Управление качеством образования на художественно-творческих факультетах педвузов (15.06.2009)

Автор: Рахимбаева Инга Эрленовна

Cьного пространства и определяется как процесс создания условий для максимально возможной самостоятельной деятельности субъектов, выраженной в само- и соуправлении.

Таким образом, рассматривая особенности образовательного пространства художественно-творческих факультетов, было отмечено, что для становления компетентного специалиста, способного к саморазвитию, необходима такая организация образовательного пространства, когда каждый студент обеспечен зоной для развития своих индивидуальных способностей и возможностью быть субъектом процесса своего развития.

На основе анализа особенностей деятельности художественно-творческих факультетов как качествообеспечивающей образовательной структуры была построена организационная модель, в которой компоненты управления качеством высшего педагогического художественного образования нашли свое отражение через следующие основные методологические положения:

- управление качеством профессионального становления субъектов основано на том, что образовательная и управленческая деятельность преподавателей и студентов носит индивидуально-личностный характер и направлена на осознание достоинств, самоценности личности и формирование способности к саморазвитию;

- управление качеством отбора содержания образования направлено на единство интеллектуального и художественного развития субъектов;

- управление качеством образовательных и воспитательных процессов основано на процессе субъект-субъектного взаимодействия преподавателей и студентов;

- управление функционированием образовательного пространства предполагает периодическую децентрализацию управления на основе со- и самоуправления;

- управление действием педагогических систем включает совокупность организационных мероприятий в рамках системы управления качеством образования, а также разработку политики и целей в области качества.

В третьей главе – «Концептуальные основы управления качеством высшего педагогического художественного образования» - представлено научное обоснование и проектирование системы управления качеством высшего педагогического образования на художественно-творческих факультетах, дан анализ педагогических моделей качества и управления им, разработана модель функционирования системы управления качеством высшего педагогического художественного образования.

Для управления качеством образования была сформирована система управления, ориентированная на качество, реализующая специфические для управления качеством функции управления и органично вписывающаяся в общую систему управления образовательными процессами. Разработанная система рассматривается как подсистема открытого типа, ориентированная на конкретную цель – подготовку компетентного специалиста в образовательном пространстве художественно-творческого факультета (рис.1).

Рис. 1. Система управления качеством художественного образования

Системообразующим компонентом разработанной системы явилась цель управления. Анализ современных исследований (М. М. Поташник, П. И. Третьяков и др.) позволил выделить приоритетные стратегические цели управления качеством образования, которые на художественно-творческих факультетах должны быть представлены следующим образом:

развитие конкурентоспособной, творческой личности в плане служения себе и обществу;

– развитие художественно-творческих профессиональных компетенций, доведение их до уровня художественно-творческой компетентности.

Цель управления качеством образования на художественно-творческих факультетах была сформулирована следующим образом: подготовить компетентного специалиста, способного к творческому саморазвитию.

Закономерности играют важную роль в управлении качеством образования, так как их понимание позволяет ранжировать и систематизировать его проблемы.

Анализ проблемы исследования и представленная выше авторская система позволили выделить следующие закономерности управления качеством образования на основе характеристик качества и составляющих управленческого цикла (исследование и оценка существующего качества образования, планирование и прогнозирование процесса совершенствования образования, организация образовательного процесса, контроль и корректировка его результатов):

- закономерность совершенствования содержания образования – чем шире реализуются общие требования к основному содержанию образования, разрабатывается собственная траектория образования и увеличивается доля самостоятельной работы в процессе подготовки специалиста, тем качественнее будет проходить контроль и регулирование в управлении;

- закономерность единства эмоционального и логического в образовательном процессе – чем эффективнее практически осуществляется взаимосвязь умственных и эмоциональных факторов в образовательном процессе, тем качественнее будет организован процесс профессиональной подготовки;

- закономерность внутреннего динамического равновесия в образовательной системе – чем больше обеспечивается связь подсистем факультета между собой, тем действеннее будут проходить структурно-функциональные и качественно-количественные изменения в каждой из них;

- закономерность взаимодействия всех субъектов образования - чем больше любой субъект образования находится в состоянии динамического равновесия в условиях образовательного процесса и управления им, тем эффективнее воздействие на него;

- закономерность оптимального сочетания централизации и децентрализации управления в образовательном пространстве – чем шире внедряются в практику деятельности факультета соуправление и самоуправление, тем больше учитывается специфика функционирования каждого звена системы факультета.

Процесс управления качеством образования будет эффективнее, если он строится на следующих принципах управления:

- принцип повышения управляемости процессами формирования качества (учет элементов качества и использование разных возможностей их взаимодействия);

- принцип расширения состава управляемых характеристик качества (необходимость определения и включения в механизм управления неизвестных характеристик качества, возникающих в процессе управления);

- принцип расширения мониторинга качества (непрерывный контроль за становлением качества и планирование дальнейшей работы по его улучшению);

- принцип образовательной комплементарности (дополнительности) (связь с другими подсистемами);

- принцип устойчивости развития системы управления качеством образования (положение и степень взаимодействия среды, ее элементов и подсистем в иерархии образовательных сред);

- принцип профессионально направленного преобразования деятельности субъектов управления качеством (разработка и реализация учебных программ и образовательных технологий);

- принцип демократизации (предоставление определенных свобод в приобретении профессиональных знаний, умений и навыков, для выбора форм и видов деятельности в процессе обучения на художественно-творческих факультетах).

Стратегия управления качеством образования на художественно-творческих факультетах строится на цели и на миссии, которая отражает назначение и роль факультета в повышении качества образования. Миссия факультета – создание максимально благоприятных условий для саморазвития личности компетентного специалиста художественно-творческого профиля. Ключевые черты стратегии предстают как: а) обеспечение общего повышения качества образования на художественно-творческом факультете, возможного при эффективном управлении; б) совершенствование технологии образования, которое включает оптимизацию учебного плана по критерию взаимодействия дисциплин, взаимодействие педагога и студента, использование мониторинга для отслеживания процесса работа по повышению качества образования; в) накопление инновационного потенциала, способного осваивать новые методы, формы и области образовательной деятельности; г) использование соуправления и самоуправления как эффективных форм управления в условиях художественно-творческих факультетов; д) установление и поддержка субъект-субъектного взаимодействия как основы эффективного управления качеством художественного образования.

Материалы проведенного исследования позволили выделить организационно-административные и социально-психологические методы управления качеством образования как наиболее результативные, дополнив их методами управляющего сопровождения в связи с расширением управленческих функций.

Организационно-административные методы управления качеством (приказы, распоряжения, указания, руководство, правила и пр.) способствуют такой организации управляемой системы, которая позволит обеспечивать требуемое качество. Социально-психологические методы управления качеством образования (ответственности, состязательности, компетенции) – это совокупность способов воздействия на духовные интересы преподавателей и студентов, формирование их мотиваций, связанных с обеспечением соответствующего качества. Целями применения данных методов являются обеспечение растущих потребностей субъекта управления, его всестороннее развитие и формирование на этой основе высоких показателей личностного и профессионального роста.

Методы управляющего сопровождения (предоставления выбора, делегирования полномочий, совместного принятия решений, совет, взаимопомощь, кооперация усилий), как наиболее демократические методы, обеспечивают большую самостоятельность субъектов управления качеством образования на художественно-творческом факультете. Они предполагают опору на само- и соуправление, самоорганизацию, инициативу субъектов, взаимодействие на основе равноправия и открытости.

Представленные методы управления качеством художественного образования реализуются в определенных формах, таких как со- и самоуправление. Соуправление рассматривается нами как обязательная составляющая системы управления качеством. Именно соуправление позволяет соблюдать один из обязательных принципов TQM – всеобщего управления качеством на базе стандартов ИСО 9000 – заинтересованность всех участников процесса в результате.

Выбор основных элементов управления качеством художественного образования авторской системы обусловлен основными характеристиками качества и представлен во взаимосвязи.

Функции управления, являясь одним из элементов системы управления качеством образования (УКО) на художественно-творческих факультетах, представляют собой целенаправленный вид управляющего воздействия. Только совокупность всех функций полностью отражает процесс управления, поэтому выполнение их обеспечивает комплексное и системное управление организацией и эффективность ее деятельности.

В основе проектировочной функции управления качеством лежит положение, выдвигаемое современными исследователями данной проблемы, о том, проектирование является метакатегорией, коррелирующейся с прогнозированием (В. В. Краевский, М. В. Кларин, В. М. Монахов и др.). Проектировочная деятельность должна быть направлена на все, что, так или иначе, связано с жизнедеятельностью факультета как организационной структуры вуза, когда основной и главный объект проектировочных действий руководителя – личность студентов. При этом их интересы и познавательные запросы удовлетворяются в полном объеме; условия для профессионального роста максимально благоприятны.

Процессуально-действенная функция – вторая базовая функция управления, в основе которой лежит процесс структурирования множества элементов, таких как учебно-воспитательная работа, конкретные задания организации и отдельным работникам. Данная функция включает доведение принятого решения (плана) до исполнителя, материально-техническое обеспечение возможности выполнения данного решения (плана), согласование данного плана (решения) с установками и потребностями личности исполнителя.

Контрольно-диагностическая функция – важнейшая функция управления, необходимая для достижения организацией своих целей. Контроль позволяет получить информацию, необходимую для дальнейшего планирования, координации и диагностики деятельности субъектов образовательного процесса. Она подчеркивает цикличность образовательной деятельности, подчинение ее глобальному закону «спирали», в соответствии с которым результат любой человеческой деятельности, (а, следовательно, и управленческой), ведет к постановке новой цели на новом, более высоком уровне ее реализации.


загрузка...