Россия и зарубежные соотечественники: проблемы консолидации и интеграции в новых геополитических условиях (15.06.2009)

Автор: Скринник Виталий Михайлович

СКРИННИК ВИТАЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ

Россия и зарубежные соотечественники:

проблемы консолидации и интеграции

в новых геополитических условиях

Специальность 23.00.04 –

Политические проблемы международных

отношений и глобального развития

А в т о р е ф е р а т

диссертации на соискание ученой степени

доктора политических наук

Бишкек – 2009

Диссертация выполнена на кафедре истории и культурологии

Кыргызско-Российского Славянского университета

Научный консультант: доктор политических наук

КАНГЕЛЬДИЕВ А.Н.

Официальные оппоненты: доктор исторических наук

НИКОНОВ В.А.

доктор политических наук

РУДОВ Г.А.

доктор политических наук

ХОПЕРСКАЯ Л.Л.

Ведущая организация: кафедра политологии и

социальной политики Российского государственного

социального университета

Защита состоится ___________________ в 15.00 на заседании диссертационного совета Д 730.001.07 по историческим и политическим наукам при Кыргызско-Российском Славянском университете по адресу: 720000, г. Бишкек, проспект Чуй, 44, ауд. 432.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Кыргызско-Российского Славянского университета: г. Бишкек, ул. Киевская, 44.

Автореферат разослан «_____» ____________ 2009 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат исторических наук,

доцент Кравченко Т.Ф.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Распад СССР и образование новых независимых государств привели к появлению этнокультурного феномена, не имеющего до сих пор ни правового, ни строго научного определения – российской диаспоры, включающей, по оценкам, более 50 млн. советских людей, оказавшихся за пределами своей этнической Родины. Миграционные потоки, имевшие, да и имеющие по сей день место на территории всего постсоветского пространства, разумеется, привели к значительному уменьшению этой цифры, но остающиеся за пределами России около 20 млн. россиян ближнего и 11 млн. – дальнего зарубежья являются значительным интеллектуальным ресурсом, как для России, так и для мировой цивилизации, обладают большим созидательным потенциалом и способны оказывать серьезное влияние на культурную, научную и общественную жизнь многих стран мира.

Актуальность темы исследования определяется значительными позитивными изменениями в понимании места зарубежных российских соотечественников в системе приоритетных направлений современной российской внешней политики. Долгое время проблематика российской диаспоры, особенно ближнего зарубежья, не встречала адекватной реакции со стороны России, хотя недостатка в заявлениях о значении этого направления, выражении озабоченности в связи с гуманитарной ситуацией в новых независимых государствах не было. Но не подкрепленные практическими шагами, пусть небольшими, но значимыми акциями в сфере двусторонних отношений, прежде всего, экономических, вне связи с реальным положением дел в сфере обеспечения прав российских соотечественников в этих государствах, они оставались лишь декларациями о намерениях.

Сегодня можно с удовлетворением отметить кардинальное изменение ситуации в позитивном направлении. Особые задачи и актуальность деятельности российской дипломатии были подчеркнуты Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в выступлениях как на первом (2001), так и на втором (2006) Всемирных конгрессах соотечественников, проживающих за рубежом.

В настоящее время пришло понимание того, что только диаспора, прочно интегрированная в общественно-политическую и экономическую жизнь регионов своего проживания, но сохраняющая при этом свою национально-культурную самобытность, связи с исторической Родиной, способна стать действенным фактором стабильности, активно содействовать укреплению и развитию межгосударственных отношений. Об этом свидетельствуют не только заявления первых лиц Российской Федерации, но и программные документы, определяющие внешнеполитическую стратегию РФ, в частности, Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в

Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (2006), Программа работы с соотечественниками за рубежом на 2006–2008 гг., новая Концепция внешней политики РФ (2008).

Нет сомнения в том, что существует потребность в исследовании политико-правовых механизмов регулирования межнациональных отношений, целесообразности избранных форм, способов и средств реализации этнокультурной политики России по отношению к соотечественникам ближнего и дальнего зарубежья.

В зоне особого внимания оказались также вопросы статуса языка и культуры каждого из народов, не относящихся к титульному этносу. Прямое и косвенное ограничение прав в общественно-политической и социально-экономической жизни «нетитульных» народов, сокращение русскоязычного образовательного пространства – эти вопросы находятся в поле зрения широкой общественности как в Российской Федерации, так и в новых независимых государствах и требуют глубокого научного изучения и систематизации.

Деятельность Правительства Москвы – бесспорного лидера в деле поддержки зарубежных российских соотечественников, активно апробирующего новые модели взаимодействия с бизнес-кругами и интеллектуальной элитой русскоязычного зарубежья, особенно актуальна в контексте исследования общегосударственного и общемирового опыта по взаимодействию с российскими соотечественниками.

Зафиксированный в программных документах Российской Федерации, отмеченный конкретными позитивными шагами их реализации новый этап в развитии российской политики по отношению к соотечественникам предполагает необходимость широкого обобщения и углубленного анализа практической деятельности в области не только защиты их прав, что безусловно важно, но и в аспекте выстраивания взаимоотношений современных государств с зарубежными диаспорами.


загрузка...