Эволюция повседневной культуры московского дворянства в ХV11I – первой половине XIX вв.  (15.06.2009)

Автор: Короткова Марина Владимировна

Короткова марина владимировна

ЭВОЛЮЦИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЫ

МОСКОВСКОГО ДВОРЯНСТВА

В ХVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ вв.

Специальность 07.00.02 – Отечественная история

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук

Москва 2009

Работа выполнена на кафедре истории России исторического факультета Московского педагогического государственного университета

Научный консультант:

доктор исторических наук, профессор

Лубков Алексей Владимирович

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор

Перевезенцев Сергей Вячеславович

доктор исторических наук, профессор

Жукова Людмила Александровна

доктор исторических наук, профессор

Зверев Василий Васильевич

Ведущая организация:

Московский гуманитарный университет

Защита диссертации состоится 14 сентября 2009 года в _____час.

на заседании диссертационного совета Д 212.154. 01 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 119571, Москва, проспект Вернадского, д. 88, ауд. 817.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119991, ГСП-2, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1.

Автореферат разослан июня 2009 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета Киселева Л.С.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы повседневной жизни московского дворянства ХVIII — первой половины ХIХ вв. обусловлена, прежде всего, утратой некоторых духовных ценностей и этикетных норм в современном российском обществе. Исторический опыт предшествующих поколений позволяет оценить этические установки и ментальные потребности нашего социума. Сегодня как никогда возникла необходимость восстановления нравственных основ, которые способны объединить общество. Следование вполне определенным правилам жизни в сочетании с высокой степенью духовности позволяло дворянству создать уникальную культурную среду, исключительно благотворную для развития литературы, искусства и всей русской культуры. Истоки духовности дворянства, по мнению ряда исследователей, зиждились не столько в их образованности и адекватном восприятии западноевропейской культуры, сколько в особом типе взаимоотношений в рамках семьи и всего дворянского круга. Именно благодаря выработанному этикету дворянству удалось создать «коллективную модель» частной жизни. В условиях возрождения утраченных традиций наблюдается усиление интереса к дворянской культуре как к источнику нравственных, просветительских и эстетических идеалов. Московское дворянство оказало большое влияние на формирование отечественных традиций и во многом на протяжении веков определяло культурное развитие страны. Становление повседневной культуры дворянства шло вместе с законодательным определением его сословных прав и обязанностей, оформлением привилегий и ценностно-смысловых критериев принадлежности к «авантажному» слою. Осознание значимости человеческой личности в дворянской среде привело впоследствии к привитию таких нравственных качеств, которые стали внесословными ценностями.

Важнейшей проблемой изучения частной повседневной жизни московского дворянства ХVIII — первой половины ХIХ вв. является определение степени и форм проникновения в эту жизнь европейской культуры и быта. Существует миф, что степень подражания Западной Европе и проникновения в жизнь первого сословия европеизма была не высока, являлась подражательством и главным образом касалась образования и искусства. Однако, без подражательства западноевропейцам и усвоения их культуры, прежде всего, духовной, а затем и материальной, трудно представить себе московских дворян, создающих в своем обществе новую русскую культуру. Европейские новшества в сфере повседневных жизненных практик чаще всего противоречили обыденным представлениям дворянства. Они примеривали европейские стандарты к своей реальной жизни и творчески их перерабатывали, создавали новую культуру быта и повседневности. При этом в дворянской среде всегда бережно сохраняли традиции в следующих поколениях, а традиции придавали социуму устойчивость. Этот опыт важен для нашего общества, которое в своей истории испытало пагубные последствия резкой ломки традиций.

Историография проблемы четко делится на три периода: 1) ХVIII век — 1917 год. 2) 1917 год — конец 1980-х годов. 3) 1990-е годы — по настоящее время.

Для первого этапа было характерно, что специально повседневная культура московского дворянства не исследовалась, хотя отдельные ее аспекты можно найти в сочинениях того времени. Эта тема тогда разрабатывалась этнографами и историками-бытописателями И.Е. Забелиным, Н.И. Костомаровым, А.В. Терещенко и другими.1 Внимание исследователей было сосредоточено на внешней предметно-материальной стороне жизни, на доступных взору автора обычаях, обрядах, ритуалах, стереотипах поведения. Они описывали, как поступали в той или иной ситуации, не углубляясь в мотивацию деятельности и психологию людей. Обычно все интерпретации повседневности сводились к русскому национальному характеру и загадке «русской души». Исследователи не выявляли своеобразия дворянской культуры, так как она воспринималась как данность и повседневная реальность. Между тем именно дворянство на протяжении двух столетий вырабатывало наиболее приемлемую поведенческую культуру, основываясь на национальных традициях, нравах и обычаях русского народа и приращивая к ним европейские ценности. Наиболее последовательная характеристика русского быта и нравов, связанная с эволюцией поведенческой культуры и влиянием на нее правителей России, была предложена С.М. Соловьевым и В.О. Ключевским.2 В трудах М.М. Богословского, П.Ф. Вистенгофа, С.А. Князькова, А.О. Корниловича, Е.П. Карновича, М.Н. Лонгинова, С.М. Любецкого, В.О Михневича, Е.Н. Опочинина, И.А. Павленко, П.П. Пекарского, М.И. Пыляева, С.Н. Шубинского и других затрагивались вопросы повседневных занятий и досуга московского дворянства.3

_______________________________________

1 Забелин И.Е. Хроника общественной жизни в Москве с половины ХVIII столетия // Забелин И.Е. Опыт изучения русских древностей и истории. — М., 1873. — С. 351–506. Костомаров Н.И. Исторические монографии и исследования. — Кн. 1–2. — М., 1889. Терещенко А.В. Быт русского народа. — Ч. I–IV. — СПб., 1848.

2 Ключевский В.О. История сословий в России. М., 1913. Ключевский В.О. Неопубликованные произведения. — М., 1983. Соловьев С.М. Об истории новой России. — М., 1993. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. — М., 1989.

3 Богословский М.М. Быт и нравы русского дворянства в первой половине ХVIII века. — М., 1906. Вистенгоф П.Ф. Очерки жизни Москвы. — М., 1847. Карнович Е.П. Исторические рассказы и бытовые очерки. — СПб., 1884. Князьков С.А. Быт дворян Москвы конца ХVIII — начала ХIХ века // Москва в ее прошлом и настоящем. — 1911. –Т. 8; Корнилович А.О. Нравы русских при Петре Великом. — СПб., 1901. Лонгинов М.Н. Русский театр в Петербурге и Москве. — СПб., 1873. Любецкий С.М. Старина Москвы и русского народа в историческом отношении с бытовою жизнью русских. — М., 1872. Михневич В.О. Исторические этюды из русской жизни. — Т. 1–2. — СПб., 1882. Пекарский П.П. Введение в историю Просвещения в России ХVIII столетия. — Т. 1–2. — СПб., 1862. Пыляев М.И. Старое житье. — СПб., 1897. Шубинский С.Н. Очерк из жизни и быта прошлого времени. ХVIII — начало ХIХ вв. — СПб., 1888.

В работах общего характера о дворянстве Г.А. Евреинова, С.А. Корфа, Н. Павлова-Сильванского, И.А. Порай-Кашица, А.В. Романович-Славатинского, М.Н. Яблочкова и других прослеживались причины формирования менталитета первого сословия. В своих трудах они показали, что процесс оформления сословного мировоззрения в стройную культурно-семантическую и социально-психологическую систему происходил одновременно с формированием самого сословия и его прав и привилегий.4 Исследования Н.Ф. Дубровина, В.А. Гольцева, П. Сиповского, Е.Н. Щепкиной, М.М. Щербатова и других о первом сословии отличались обличительной антидворянской направленностью, в которых было выявлено положительное и отрицательное влияние государства на изменение быта и нравов, вскрыто противоречие законов и распоряжений с реальной жизнью.5

В дореволюционной историографии анализировались дуэльные указы и манифесты правителей. Особенно эту тему оживило появление дуэльных кодексов В. Дурасова, С. Важинского, А. Суворина, переводного кодекса Ф. фон Болгара.6 В работах М. Драгомирова, Е.П. Карновича, Л.А. Киреева, Г.В. Курнатовского, М. Махова, В.Д. Набокова, Н. Стеллецкого, М.Ф. Теодоровича, А.С. Чужбинского и других присутствовали два противоположных взгляда на дуэльный феномен. Одни понимали ее как высочайшую милость для дворянина, без которой его невозможно себе представить, так как это был единственный способ отстоять сословную честь. Другие определяли ее как убийство, смертельный грех, и одновременно высочайшую кару, которая уничтожала смутьянов и негодяев, была своего рода очищающей силой.7

_______________________________________


загрузка...