Теоретико-методологические особенности преодоления стагфляционных процессов в трансформационной экономике (на примере Республики Таджикистан) (15.06.2009)

Автор: Ризокулов Туракул Рабимкулович

Апробация работы. Результаты исследования были доложены на многих научно-теоретических и научно-практических конференциях, в том числе на 5 международных конференциях: 2-ой международный симпозиум «Современные фискальные проблемы трансформационной экономики». – Кыргызско - Турецкий Университет МАНАС, - Бишкек, 2007; Актуальные проблемы социально –экономического развития в современных условиях. Университет экономики и предпринимательства, Жалалабад (Кыргызстан), 2007; Актуальные проблемы естественно- педагогических, экономических и технических наук. – Сулюкта (Кыргызстан), 2006.; Международная научно-практическая конференция, посвященная 15-летию государственной независимости РТ и 1000-летию великого поэта Джалолиддина Руми – Таджикский государственный университет права, бизнеса и политики (Худжанд, Таджикистан); Международная конференция «Наука и современное образование: проблемы и перспективы», посвященная 60-летию Таджикского государственного национального университета (ТГНУ). – Душанбе, 2008.

По результатам исследования опубликовано 15 научных работ общим объемом 38,9 п.л., в том числе 2 монографии (объемом 29,8 п.л.) и 9 научных статей в рецензированных ВАК-ом РФ журналах.

Структура работы. Цель и задачи исследования определили структуру диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух разделов, восьми глав, заключения, списка использованной литературы. Работа изложена на 405 страницах, включая 79 таблиц и рисунков.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. Обоснованы новые подходы в периодизации развития национальной экономики, уточнен понятийно-категориальный аппарат исследования, систематизированы и конкретизированы основные положения теорий, направленных на объяснение форм макроэкономической нестабильности.

Трансформационные процессы в экономике постсоциалистических стран, в частности в Республике Таджикистан, требуют исследования всех экономических явлений и процессов, которые влияют на темпы роста экономики. Замедленный темп экономического развития, отрицательный платежный баланс, стагнационные процессы в отдельных отраслях производства, рост численности безработных, сопровождаемые хронически высокой инфляцией, свидетельствуют о том, что в экономике страны проблема трансформационных кризисов пока полностью не решена. В данном контексте развитие национальной экономики в годы суверенитета в ретроспективном плане условно разделено автором на два этапа. Первый этап - это 1991-1996 гг., когда кардинальная трансформация социально-экономических устоев общества, переход экономики на рыночные рельсы и непредвиденная гражданская война вызвали стремительное падение производства и разрушение денежной системы. Второй этап начался в 1997г. и продолжается по настоящее время. В этот период в экономике были достигнуты некоторые позитивные результаты, что выразилось в улучшении макроэкономических показателей, в стране была обеспечена также полная политическая стабильность. Основные макроэкономические показатели, характеризующие экономическое состояние общества на указанных этапах развития, приведены в таблице 1.

Таблица 1

Некоторые макроэкономические показатели экономики Республики Таджикистан в годы суверенитета (в %)

В сред.

на2 этапе

- - 6,7 16,2 32,9

* Данные из источников Национального Банка Таджикистана.

* * Собственные расчеты автора.

Данные таблицы свидетельствуют, что в Таджикистане в 1991-1996 гг. глубокий рецессионный процесс сопровождался высокими темпами инфляции, что говорит о слампфляционном характере кризисов (спадоинфляции) на начальном этапе строительства рыночных отношений. Начиная с 1997 г., с приостановлением падения производства и достижением положительных темпов экономического роста проблема слампфляции в отчественной экономике была решена. Наблюдается много позитивных тенденций, в частности имеет место хотя и малое, но заметное увеличение физического объема производства ВВП и ВВП на душу населения. Но эти положительные тенденции не являются свидетельством того, что существующие в стране макроэкономические проблемы, связанные с рыночными преобразованиями, преодолены. К таким проблемам в области макроэкономики можно отнести медленные темпы экономического роста, инфляцию, безработицу, высокий уровень бедности, неполную загрузку производственных мощностей и др. Помимо этого, до сих пор по основным макроэкономическим показателям, таким, как производство ВВП и ВВП на душу населения, не достигнут предреформенный уровень. Поэтому достигнутый темп экономического роста автор считает медленным: если такой темп (6,7% в год) будет сохраняться и в перспективе, то для того чтобы удвоить производство ВВП, понадобится более 10 лет. К тому времени демографические тенденции в республике и прогресс в мировом сообществе сведут этот рост на нет. По мнению диссертанта, существующие темпы экономического роста необходимо увеличить более чем на 10 %, что позволит сократить срок удвоения производства ВВП и снижения уровня бедности в стране. Вдобавок к этому, как показывают данные таблицы 1, в таджикской экономике инфляция носит хронический характер и сопровождается высоким уровнем безработицы, что замедляет движение отечественной экономики вперед. Объединив указанные макроэкономические проблемы в одно целое, можно констатировать, что перед отечественной наукой и практикой встает не что иное, как проблема стагфляции.

В мировой практике стагфляция не является новым явлением, она имела место почти во всех странах мира, особенно после 70-х годов XX в. Говоря иначе, стагфляция как новый термин, как кризис особого рода вошла в мировую экономическую науку именно «благодаря» кризисам, происходившим в экономике развитых стран мира в 70-е и 80-е годы XX в. Для Таджикистана же, как и для других стран с переходной экономикой, переживших или переживающих проблему стагфляции в годы реализации рыночных реформ, это явление оказалось действительно новым.

Поэтому в теоретическом и практическом плане исследование мировой экономической теории и научных доктрин является отправным пунктом, принципиальным моментом для развития современной экономической науки в целом и в области проблематики переходных процессов и социально-экономических трансформаций в частности. К числу наиболее известных теоретических доктрин, которые всесторонне исследовали проблемы инфляции и безработицы, как в отдельности, так и в единстве, можно отнести доктрины кейнсианцев, монетаристов, теорию «адаптивных ожиданий», «рациональных ожиданий», «экономики предложения». Разные подходы к исследованию форм макроэкономической нестабильности представителей различных школ обусловили тот факт, что каждый из них стремился предложить свой системный анализ создавшихся ситуаций и различных совокупностей процедур, позволяющих, с их точки зрения, достичь поставленной цели – снизить уровень инфляции, довести до допустимого предела степень безработицы - и создающих необходимые предпосылки достижения желаемого экономического роста.

Кейнсианская теория возникла в тот период, когда спад производства сопровождался падением, а не ростом цен, поэтому данная теория не может объяснить природу трансформационных кризисов, охвативших страны с переходной экономикой, в частности Таджикистан. Но, предложенный Дж.М.Кейнсом инструментарий, как эффективность спроса, неполная занятость ресурсов, разрыв между сбережениями и инвестициями, недостаточность потребительского и инвестиционного спроса, неэффективность производственных инвестиций, может помочь выявить причины трансформационных кризисов и в таджикской экономике. Несоответствие кейнсианской теории реалиям отечественной экономики аргументируется тем, что те механизмы, которые, по идее Дж. М. Кейнса, не допускают углубления безработицы и инфляции, в переходной экономике не действуют. К ним можно отнести относительную устойчивость потребления, номинальную заработную плату, небольшие изменения в норме процента и предельной эффективности капитала, эффект мультипликатора.

На основе эмпирических данных автором предпринята попытка определения значения коэффициента мультипликатора (таблица 2) в национальной экономике.

Таблица 2.

Значение MPC, MPS, MPm и коэффициента мультипликатора в экономике Республики Таджикистан

Годы В среднем

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

MPC 0,8 1,01 0,65 0,59 1,91 0,48 0,73 0,80

MPS 0,2 -0,01 0,35 0,41 -0,91 0,52 0,27 0,23

MPm 0,21 0,91 0,91 0,48 1,12 0,64 0,77 0,64

MPS+MPm 0,41 0,9 1,26 0,89 0,21 1,16 1,04 0,72

Значение мультипликатора 2,43 1,11 0,79 1,12 4,7 0,86 0,96 1,36

Из таблицы 2 видно, что предельная склонность к потреблению (MPC), которая необходима в исчислении значения мультипликатора, не совсем соответствует кейнсианским теоретическим постулатам. Как известно, в теории утверждалось, что, согласно основному психологическому закону, по мере роста дохода предельная склонность к потреблению должна уменьшаться, а предельная склонность к сбережению (MPS) должна возрастать. Из приведенных же в таблице показателей следует, что предельная склонность населения и к потреблению, и к сбережению на изменение дохода реагирует хаотично, иными словами, здесь нет четко обозначенной связи между доходами, потреблением и сбережениями. Данная тенденция противоречит и современным взглядам экономистов, считающих, что в целом значения МРС и МРS остаются постоянными. Как показывают эмпирические данные, в отдельные годы МРS имеет даже отрицательное значение. Что касается взаимосвязи роста доходов и расходов на импорт, то и здесь так же трудно обнаружить четкую линейную связь между ними, что отражено в значениях предельной склонности к импорту (MPm). Такое хаотичное изменение МРС, МРS и MPm не позволяет более точно их прогнозировать. Следовательно, примерно то же самое можно сказать и по поводу мультипликатора, что очень важно при разработке экономической политики государства. Значение мультипликатора инвестиций в экономике Республики Таджикистан, рассчитанное по более сложной методике, составило в среднем 1,36. Данная величина, с точки зрения современной экономической науки, считается низкой. Кроме того, этот мультипликатор инвестиций в национальном хозяйстве не действует так, как должно было бы быть, т.е. эффект равен почти к нулю. Причиной этому является высокий удельный вес импорта потребительских товаров, обуславливающий отток капитала в зарубежные страны. Для того чтобы улучшить показатель мультипликатора в современных условиях, наиболее подходящий вариант - это снижение склонности населения к импорту, которое возможно посредством налаживания импортозамещающего производства, обеспечения роста производственного потенциала страны при одновременном повышении конкурентоспособности отечественных товаров не только на внешнем, но и на внутреннем рынках.

Анализ возможностей применения кейнсианского подхода к условиям отечественной экономики показывает, что в современных условиях, для того чтобы обеспечить рост отечественной экономики, необходимы целенаправленные инвестиции во все сектора и отрасли экономики, а не только в те, которые могут сыграть роль локомотива. Все это, способствуя наполнению рынка отечественными товарами и услугами, в конечном итоге может привести в действие мультипликатор инвестиций.

Монетаристы видят главную проблему экономики в сдерживании инфляции и стабилизации цен. Ключевым параметром, определяющим уровень цен в макроэкономике, признается объем денежной массы, обращающейся в экономике. В качестве инструмента воздействия государства на уровень банковской эмиссии признается контроль над денежной массой (наличные деньги в обращении, обязательные и необязательные резервы коммерческих банков). Монетаристы, с целью преодоления кризисов, предлагают регулировать денежную массу посредством сдерживания роста количества денег и других платежных средств в заранее заданных пределах, полностью ликвидировать дефицит госбюджета и поддерживать рестрикционную денежно-кредитную политику. Монетарная концепция регулирования экономики не может быть применима в условиях Таджикистана по той простой причине, что в переходной экономике Таджикистана не действует такой механизм монетаристов, как стабильный спрос на деньги. Кроме того, в таджикской экономике не действуют и такие рычаги, как высокая степень конкурентности рыночной системы, где цены и ставки заработной платы гибкие и в сторону увеличения, и в сторону понижения, а также стабильная скорость оборота денег. Однако в экономике Республики Таджикистан концепцию монетаристов поддерживают многие теоретики и практики. Конечно, отрицать значение денежной сферы в регулировании стагфляционных процессов нельзя, но упрощенный, механический и односторонний подход здесь также не приемлем.

Теория адаптивных ожиданий – одна из современных неоклассических теорий, разработанных на базе монетарных концепций и базирующихся на предположении о том, что будущее определяется прошлым. Суть гипотезы адаптивных ожиданий заключается, во-первых, в том, что кривая Филипса подтверждается практикой только лишь в очень краткосрочном периоде, а в долгосрочном плане, когда в экономике обеспечивается естественный уровень безработицы, кривая Филипса является вертикальной, и любая попытка по стимулированию совокупного спроса для того, чтобы удержать безработицу на уровне естественной нормы, вызывает рост инфляции. Автор считает, что основные постулаты теории адаптивных ожиданий не могут быть применимы в отечественной экономике, потому что, согласно этой теории, прошлое экстраполируется на будущее или настоящее исходит из прошлого, а национальная экономика капиталистического прошлого просто не имела.

Основываясь на ключевом уравнении теории адаптивных ожиданий, на базе эмпирических данных, автор произвел прогноз темпов инфляции в Таджикистане на 2008-й год, которые составили 27,4 %. Данная величина соответствует реальной действительности, так как инфляция, которая имела место в 2007 г., не может не сказаться и в последующие годы. В контексте изучения теории адаптивных ожиданий автор предполагает, что для нашей экономической теории и практики научную ценность представляет определение коэффициента ущерба, который позволяет оценить цену снижения инфляции за счет увеличения безработицы. Коэффициент ущерба можно исчислять как отношение кумулятивной суммы превышения безработицы над ее естественным уровнем в конкретный период к сокращению инфляции в тот же период, либо он может быть определен и через потери объема производства, которые определяются как разность потенциального и фактического объемов производства. Что касается потенциального и фактического уровня объема ВВП в Республике Таджикистан, то автор сделал несколько логических допущений, которые позволяют точнее определить этот показатель. Например, за потенциальный объем ВВП условно взят объем ВВП, произведенного в докризисном году (1991г.). В те годы, когда в национальной экономике инфляция была довольно высокой (1991 – 2000 гг.), коэффициент ущерба составил 0,43. Это говорит о том, что жесткие антиинфляционные меры (в 1995-2000гг.), предпринятые для снижения темпов инфляции, вполне оправдались, что противоречит некоторым утверждениям отечественных экономистов, критикующих проведенную рестрикционную денежно-кредитную политику по сценарию МВФ. Однако во втором исследуемом периоде (2001-2007 гг.) соотношение потерь, или коэффициент ущерба, составил заметно более высокое значение, равное 12. Данная величина имела место тогда, когда в экономике уже была достигнута относительная стабилизация инфляционных тенденций. Поэтому заметных сдвигов в достижении уровня потенциального ВВП не произошло. Данное состояние дел отчасти было связано с реализацией в 2001-2006 гг. антиинфляционной политики, которая затормозила этот процесс в довольно высоких значениях. Эта позиция явно подтверждает мнения отечественных экономистов о неадекватности реализации жесткой монетарной политики, направленной на сжатие денежной массы в экономике Республики Таджикистан.

Представители школы теории рациональных ожиданий (ТРО) считают, что ожидания субъектов экономики являются рациональными, т.е. предприниматели, потребители, производители, рабочие и другие хозяйствующие единицы понимают, как функционирует экономика и каков будет результат тех или иных мер, предпринятых правительством по регулированию экономики. На основе суждений ТРО можно предположить, что виновниками инфляции, безработицы и медленного темпа роста ВВП могут быть, во-первых, правительства, проводящие либо непредсказуемую, либо неадекватную современным условиям экономическую политику, либо создающие атмосферу непрозрачности принимаемых мер; во-вторых, - хозяйствующие субъекты экономики, в основном предприниматели, домохозяйства или отдельные индивидуумы, которые либо имеют пессимистические склонности, либо не имеют соответствующих навыков и опыта в области принятия оптимальных управленческих решений, либо не уверены в своих действиях.

Для того чтобы теория рациональных ожиданий реализовалась на практике, необходимо соблюдение следующих условий: транспарентность (общедоступность, прозрачность) информации для всех экономических агентов; наличие доверия субъектов экономики к проводимому курсу экономической политики; создание конкурентности рынков, т.е. гибкости цен и заработной платы. В экономике Республики Таджикистан эти условия полностью еще не сформировались, поэтому возможности реализации концепции рациональных ожиданий вызывают сомнение.

В последней четверти XX в., наряду с концепцией адаптивных, рациональных ожиданий, в мировой экономической науке появилась еще одна новая концепция, получившая название «школа экономики предложения». Основными причинами разрастания инфляционных и стагнационных кризисов школа экономики предложения называет следующие: увеличение сумм налоговых платежей как в абсолютных, так и в относительных размерах; высокие ставки налогов; рост трансфертных платежей; чрезмерное государственное регулирование. В данном контексте сторонники экономики предложения предлагают реализацию трех безотлагательных направлений стимулирования совокупного предложения посредством налогового механизма - стимулы к труду, стимулы к сбережениям, стимулы к инвестициям.

Представители школы экономики предложения считают, что один из существенных элементов регулирования стагфляционных кризисов – это оптимально сформированный налоговый механизм. С этой точки зрения, автором было исследовано современное состояние налогообложения в экономике страны. Было выявлено, что с увеличением числа налогов поступление средств в государственный бюджет за счет каждой единицы налога имеет тенденцию снижения. Средняя отдача каждой единицы налога в увеличении доли налогов в структуре ВВП в 1995 - 1998 гг. составила 1,21 %; в 1999 - 2004 гг. – 0,89 %; а в 2005 – 2006 гг. – 0,84 %. В период, когда число налогов было меньше, собираемость была немного выше, чем в тот период, когда их стало больше. Гипотетический расчет, произведенный автором согласно положениям Налогового кодекса Республики Таджикистан, показал, что налоги, уплачиваемые физическим лицом, составляют 45,5 % от общей суммы его дохода. Отсюда следует, что почти половина доходов физического лица изымается налогами. Сумма налогов, уплачиваемых юридическими лицами, составляла около 60,8 % к сумме прибыли до вычета налога на прибыль. Это говорит о том, что налоговое бремя и для физических, и для юридических лиц на современном этапе развития отечественной экономики является весьма высоким, и действующая налоговая система не выполняет свою стимулирующую функцию. В итоге многие субъекты экономики, не выдержав налогового давления, уходят в теневой сектор экономики. Однако налоги не являются единственной предпосылкой кризисов. Имеется еще множество факторов, которые не учтены теорией экономики предложения.

2. Изучены природа и специфические особенности стагфляционных процессов в экономике развитых и развивающихся стран мира.

Мировая практика свидетельствует, что не только страны переходного периода подвергаются или могут быть подвергнуты инфляции, стагнации, безработице или всем этим процессам одновременно. Почти все страны мира, в частности постиндустриальные, индустриальные и развивающиеся государства, в ходе своего развития часто сталкивались с названными выше проблемами. В экономике развитых стран самыми глубокими считаются кризис 1973-1975 гг. (первый этап) и кризис 1979-1982 гг. (второй этап), получившие название «Великой стагфляции». Практика показала, что экономика развитых стран, основанная на рыночных методах хозяйствования, в короткий исторический период смогла справиться с кризисами стагфляции. Они не только устояли перед огромной разрушительной силой инфляции и стагнации, но и продолжали в дальнейшем обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Все это свидетельствует о том, что у развитых стран в течение длительного исторического периода отработаны механизмы регулирования кризисов, рыночной экономике присущи внутренние источники развития, которые играют роль антикризисных рычагов.

Экономика развивающихся стран, как и экономика развитых, подвержена таким кризисным явлениям, как инфляция, безработица и падение темпов экономического роста, которые особенно сильно проявились в 80-е и 90-е годы прошлого века. По сравнению с развитыми странами, по глубине и продолжительности кризисов, экономика развивающихся стран гораздо уязвимее. Это объясняется, в первую очередь, эволюционными особенностями этих стран, а именно: колониальным прошлым, доминированием докапиталистических отношений, отсталой структурой хозяйства. Экономика большинства развивающихся стран имеет много общего с экономикой переходного периода Таджикистана, что, в частности, проявляется в неоднородности состава производительных сил, многоукладности социально-экономической структуры, высоких темпах роста населения, сырьевой направленности экспорта, отсталости и слаборазвитости страны. Наиболее общие причины разрастания инфляции, безработицы и одновременного их сочетания в развивающихся странах в 80-е и 90-е годы заключались в следующем: 1). глубокие стагфляционные кризисы, охватившие развитые капиталистические страны в 70-е и 80-е годы, которые объясняются сильной зависимостью экономики стран третьего мира от других стран; 2). проведение неадекватной условиям развивающегося мира экономической политики, которая способствовала перекачке финансовых ресурсов с местных рынков на внешние; 3). активный рост внешнего государственного долга, имеющий свои корни в отсталости развивающихся стран; 4). огромный отток капитала, предпосылками которого являлись политическая нестабильность, отсутствие сфер прибыльного его применения, возможность размещения местного капитала под высокий процент в банках развитых стран, возможность размещения и вложения в доходные государственные и частные ценные бумаги Запада; 5). свертывание процесса инвестирования, что привело к усилению деиндустриализации экономики. И это далеко не все причины стагфляционных кризисов в развивающихся странах 80-х - 90-х годов прошлого века.

Из опыта развивающихся государств по разработке мер по решению кризисных ситуаций, следует: - необходим глубокий комплексный системный подход к анализу всех сфер жизнедеятельности общества; - мерами фискальной и денежно-кредитной политики, тем более заимствованными, добиться макроэкономической стабильности не представляется возможным; - все субъекты рынка, начиная с отдельного индивидуума, предпринимателя, производственных, непроизводственных комплексов и вплоть до государственных органов, должны в совершенстве знать теоретико-методологическую основу рынка, уметь манипулировать ее инструментами более цивилизованными методами, выступать как единое целое в строительстве социально-ориентированной рыночной экономики. В этом плане государство может выступать в роли путеводителя.


загрузка...