Персидская газель в XX веке (15.06.2009)

Автор: Расулов Алидод Бобоевич

РАСУЛОВ АЛИДОД БОБОЕВИЧ

ПЕРСИДСКАЯ ГАЗЕЛЬ В XX ВЕКЕ

Специальность:10.01.03- Литература народов стран зарубежья

(персидская литература)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

доктора филологических наук

ДУШАНБЕ-2009

Работа выполнена на кафедре иранской филологии Таджикского национального университета

Научный консультант: доктор филологических наук, профессор Имомов Махмаисуф Сайдалиевич

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Абдусатторов Абдушукур

доктор филологических наук, профессор Ахмадов Мирзо

доктор филологических наук, профессор Муллоахмадов Мирзо

Ведущая организация: Институт востоковедения и письменного наследия Академии наук Республики Таджикистан

Защита состоится 17 сентября 2009 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 737.004. 03 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Таджикском национальном университете (734025, г. Душанбе, пр. Рудаки 17 ).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Таджикского национального университета.

Автореферат разослан «______» _________________ 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор филологических наук,

профессор Нагзибекова М.Б.

Общая характеристика работы

Актуальность темы. В ХХ веке Иран пережил глубокие процессы, сопряженные с политическими, социальными, экономическими и культурными событиями, которые изменили основы общественного бытия страны. Одним из таких наиболее значительных событий стала революция Конституционализма, свершившаяся в начале века и послужившая почвой для целого ряда важных явлений в жизни общества. Для нашего исследования особенно важны культурные, творческие процессы, происходившие в русле революционных событий. Так, к числу явлений творческого порядка с важными последствиями следует отнести выход поэзии из узких рамок придворной литературы и завоевание широкой аудитории городских улиц и базаров, появление новых поэтических форм, способных отразить своеобразную тематику дня.

Для того, чтобы раскрыть характер литературной жизни эпохи, необходимо перейти от общих описаний к конкретному изучению отдельных литературных жанров и жанровых форм. В этом плане особый интерес вызывает газель - самая активная и действенная поэтическая жанровая форма периода социально-политических катаклизмов в иранском обществе, в связи с чем всестороннее изучение жанра газели представляется совершенно необходимым.

Иранская газель ХХ в., воплотившая лучшие и важнейшие качества газели классического периода, содержит в себе потенциал к обновлению. Как и другие поэтические формы, газель восприняла назревшие идейно-эстетические изменения. Это особенно касается тематики, содержания, а также лексического состава поэтики жанра.

Следует отметить, что газель данного периода вызвала интерес исследователей, однако их внимание привлекали, главным образом, отдельные аспекты творчества того или иного поэта. Поэтому комплексное изучение проблем жанра газели на сей день остается одной из наиболее актуальных задач современной литературоведческой науки.

Другим важнейшим по значению событием социально-политического и духовно-культурного характера для иранского общества ХХ в. явилась Исламская революция, оставившая глубокий след в культурной и литературной жизни страны. С победой Исламской революции в поэтических жанрах произошли новые изменения, коснувшиеся и жанровой формы газели. Изменения происходят не только в тематике и содержании газели, они затронули её жанровые разновидности, структуру. Эти явления так же требуют отдельного изучения.

Как при революции Конституционализма, так и при Исламской революции газель являлась выразительницей мыслей и чувств, стремлений и чаяний народных масс. Отсюда немаловажное значение приобретает всестороннее изучение тематики и содержания жанра.

Следует заметить, что неоднозначные и сложные процессы развития современной персидской поэзии ставят перед исследователями целый ряд актуальных задач. Важное место в этом ряду отводится изучению персидской газели, особенно ее характернейших черт, и, безусловно, индивидуального мастерства ее выдающихся представителей - Фаррохи Йезди, Мирзаде Эшки, Арефа Казвини, Мохаммада Хосейна Шахрияра, Рахи Моайери, Симин Бехбахани и других, творчество которых протекало в пределах вышеупомянутых событий. Произведения этих художников слова сконцентрировали в себе характерные особенности поэзии указанного периода, что обусловило ценность и важность их поэтических творений. Исходя из того, что изучение поэзии той или иной эпохи немыслимо без оценки творчества ее представителей, рассмотрение перечисленных проблем подтверждает актуальность и важность темы исследования.

Степень изученности темы. Проблемы газели ХХ в., естественно, нельзя решать в отрыве от истории жанра, которому посвящено достаточно много исследований, среди которых важное место занимают работы А.М. Мирзоева, Р.Хади-заде, П.Шакиба, К.Аминпура, М. Хокуки, С.М.Заркани, М. Махакки, С.Бакери, М.Нику, К.Хасанли. О происхождении, генезисе газели имеются отдельные суждения в работах Яна Рипки, Р. Мусульмонкулова и др. В диссертации даны более обстоятельные сведения об истории изучения жанра газели.

Но нас в большей мере интересует состояние изученности газели нового времени, главным образом ХХ в. Здесь прежде всего следует отметить научную ценность двухтомного сборника статей «Литература революции – революция литературы» (9). О стиле поэзии периода Исламской революции, особенно газели, идет речь в статье М.Джавадиния «Тень индийского стиля над газелью революционного века», в которой автор обнаруживает влияние «бедильского стиля» на газель периода Исламской революции.

В другой своей статье, «Взгляд на поэзию Исламской революции», опубликованной в том же сборнике, М.Джавадиния наряду с другими поэтическими жанрами периода рассматривает и важнейшие особенности газели, ее жанровые разновидности – «новую газель», «эпическую газель». А.Иран-заде в статье «О стиле нынешней газели» предпринял попытку охарактеризовать важнейшие специфические черты газели периода Исламской революции, затронув вопросы тематики, содержания, композиции, метрики, рифмы и т. п.

В большом сборнике статей «Исследования по литературе Исламской революции» (41), вышедшем из печати несколько раньше (1995), можно встретить свежие мысли по рассматриваемым вопросам. Но все же статьи упомянутых сборников не смогли выполнить роль полноценного монографического исследования.

С.Шамиса в монографии «Путь газели в персидской поэзии» (29) рассматривает жанр газели в исторической эволюции и при этом выделяет шесть периодов этого исторического пути:

Век тагаззула, когда «газель» еще функционировала в структуре

касыды.

Век становления газели как самостоятельной жанровый формы.

Газель периода между иракским и индийским стилями.

Газель индийского стиля.


загрузка...