействия с органами власти.

Разработано авторское понятие социально ответственного бизнеса как деятельности, обусловленной: потребностями общества и вступающей в противоречие с экономической эффективностью осуществляемой деятельности с одной стороны; заинтересованностью в социальном инвестировании ввиду ограничения использования материальных факторов производства, тогда как возможности человеческих ресурсов безграничны.

В связи с этим актуальным становится вопрос государственного регулирования качества жизни населения, поскольку, с одной стороны, государство выступает защитником прав, интересов народа, с другой стороны, способствует развитию экономики страны через создание условий для бизнеса, привлечение иностранных инвестиций, поддержку отечественных товаропроизводителей, в целях повышения уровня и качества жизни населения.

Таблица 2.

Противоречия интересов государства, бизнеса и населения.

Бизнес Население Государство

Создание новых рабочих мест Предоставление материальной помощи малоимущим, инвалидам и другим социально уязвимым группам Развитие направлений социальной работы, связанных с поддержкой развития институтов гражданского общества (улучшение ситуации в области прав человека, поддержка социальных инициатив граждан и общественных организаций)

Предоставление дополнительных социальных гарантий работникам своих предприятий Развитие материальной базы здравоохранения, образования и науки, культуры, спорта

Организация повышения квалификации и переобучения работников Создание новых рабочих мест

?$????????d?Ё

ной инфраструктуры, Предоставление социальных гарантий работникам предприятий

Предоставление денежного поощрения талантливых деятелей науки и культуры

Векторность уровней качества жизни населения в ходе трансформации социально-экономических условий России на пути к постиндустриальной экономике.

Серьезные институциональные перемены в общественном и, в первую очередь, экономическом устройстве нашего государства привели к созданию нового экономического механизма в нашей стране, характеризующегося многообразием форм собственности и хозяйствования, либерализацией экономики, активизацией предпринимательской деятельности. Новая экономика, является совокупностью видов деятельности, отличающихся большим вкладом человеческого капитала относительно материального, высокой специфичностью нематериальных активов, существенной инновационной составляющей. Она дает около 8,5—10% ВВП, включая сектор информационных технологий (1,0—1,2%), интеллектуальные услуги (1,2—1,5%). То есть инновационная направленность никогда не бывает свойственна всем видам деятельности и всем предприятиям. Главной ролью институтов является - уменьшение неопределенности (структурирование жизни) путем установления стабильной (хотя и не всегда эффективной) структуры взаимоотношений между людьми; организации взаимодействия между людьми; определение и ограничение набора альтернатив, которые имеются у каждого человека.

Векторность уровней качества жизни населения по доходам представлена нами на рисунке 3.

Рис.3.Векторность уровней качества жизни населения по доходам за 2007 г.


загрузка...