Становление и развитие педагогической мысли в Казанском крае VIII - начала XX в. (15.06.2009)

Автор: Мухаметшин Азат Габдулхакович

Выполненные исследования позволяет сделать следующие заключение:

1. Исследуемый период истории булгар и их прямых потомков татар охватывает весьма разнообразные по экономическим и социально-политическим условиям этапы национальной истории в составе четырёх государственных образований: Волжско-Камской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства и, наконец, России. Но при всём разнообразии исторических условий жизни предков татарского народа во втором тысячелетии новой эры в культурно-историческом аспекте чётко прослеживается целостный и преемственный характер развития национального образования, её педагогической мысли и проблематики. С вовлечением Волго-Камского региона тюркского мира в орбиту мусульманской цивилизации, судя по источникам, использованным в данной работе, начиная с памятников устного народного творчества булгар-татар и памятников общетюркского масштаба ХI-ХIV вв., оказывавших непосредственное влияние на формирование татарской общественной и педагогической мысли, вплоть до культурного наследия начала ХХ века, татарская общественная, педагогическая мысль в социально-политической и этнической истории татарского народа выступает общим знаменателем, несущим в себе внутреннюю целостность его национальной истории.

2. Проведенное исследование позволило раскрыть сущностную характеристику педагогической мысли, практики обучения и воспитания татарского народа в Казанском крае в VIII - начале ХХ вв., которая определяется следующими принципиальными положениями:

На первом этапе – эпохи Булгарского государства (VIII-XIII вв.):

- общий экономический подъем, развитие торговли и ремёсел, создание городов, установление прочных связей с государствами Ближнего Востока, Среднего Востока, Русью способствовало изучению булгарами арабского, персидского и русского языков;

- развитие торговли сопровождалось накоплением знаний по географии, геодезии и математике;

- установление дипломатических отношений с Багдадским Халифатом, Русью и другими государствами и составление двусторонних договоров и других документов способствовали распространению письма на основе арабской графики;

- строительство городов, возведение в них мечетей, общественных сооружений обусловили развитие точных наук – математики, геометрии. Возрастающее мастерство булгарских ремесленников способствовало появлению и развитию знаний по химии, геологии и металлургии;

- принятие религии ислам в 922 году явилось мощным средством воспитания нравственных основ булгарского и в дальнейшем татарского общества;

На втором этапе – Золотой Орды и Казанского ханства (XIV - первая половина XVI вв.):

- образование Казанского ханства в 1412-1428 гг. на постбулгарском пространстве. Это следующий этап развития педагогической мысли в крае, где мы наблюдаем появление нового явления в истории педагогической мысли татарского народа – педагогики гуманизма, который сыграл важную функциональную роль в дальнейшем развитии педагогической мысли, образовательно-воспитательного дела татарского народа;

- появление новых художественно-эстетических и этических произведений в эпоху Казанского ханства явилось прочным фундаментом для развития эстетических идей мыслителей последующих поколений, в том числе и эстетических, этических идей татарских просветителей;

На третьем этапе – в составе русского государства (вторая половина XVI - начала XX вв.):

- в 1552 году вхождение Казанского ханства в состав централизованного русского государства способствовало зарождению нового течения в национальной педагогике – педагогики суфизма;

- средневековая педагогическая мысль, несмотря на утратившую свою самостоятельность, явилась одним из компонентов формирования педагогической мысли татарского народа в новых условиях, где ранее доминирующая в особенности начиная с ХIII в и до середины ХVI в. арабо-мусульманская педагогическая мысль с середины ХVI в. утрачивает своё особое положение. Вместе с тем с середины ХVI в. - третьей четверти ХVIIIв. ислам, арабо-мусульманская педагогическая мысль выполняли охранительную функцию, позволяя сохранить татарский этнос и его духовную культуру;

- конец XVIII в. - начало ХIХ в. – эпоха, предшествующая новому времени для татарской педагогической мысли. Это время начала цивилизационного влияния русской, западно-европейской мысли на национальную педагогическую мысль, время начала секуляризации татарского общества, появления татар-первопроходцев, связанных с европейским образованием, и личностей из среды мусульман, осознающих необходимость реформы не только в религии, но и в образовании (Г.Утыз-Имэни, А. Курсави и др.);

- эпоха нового времени для татарской педагогической мысли приходится на вторую половину ХIХ в. и включающую в себя начало ХХ в. В этот период происходит непосредственное знакомство татарской интеллектуальной элиты с русской, западноевропейской культурой, педагогической мыслью данной эпохи. Это – период татарских мыслителей и предпринимателей, осознающих себя представителями татарского народа и стремящихся поднять образовательно-воспитательное дело на современный европейский уровень. В первых рядах этого движения были Ш.Марджани, К.Насыйри, Х.Файзханов, З.Хади, Г.Баруди.

3. Исследование показало, что социально-исторические основы развития педагогической мысли в Волжской Булгарии уходят своими корнями в глубокую древность, в период язычества (VIII-IХ вв.) именно в данный период мы наблюдаем первые попытки систематизации знаний, которые становились основой для обучения и воспитания молодого поколения в последующих столетиях.

С развитием булгарского общества усовершенствовались содержание, формы, методы и средства передачи накопленных народом эмпирических знаний. В VIII-X вв. развитие получает письменность. Эволюционное значение имело внедрение арабской графики вместо существовавшего рунического письма. Тем самым булгары были приобщены к передовой культуре Востока. В работе раскрыта роль языческой религии в воспитании подрастающего поколения. Эта религия способствовала воспитанию любви к окружающей человека природе, уважительного отношения к старшим и младшим, к своему роду, племени.

В 922 г. Булгарское государство приняло ислам. В процессе исследования проблемы влияния ислама на воспитание подрастающего поколения булгар мы пришли к выводу, что религия ислам даёт постоянство и стабильность нравственным стандартам, а это в различных пределах определяет возможность для полного регулирования адаптации и нововведений в сфере нравственно-эстетических отношений в обществе.

Становление государственности способствовало развитию профессио-нальных знаний, роль которых была, безусловно, велика в обучении и воспитании подрастающего поколения булгар. В исследовании раскрывается роль и место литературных произведений в воспитании подрастающего поколения в булгарском государстве. Известно, что литературные произведения способствуют духовно-нравственному воспитанию человека. Одним из таких произведений является поэма Кол Гали «Кыйссаи Йосыф». Это произведение пользовалось большой популярностью как учебное пособие даже в начале XX в. Практическая ценность изучения литературных произведений древности и средневековья дополняю опыт в воспитании подрастающего поколения. Многие идеи и мысли, высказанные еще в XIII-XIV вв., актуальны и сегодня, перекликаются с проблемами современности.

В ходе исследования был получен интересный материал об обучении и воспитании булгарской молодёжи. Ранее во всех учебниках истории педагогики упоминалось только о религиозном обучении молодежи. В результате предпринятого нами анализа разнообразных источников мы пришли к выводу, что булгарские дети получали и светское образование. В процессе обучения булгары получали элементарные знания по математике, астрономии, геометрии, языку, медицине. Более того, они могли продолжать свое образование за рубежом в таких культурных и научных центрах как Мерв, Газни, Багдад, Нишапур, Бухара, Самарканд и др.

О развитости педагогического дела в Булгарском государстве говорит и тот факт, что в Волжскую Булгарию приезжали получать образование из Ближнего Востока и Средней Азии.

В процессе исследования мы пришли к выводу, что, несмотря на существенное влияние извне, в частности, со стороны мусульманского Востока, булгарская педагогическая мысль сохранила свою самобытность, развивала традиции гуманизма, патриотизма, нравственности, этики и эстетики. Педагогические достижения, проникающие извне, перерабатывались и усваивались с учетом местных особенностей.

Весьма своеобразная и самобытная педагогическая мысль булгар, отличавшаяся на первых порах многослойностью и сложностью своих истоков, в дальнейшем своем развитии вылилась в одну из замечательных явлений средневековой педагогической мысли Средней Азии, Ближнего Востока и Восточной Европы.

Таким образом, в ходе исследования было подтверждено предположение о развитости педагогической мысли и педагогической деятельности в Булгарском государстве исследуемого периода.

В XIII веке Волжская Булгария пала под ударами монголо-татарского нашествия. Завоеватели основали своё государство – Золотую Орду с главным городом Сарай. Исследование показало, что монголы – завоеватели, находившиеся на более низком уровне социально-экономического и культурного развития, не смогли полностью уничтожить сложившуюся систему просвещения и образования булгар.

Из официальных произведений нравоучительно-педагогического характера периода Золотой Орды следует указать на «Нахжэл фарадис» («Открытую дорогу в рай»), появившуюся в 1358 году. Автором этого произведения был сын Гали – Махмуд Булгари. Данное произведение, как и произведение другого мыслителя Меджлеси «Сэйфельмелек» (XV), имеет религиозное содержание: молодёжь наставляется в духе нравственного кодекса Мухамеда и его родственников.

В Волжской Булгарии периода Золотой Орды были известны и другие произведения религиозно-нравоучительного характера такие, как «Кыйссасел – энбия» («История пророков») автором которого является Хорезмиец Рабгузи, «Хосров вэ Ширин» - автор данного произведения Котби, конечно же, широко распространённое произведение педагогического характера «Омме Камал китабы» («Книга Умми Камала»), которая была написана в период распада Золотой Орды и организации Казанского ханства (в 1412-1428 гг.)

Говоря об учёных – педагогах Волжской Булгарии периода Золотой Орды наряду с выше перечисленными педагогами – просветителями назовем такие имена как: Мухаммад Накышбанди (1314-1389), Сэйф Сараи (1321-1396), Габдрахман Жами (1414-1492).

4. В первой половине XV века на развалинах прежней Булгарии – улуса Золотой Орды возникло самостоятельное государство – Казанское ханство (1437-1552 г.), на территории которого и происходит процесс завершения формирования казанских татар как народности.

В ходе исследования и анализа значительного количества фактало-гического материала удалось установить, что обучение и воспитание молодёжи в Казанском ханстве, как и во всех других феодальных государствах того периода, находилась в руках духовенства. В рукописях, сохранившихся со времён Казанского ханства, упоминается о существовании в самой Казани целого ряда учебных заведений (мектебе и медресе), где особенно выделяется крупное медресе при соборной мечети руководимое Кол Шарифом. Данное учебное заведение отличалось хорошей постановкой учебно-воспитательного дела не только в Казанском ханстве, но и за пределами государства.

Исследование показало, что в обязанности хальфов (учителей, педагогов) входило не только обучение основам религиозных вероучений, но и обучение грамоте, письму, чтению на основе арабской графики, грамматике, изучение азов персидского языка – языка поэзии и литературных произведений.

Известным литератором и мыслителем – педагогом этого периода является Махмуд Хаджи оглы Мухамедьяр. Анализ творчества Мухамедьяра позволяет утверждать, что в целом оно имеет педагогическую направленность и носит дидактический характер; своими произведениями он наставлял молодёжь в гуманистическом духе. Многие идеи, высказанные в произведениях Мухамедьяра, актуальны и сегодня, так как они переплетаются с проблемами нашего времени, с насущными задачами социальной эпохи. Эстетические идеи и мысли, имеющиеся в этих произведениях, призваны сыграть определённую роль в формировании воззрений и вкусов подрастающего поколения. Моральная чистота героев Мухамедьяра является ярким примером для нашей современной молодежи.

Проблема красоты человека и человеческого общества в той или иной форме нашла отражение и в других сочинениях художников слова и педагогов-мыслителей данной эпохи таких, как: Мухаммад Амин (XVI в.) и Кол Шариф (XVI в.). Таким образом, в эпоху Казанского ханства мы наблюдаем новое явление в истории развития педагогической мысли татарского народа-педагогики гуманизма.

5. Во второй половине XVI века (1552 г.) Казанское ханство прекратило свое существование. Татары, в числе многих нерусских народов Поволжья и Приуралья, вошли в состав многонационального централизованного русского государства, что оказало своё влияние на дальнейшее развитие просвещения и педагогической мысли.

Проведённое исследование позволяет утверждать, что в конце XVI - начале XVII вв. истории педагогики татарского народа зарождается новое течение педагогики – суфизм. Это было связано с потерей политической самостоятельности, экономическим упадком и духовным гнётом со стороны христианских миссионеров. В создавшийся ситуации идеология суфизма явилась единственной опорой для человека и вера его в то, что все тяготы жизни временны, и вместе со смертью он обретет то счастье, которого был совершенно лишён в земной жизни.

Педагогические идеи суфизма нашли своё отражение в творчестве Мавля Колыя (XVII в.), Йунуса Иванай (1636-1689). В произведениях данных авторов наставления для молодёжи пронизаны духом гуманизма, взаимоуважения и милосердия.

В данный период составлялись и специальные учебные пособия, к примеру, до нас дошло учебное пособие по истории «Жемигъ эт – таварих», (XVII в.), автором которого является Галибик (Кадыйр Галибэк). Данное учебное пособие пользовалось с большим успехом среди шакирдов татар и мусульман Средней Азии.

Положение в общественно-социальной жизни татарского народа начинает меняться вслед за реформами Екатерины II. Она проводила более миролюбивую политику по отношению к так называемым «инородцам», прямым следствием которой стала легализация мусульманских учебных центров – медресе, открывавшихся при крупных мечетях. Начиная с конца XVIII века среди татар зарождается движение религиозного реформаторства, основу которого заложили Г.Утыз-Имэни и А.Курсави. Главной их заслугой явилось провозглашение «открытия дверей – иджтихада» – принципа позволявшего решать насущные проблемы современности в соответствии с духом времени. Им присуща была также определенная рационализация в трактовке ряда религиозных и общественных проблем.


загрузка...