Личность и собственность в христианстве (Православие. Католицизм. Протестантизм. Сравнительный анализ) (15.06.2009)

Автор: Коваль Татьяна Борисовна

Русская религиозная философия «серебряного века» составляет особую группу источников. Наиболее значимыми для данного исследования были работы Вл. Соловьева, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, И.А. Ильина, В.Ф. Эрна, относящиеся к социально-экономической проблематике и социальной этике, а также Л. П. Карсавина по католической духовности.

К источникам, по которым можно судить о развитии современной православной церковной социальной мысли, относятся, прежде всего, принятый на Архиерейском Соборе 2000 г. программный документ «Основы социальной концепции Русской Православно Церкви»; труды Патриарха Алексия II и Патриарха Кирилла, иерархов РПЦ; церковные документы. Автор рассматривал также документы организаций, связанных с РПЦ и действующих под ее непосредственным руководством (так наз. Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС).

– Источники католической социальной мысли (после окончательного разделения Церквей) можно условно разделить на две группы. К первой относятся наследие схоластов. Ко второй – церковные документы со времен понтификата Льва XIII и опубликования его знаменитой энциклики «Rerum Novarum» в 1891г. С этого времени социальное учение трансформировалось в целостную церковную доктрину.

Труды схоластов отличаются большим разнообразием, допускавшим существенные расхождения в оценках собственности и богатства. Особенно важны были труды Грациана, Петра Ломбардского, Александра Галльского, св. Альберта Великого, св. Бонавентуры, Иоанна Скота Эриугены, которые непосредственно влияли на формирование официального социального учения католической церкви и уделяли большое внимание экономическим аспектам жизни мирян, в том числе проблеме общего и частного блага. Принципиальное значение для данного исследования имеют труды Фомы Аквинского. Среди его многочисленных трудов особенно важной для исследования была вторая книга второй части «Суммы теологии».

В эпоху поздней схоластики (XV-XVI вв.) специально занимались разработкой социально-экономических вопросов Антонин Флорентийский, Франсиско де Виториа, Доминго де Сото, Луис Молина, Франсиско Суарес и Роберто Беллармино.

К этой группе источников примыкает наследие основателей монашеских орденов, в том числе нищенствующих, которые занимались разработкой не мирской, а монашеской этики.

К наиболее важным источникам современного этапа развития католической социальной мысли (с конца XIX в. по наст. время) относятся, прежде всего, официальные документы Ватикана, папские энциклики и послания. Это, в первую очередь, социальные энциклики Льва XIII «Rerum Novarum» (1891); Пия XI «Quadragesimo anno» (1931) и «Divini Redemptoris» (1937); Пия XII «Humanae Generis» (1950); Иоанна XXIII «Mater et Magistra» (1961) и «Pacem in terries» (1963); Павла VI «Populorum Progressio» (1967) и «Octogesima adveniens» (1971); Иоанна Павла II «Redemptor hominis» (1979), «Laborem exercens» (1981), «Sollicitudo rei socialis» (1987), «Centesimus annus» (1991); Бенедикта XVI – «Deus caritas est» (2006) и «Spe Salvi» (2007).

К этой же группе источников относится Пастырская Конституция II Ватиканского Собора (1963-1965) «Gaudium et spes» (1965), Декрет о задачах мирян «Apostolicam actuositatem», Заявление о религиозной свободе «Dignitatis humanae» и др. документы. Католическая социальная доктрина получила отражение также в таких важных источниках, как Катехизис католической Церкви и «Компендиум социального учения Церкви». (Кроме общепринятого Катехизиса автором были использован американский католический Катехизис, написанный иезуитом Дж. Хардоном). Важными источниками этой же группы являются авторские труды римских Пап и кардиналов, особенно Иоанна Павла II и Бенедикта XVI, а также церковных иерархов.

В качестве источников для выяснения позиции, альтернативной официальной, следует указать документы и материалы так наз. Теологии освобождения.

– Источники протестантской социальной мысли связаны, в первую очередь, с трудами отцов-основателей протестантизма – М. Лютером и Ж. Кальвиным, лютеранскими и кальвинистскими официальными церковными документами. К лютеранским относятся, прежде всего, Аугсбургское Исповедание веры и его Апологии, Шмалькальденские Артикулы, Большой и Краткий катехизисы М. Лютера, Формула Согласия. К кальвинистским – Гейдельбергский катехизис 1563 г., Каноны Дортского Синода 1618-1619 гг. и Вестминстерское исповедание веры 1643-1649 гг. Важные источники этой же группы связаны с именами протестантских мыслителей конца XIX- XX вв., такими, как Ф. Шлейермахер, А. Гарнак, К. Барт, Р. Нибур, А. Рих и др.

Самостоятельную группу источников по современной религиозной ситуации в России составляют разнообразные опросы общественного мнения (ВЦИОМ, Левада-Центр, ФОМ, а также исследования Д. Фурмана и К. Каариайнена.). Были использованы данные и зарубежных социологических центров, прежде всего испанских Центра социологических исследований (Centro de los Investigaciones Sociologicos).

Широкий и разнообразный круг источников позволил объемно увидеть и оценить весь спектр социальной мысли, проследить ее генезис от истоков до наших дней, увидеть взаимосвязь между тем или иным пониманием человеческой личности и идеалом общественного устройства, а с ним и проблемы собственности и неравенства.

Обзор литературы и степень изученности темы. Проблемы вероучения христианства и других религий мира, их этические и социально-экономические воззрения нашли отражение в широком круге специальной литературы, однако комплексный и широкий сравнительный анализ, раскрывающий тему диссертации, практически отсутствует. Кроме ряда работ М. Вебера, о которых уже говорилось, можно отметить труды выдающегося православного мыслителя прот. С. Булгакова, которые сыграли особую роль в подготовке диссертации, а также исследование дореволюционного православного историка и богослова В. И. Экземплярского.

Наиболее близки теме диссертации глубокие и содержательные исследования М.И. Лапицкого и Н. Н. Зарубиной, а также ряд коллективных монографий. Нельзя не отметить исследования современных авторов О. В. Шведова и особенно Н. В. Сомина, в которых проблема собственности в христианстве рассматривается с позиций православной апологетики, что сказывается на отношении к социальным концепциям западного христианства.

Проблема христианской экономической этики весьма разработана в католическом и протестантском богословии, однако работ по их сравнительному анализу немного. Из них назовем «Хрестоматию по сравнительному богословию», в которую вошли глубокие исследования православных авторов, а также брошюры и монографии католических богословов К.-Х. Пешке, А. Раушера, Дж. Беннета и др.

Малочисленность исследований непосредственно соответствующих теме диссертации заставила обратиться автора к широкому кругу исторических, религиоведческих, социологических, экономических, а также богословских сочинений, которые так или иначе проливают свет на поставленную проблему. (Их полный перечень дан в списке использованной литературы). В этом кратком обзоре укажем лишь наиболее важные из них, разделив на научные и богословские.

К научной литературе относятся, во-первых, исследования классиков мирового религиоведения, – М. Мюллера, К. Тиле, П. Шантепи де ла Соссея, которые считаются основателями религиоведения как самостоятельной науки, а также Э. Тайлора, Дж. Фрэзера, И. Бахофена, Э. Ренана, Ю. Велльгаузена, У. Робертсона Смита, Н. Фюстеля де Куланжа, Ф. Делича, Г. Спенсера, Э. Лэнга, Р. Маретта, Э. Дюркгейма, Л. Леви-Брюля, Бр. Малиновскоаго, Э. Кассирера и др.

К ним же относится и М. Элиаде. Особняком стоят работы А. Бергсона, в частности, «Два источника морали и религии», в которой этот выдающийся мыслитель стремился объяснить истоки религии и морали.

Проблемы архаических обществ, их верований и воззрений на социальный порядок широко освещались в отечественной науке, прежде всего, этнографической. В этом отношении следует отметить работы А. И. Першица, В. Р. Кабо, В. А. Шнирельмана, Л. Е. Куббеля, О. А. Артемовой, Ю. И. Семенова, А. Б. Зубова и др., к которым обращался автор в ходе работы над диссертацией. Сохраняют свою большую ценность работы одного из крупнейших советских религиоведов С. А. Токарева, посвященных ранним формам религии.

Из обширнейшей литературы по истории древнейших цивилизаций важное место занимают признанные классическими труды Б.А. Тураева, Д. Брэстеда, А. Эрмана и др. Важную роль в работе над диссертацией играли труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные китайским и индийским духовным традициям.

Научная литература, посвященная зарождению христианской социально-этической мысли и связанные с этим исследования по иудаистской и ранней христианской традиции представлены в поистине неисчерпаемой библеистике, исторических трудах, посвященных раннему средневековью как отечественных, так и зарубежных ученых. Для темы диссертации наиболее важными из них были работы авторов начала ХХ века – Ю. Велльгаузена, А.Я.Гаркави, П.К.Коковцева, С.Е.Винера, советских и российских современных ученых А. Б. Рановича, И. С. Свенцицкой, Е.М. Штаерман, И.М.Дьяконова, И.Ш. Шифмана, И.Д.Амусина, К.Б.Старковой и мн. др. Отдельно отметим фундаментальные труды И. Р. Тантлевского. Неоценим вклад в науку С. С. Аверинцева, чьи работы были внимательно изучены автором диссертации.

Не менее важными при работе над диссертацией были труды выдающихся историков – В. О. Ключевского, Н. И. Костомарова, П. Н. Милюкова, Д. С. Лихачева, Р. Г. Скрынникова, В. И. Буганова, А.П. Богданова, Я. Н. Щапова, А. И. Клибанова и мн. др. Что касается характеристики современного этапа, то особенно важными были работы Дм. Фурмана, А.А. Красикова, Н. Митрохина.

Среди наиболее значительных работ отечественных авторов, посвященных западной христианской мысли важно отметить труды М. М. Бахтина, А. Ф. Лосева, Ю. Л. Бессмертного, П. М. Бицилли, А. Я. Гуревича, Л. М. Брагиной, А. Р. Корсунского, Г. Г. Майорова, Б. А. Рыбакова, М. А. Корзо, В.И. Уколовой, И. Р. Григулевича. Из зарубежных авторов весьма полезной для данного исследования стала книга известного испанского ученого Х.К. Барохи, посвященная средневековой религиозной жизни и представлениям, в том числе о бедных и богатых.

Обратимся теперь к обзору той богословской литературы, которая играла наиболее важную роль в освоении темы исследования.

Изучая социально-экономические воззрения авторов библейских книг, автор исследования отдавал себя отчет в том, что существуют десятки и сотни центров и институтов по изучению Св. Писания. В Русской Православной Церкви действует Синодальная библейская комиссия, активно работает Российское библейское общество, Русский библейский институт в Петербурге, Отделение Российского палестинского общества, научные центры в Институте востоковедения РАН и мн. др. исследовательские коллективы ученых и богословов. Но поскольку к теме исследования имеют отношения лишь определенные аспекты библеистики, а именно смысл библейских установлений, касающихся социальной и экономической этики, а также общий исторический контекст их появления, были выбраны лишь некоторые, наиболее важные для темы исследования работы.

Среди работ православных авторов, которые касались социальной этики в контексте христианской истории, следует отметить, прежде всего, А. В. Карташева и еп. Кассиана (Безобразова). Богословским проблемам ветхозаветной и новозаветной библейской этики уделяли большое внимание Вл. Соловьев, М. Тареев, М.Э. Постнов, Н. Н. Глубоковский, прот. А. Горский, М. Барсов, Л. И. Бриллиантов, прот. Г. Флоровский, В. В. Болотов и др. Нельзя не отметить многотомный фундаментальный труд прот. А. Меня по истории мировых религий и христианства и многие другие его работы.

Большое значение для темы диссертации представляют работы католических и протестантских авторов, которые заслуженно считаются корифеями по изучению Библии. Это, прежде всего, книги Брюса М. Мецгера, Л. Буйе, Чарльза Г. Додда, С. Дина Макбриджа, Дж. Бартона, Дж. Д. Дана, очерк библейского богословия Д. Бартелеми, Дж. Макензи, а также А. Гарнака и К. Барта. Отметим также разнообразные сочинения известного католического богослова Ганса Урса фон Бальтасара.

В исследовании социальной мысли отцов Церкви автор опирался на многочисленные труды по патристике, прежде всего, арх. Киприана (Керна), Л. П. Карсавина, прот. Иоанна Мейендорфа, К. Е. Скурата, В. Н. Лосского, Л. Клемана, С. Л. Епифановича, а из современных авторов – еп. Иллариона (Алфеева). Из католических авторов отметим А. Аммана, А. Пареди, А. Скола, Дж. Маренго, Х. Прадеса Лопеса и др. Ценнейшие исследования истории русской церковной мысли, в том числе социальной, содержаться в работах прот. Г. Флоровского, А. В. Карташева, Г. П. Федотова, иеромон. И. Кологривова, И. Хрущева, проф. С. Смирнова, И. М. Концевича, прот. А. Шмемана и католического специалиста по восточной духовности о. Фомы Шпидлика.

Что касается работ западных богословов по истории христианской социальной мысли, то здесь, в первую очередь, следует указать работы таких крупных авторов, как Э. Жильсона, Ж. Маритена, Фредерика Ч. Коплсттона. В изучении наследия св. Фомы Аквинского, в частности, его воззрений на собственность и богатство, весьма полезной была работа С. Свежавски, а для понимания общих тенденций развития католического социального учения - книги Патрика де Лобье и А. де Любака. Автор опирался также на фундаментальные труды испанского богослова и специалиста по истории социально-экономической этики Реституто Сьерра Браво. Таким образом, богословская литература явилась серьезным дополнением к научной, и ее важность для подготовки диссертации трудно переоценить.

Научная новизна исследования определяется совокупностью поставленных задач и состоит, прежде всего, в реализации нового подхода к изучению взаимосвязи между религиозным учением о человеке, – с одной стороны, и отношением к хозяйственно-экономической деятельности, материальным благам – с другой. Этот подход предполагает существенное расширение границ научного анализа по нескольким причинам.

Во-первых, проблема рассматривается не изолированно, но в общем контексте вероучений в их исторической эволюции. Во-вторых, изучаются и сравниваются между собой не только христианские исповедания (православное, католическое и основные протестантские), но и различные дохристианские религии, что позволяет глубже понять специфику христианского подхода. Отметим, что такой сравнительный анализ христианских воззрений на проблему собственности с дохристианскими религиозными учениями Востока и Запада можно признать новаторским. В-третьих, предельно расширены хронологические рамки исследования, которое охватывает период с архаичных времен до наших дней, что позволяет определить основные тенденции в развитии мировой религиозной социальной мысли и выявить ее общее этическое ядро.

В отечественной научной литературе это первое комплексное исследование истории формирования и развития христианской социальной мысли от ее истоков до сегодняшнего дня. Комплексный и сравнительный подход к проблеме личности и собственности определяет научную новизну в решении частных задач исследования. В этом отношении к достижениям при разработке теоретических и практических аспектов темы диссертации можно отнести следующие.

- Выявлены общие исторические тенденции в развитии этической составляющей религиозного сознания и предложена новая систематизация различных религий, где основным критерием является глубинное соединение Божественного начала и человеческой личности, целей и ценностей ее земной жизни.

- Определены, с одной стороны, универсальные этические принципы в отношении к собственности и богатству, которых придерживается не только христианство, но и другие мировые, а также многие локальные религии, а с другой стороны, - специфика обоснования этих принципов в различных религиозных учениях.

- Впервые в отечественном религиоведении дается подробный анализ святоотеческого наследия и сравниваются воззрения различных отцов Церкви на проблему собственности и богатства.

- На основании широкого круга источников автор выделяет основные доминанты религиозного сознания, характерные для православной, католической и протестантской духовных традиций, что позволяет конструировать соответствующие этим традициям религиозно-психологические идеальные типы, обладающие своими представлениями о целях и смыслах земной жизни и ее благах.

- Прослежена эволюция взглядов Русской Православной Церкви (РПЦ), католических и протестантских церковных мыслителей различных исторических эпох на проблему собственности, богатства и бедности, определена специфика этих взглядов и выявлены характерные особенности современного этапа.

- Дана оценка современной религиозной ситуации в России и позиции РПЦ и околоцерковных структур на рассматриваемую проблему.

Апробация и практическое использование материалов диссертации

Материалы исследования были активно использованы автором в 1995-1999 гг. при работе в качестве члена Экспертной группы по религиозной политике при заместителе руководителя Администрации Президента РФ.


загрузка...