Методическая система формирования креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза (15.06.2010)

Автор: Брякова Ирина Евгеньевна

Типы учителей-словесников по уровню креативности при n=100 Стадии сформированной

креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза в конце экспериментальной работы при n=78

1.Учитель-ретранслятор - 29

2.Учитель-экспликатор - 39

3.Учитель-импровизатор - 14

4.Учитель-исследователь - 18 1.Репродуктивная – 6

2.Активизирующая – 18

3.Интегративная – 31

4. Творческая - 45

Учитывая тот факт, что стадии интеграции и творчества в формировании креативной компетентности студентов ориентируют их на модель деятельности учителя-исследователя, можно утверждать, что профессиональная деятельность выпускников, обучавшихся по нашей методической системе, будет более успешной по сравнению с деятельностью тех, кто обучался по традиционной системе.

Результаты статистической обработки данных

В процессе экспериментальной работы нами проводились замеры по выявлению стадий сформированности креативной компетентности студентов в экспериментальной и контрольной группах. Результаты замеров на начальном этапе эксперимента и на конечном этапе представлены в таблице 3. Результаты свидетельствуют о положительной динамике эксперимента.

Из анализа результатов таблицы следует, что в экспериментальной группе развитие креативной компетентности происходило более успешно, чем в контрольной.

Так, при сравнении распределения студентов в экспериментальной и контрольной группах по уровням развития креативной компетентности на начало эксперимента

Данный результат подтверждает, что распределение экспериментальной и контрольной групп по уровням развития креативной компетентности не различались на начало эксперимента.

Таблица 3

Динамика стадий сформированности креативной компетентности

студентов-филологов на начало и конец

эксперимента в экспериментальной и контрольной группах (в %)

Стадии Э/Г

начало эксперимента Э/Г

конец эксперимента К/Г

начало эксперимента К/Г

конец эксперимента

Репродуктивная 38,46 6,41 46,51 32,85

Активизирующая 32,05 17,95 37,21 34,29

Интегративная 29,49 30,77 16,28 22,86

Творческая 0,00 44,87 0,00 10,00

Результаты статистической обработки подтверждают, что распределение в экспериментальной группе на начало и конец эксперимента различается.

что подтверждает положительную динамику развития в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.

В заключении подводятся итоги исследования, представлены основные результаты на уровне обобщений и рекомендаций к их использованию.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью развития творческих способностей личности в свете осмысления процессов, происходящих в обществе и науке, и переходе их на язык компетенций и компетентностей.

Поскольку креативная компетентность не существует заранее в готовом виде, а формируется в образовательном процессе освоения личностью компетенций, создаётся как «продукт индивидуального творчества и саморазвития», необходима мотивация вузовских преподавателей и студентов к креативной деятельности. Она проявляется, с одной стороны, в заинтересованности преподавателя в студенте с развитыми творческими способностями, с другой стороны - в реализации преподавателем собственного творческого потенциала.

Формирование креативной компетентности возможно только в методической системе, успешная работа которой зависит от реализации принципов её построения и функционирования, в основание которых положены философские, педагогические, методические принципы.

В результате работы методической системы формирования креативной компетентности меняются ценностные ориентации у студентов, усиливается их педагогическая позиция, профессиональная направленность, формируется личная и профессиональная креативность.

Проведённый анализ количественных и качественных результатов экспериментальной работы, в том числе и методом математического анализа, показал, что выдвинутая гипотеза нашла своё подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.

Основные выводы

1. Креативная компетентность студентов-филологов - это интегральное многофакторное свойство личности, обусловливающее на профессиональной основе развитие литературно-творческих способностей школьников и саморазвитие собственных творческих способностей студентов.

Составляющими данной компетентности является ряд компетенций, которые не сводятся только к знаниям, умениям, навыкам, а определяют ещё и свойства личности устанавливать связи между знанием и ситуацией, формировать процедуру творческого решения поставленной задачи, опыт эмоционально-ценностных отношений: филологическая компетенция (литературоведческая, языковая и лингвистическая), культурологическая компетенция, психолого-педагогическая компетенция и наиважнейшая в этом составе методическая компетенция.

С помощью определённых нами критериев, показателей, стадий креативной компетентности, специальных диагностик и методик можно фиксировать и формировать развитие креативной компетентности студентов – будущих учителей русского языка и литературы.


загрузка...