Становление и развитие педагогической мысли в Казанском крае VIII - начала XX в. (15.06.2009)

Автор: Мухаметшин Азат Габдулхакович

б) социально-политические условия;

в) благоприятные отношения с соседними и отдельными государствами.

5. Педагогическая мысль получила новый скачок в своем дальнейшем развитии благодаря образованию на руинах Булгар – самостоятельного, автономного государства – Казанского ханства, что также является определяющим фактором развития образовательного дела.

6. С образованием Казанского ханства педагогическая мысль обогащается, впитывая в себя все прогрессивные традиции не только тюркских, но и славянских, европейских государств.

Таким образом, содержание и особенности организации учебно-воспитательного дела в эпоху Казанского ханства не претерпевает глубоких и более серьёзных изменений. Она подготовила себе оптимальную научно-теоретическую и практическую базу для перспективы и дальнейшей эволюции.

Следующий этап развития образовательно-воспитательного дела происходит в условиях присоединения Казанского ханства в состав русского государства во второй половине XVI века. И с середины XVI века развитие педагогической мысли татарского народа идёт в условиях государственной общности с русским народом, в составе единого централизованного Российского государства.

Исследованием установлено, что татарская педагогическая мысль данной эпохи, входя в ареал влияния мусульманской цивилизации как одна из её составных частей, развивалась под воздействием восточного перипатетизма, калама и суфизма.

В данный период на развитие учебно-воспитательного дела татарского народа, как и прежде, значительное влияние оказывало педагогика Ближнего и Среднего Востока, особенно прогрессивные педагогические идеи Ибн Сины, Абу Наср Мухаммад Фараби, Ражиб Исфегани, Ибн Мискевей, Абу Хамид Газали. Идеологическую основу педагогической мысли татар, как и в эпоху независимости составляла религия. Хотя ислам после 1552 г. перестал существовать как государственная религия.

Но, несмотря на колонизаторскую политику царизма, присоединение Казанского ханства в 1552 году к России обеспечила, вопреки воли самодержавия, дружбу двух народов, имело, безусловно, прогрессивное значение в деле развития образования и педагогической мысли в Казанском крае:

а) сближение народов способствовало обогащению культурных традиций, традиций в сфере воспитания и образования подрастающего поколения;

б) исчезновение границ между государствами сыграло положительную роль в распространении научных знаний.

Четвёртый блок задач был посвящён раскрытию теоретической значимости принципов педагогики кадимизма, джадидизма и создание Казанской татарской учительской школы в дальнейшем развитии педагогической мысли в крае.

Говоря о татарской школе XVIII-XIX веков, надо чётко разграничивать кадимисткое (старометодное) и джадидисткое (новометодное) медресе. Первые повсеместно функционировали вплоть до 90-х гг. XIX столетия, сохранились они и в начале ХХ века, однако, новометодные школы хоть и медленно, но неукоснительно стали оттеснять старометодные медресе, мектебе на второй план.

В кадимистском медресе и мектебе обучение в XVIII-XIX веках была пронизана схоластикой, ориентировалась главным образом на достижения не современных, а средневековых наук.

Исследование показало, что кадимисты были ярыми противниками не только преподавания татарского и русского языков, общеобразовательных знаний, но и всяких новшеств в школе, включая даже школьные парты, скамейки, классные доски и наглядные пособия. Они отстаивали неприкосновенность старой мусульманской схоластической школы с её палочной дисциплиной, зубрёжкой непонятных для учащихся, написанных на арабском языке религиозных книг. Всякое нарушение традиционных устоев старинных школ, даже незначительное изменение в самой школьной обстановке, кадимистами рассматривалось как измена исламу.

Однако развитие и углубление капиталистических отношений среди татар Поволжья и Приуралья требовало покончить с остатками феодализма, с засильем клерикалов во всех сферах общественной жизни, ломки устоявшейся веками системы воспитания и образования, реформы конфессиональной школы.

Европеизация татарского общества была просто необходима татарским буржуа. Своё отражение это стремление получило в общественном течении, известном под названием – джадидизм.

Первым вдохновителем реформаторского движения стал выдающийся просветитель Исмаил-бей (Исмагил) Гаспринский (1851-1914), который на протяжении более 30 лет популяризировал идеи джадизма среди татарских народов Российской империи.

В условиях смены старой общественно-экономической формации джадидизм был в высшей степени прогрессивным явлением. Особенно ярко его прогрессивное значение проявилось в области школьного образования, когда переход от старого буквослагательного метода к звуковому значительно облегчил учащимся усвоение изучаемых предметов.

Широкомасштабное включение в учебный план ряда светских дисциплин, в особенности – математики, физики, географии, естествознания, истории и др. позволили учащимся постепенно приобщиться к основам общечеловеческой цивилизации, стать кадрами, достойно представляющими нацию на международном и общероссийском рынках, повышать на несколько порядков свой интеллектуальный уровень.

Следующим прогрессивным явлением в истории Казанского края в пореформенные годы является открытие в 1876 году в Казани татарской учительской школы.

В ходе исследования выявлено, что обучение в учительской школе было организовано на основе рациональных требований педагогики:

а) занятия проводились с 8 до12 часов;

б) обучение учащихся велось на русском языке, но с опорой на родной язык;

в) в учительской школе на высоком уровне было поставлено преподавание педагогики и методики преподавания дисциплин.

Программа по педагогике включала общие и психологические основы педагогики, сведения по дидактике. Значительное внимание уделялось методике преподавания русского языка и арифметики.

Впервые среди татарских учебных заведений в учительской школе стали преподавать гимнастику, рисование и черчение. Кроме того ученики обучались столярному делу и переплетным работам.

Анализ архивных документов Казанской учительской школы исследуемого периода показал, что в учительской школе особое внимание уделялось воспитанию творчески работающих учителей, способных самостоятельно вести педагогическую деятельность, умеющих вносить коррективы в учебно-воспитательный процесс, учебники и пособия. В воспитании творчески работающих учителей большие надежды возлагались на теоретические аспекты. Практика и опыт признавались также лучшими средствами апробации теоретических знаний. Данная точка зрения является актуальной и по сей день.

В учительской школе большое внимание уделялось разработке общедидактических проблем двуязычия применительно к школьной практике, что имеет важное значение для поступательного движения современной частной дидактики. Дидактические идеи из научного наследия учительской школы, особенно касающиеся обучения русскому и родному языкам (способы активизации познавательной деятельности учащихся, мысли о воспитывающем характере уроков русского языка), и на сегодняшний день не потеряли своей актуальности, могут быть использованы современными учителями в школьной практике.

Казанская учительская школа играла значительную роль в формировании передовой татарской интеллигенции. Деятельность и труды которых имели исключительно важное значение в развитии педагогического образования не только в Казанском крае, но и всего тюркского мира.

Таким образом, в отличие от многочисленных, с весьма ограниченным кругозором учителей мектебе и медресе, не имеющих достаточного светского и педагогического образования, выпускники учительской школы имели научную и педагогическую подготовку в объеме средних педагогических учебных заведений России, в совершенстве владели русским языком.

Изучению особенности развития педагогической мысли представителей татарского просветительства и образовательно-воспитательного дела в Казанском крае был посвящён пятый блок задач.

В процессе изучения наследия татарских просветителей исследованы концептуальные, просветительские идеи и деятельность Утыз-Имэни (1756 -1836 гг.), Хусаина Фаизханова (1828-1866), Галимджана Баруди (Галиев Галимджан)(1857-1921), Закира Хади (1863-1933) и сделаны выводы.

Габдрахим Утыз-Имэни родился в деревне Утыз Имэн Чистопольского уезда бывшей Казанской губернии (ныне деревня Новая Кадиевка Черемшанского района Татарстана). В 20-30-е годы XIX в. просветительские тенденции в мировоззрении Утыз-Имэни все сильнее начинают преобладать над религиозно-реформаторскими. В его творчестве происходит смещение акцента в сторону просветительской идеологии. В это время творчество, деятельность Утыз-Имэни практически сливается с зачатками просветительского движения, в котором, дальнейшем его идеи сыграют решающую роль.

Высоко оценивая научное знание, просветитель-педагог Утыз-Имэни считал его не противоречащим религиозному, а существующим наряду с ним. Он пытался решить проблему соотношения веры и знания не за счет дискредитации знаний (что и делали большинство улемов и мударисов того времени), а путем установления между верой и знанием своего рода мирного сосуществования. Великий просветитель своего рода был продолжателем идей Фомы Аквинского, который так же в своих трактатах утверждал мысль о мирном сосуществовании двух основных приоритетов человечества религию и знание. Однако его религиозное свободомыслие не доходило до прямого отвержения мусульманской догматики.

Произведения Утыз-Имэни проникнуты религиозной мистикой, идеологией суфизма. Большая часть их посвящена изложению в стихотворной форме законов шариата. Утыз-Имэни критикует нарушителей религиозных обычаев и нерадивых священнослужителей. Когда просветитель касается светских тем, он защищает справедливость и просвещение, требует служения народу, бичует лесть, стяжательство, зависть и другие пороки.

Анализируя произведения Утыз-Имэни с педагогической точки зрения, можно выделить следующие важные компоненты гуманности:

а) воспитание человечности в личности, гуманного отношения к другим людям;

б) формирование нравственных основ личности, стремление к нравственному самосовершенствованию;

в) культ человека, его разума, чувств, воли его души, наилучших стремлений;


загрузка...