Религиозные представления населения Прикаспийского  Дагестана  в IV – VII вв. (По данным письменных источников) (15.06.2009)

Автор: Гмыря Людмила Борисовна

ГМЫРЯ ЛЮДМИЛА БОРИСОВНА

РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИКАСПИЙСКОГО ДАГЕСТАНА В IV–VII ВВ.

(По данным письменных источников)

Специальность 07.00.02 – Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук

Махачкала – 2009

Работа выполнена в отделе археологии Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН.

Научный консультант – кандидат исторических наук, зав. сектором тюркологии и монголистики Института восточных рукописей РАН

профессор Кляшторный Сергей Григорьевич

Официальные оппоненты:

– доктор исторических наук

профессор Шихсаидов Амри Рзаевич

– доктор исторических наук

профессор Муртузалиев Сергей Ибрагимович

– доктор исторических наук

профессор Давлетшин Гамирзан Миргазянович

Ведущая организация – Южный Федеральный университет (Ростов-на-Дону)

Защита состоится 2009 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета ДМ 002.53.01 при Институте истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН (г. Махачкала, ул. М. Ярагского, 75).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН

Автореферат разослан 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат исторических наук

Лысенко Ю.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Изучение религиозных представлений населения Прикаспийского Дагестана (равнинные территории Восточного Предкавказья) в IV–VII вв. является сложной научной задачей, особенность которой обуславливается двумя основными факторами – полиэтничностью населения и характером источниковой базы. Разработка темы требует учет особенностей политической и этнической истории Прикаспийского региона в эпоху Великого переселения народов, заключающихся в поэтапном внедрении на эту территорию этнически различных тюркозычных племен (гунны, савиры, тюрки, хазары), и сложного демографического состава региона. В Прикаспии в IV–VII вв. обитали три группы основного населения с политеистическими верованиями – местные племена, тюрко- и ираноязычные племена-мигранты, и одна группа несвободного христианского населения (пленники и рабы).

Информация о религиозных верованиях прикаспийских племен содержится в разнохарактерных трудах V–XIII вв. – исторических сочинениях, хрониках, географических трактатах, литературных произведениях. Она носит вторичный характер, т.к. передана в основном иностранными авторами – римскими, византийскими, армянскими, сирийскими, арабскими, и представлена большей частью в кратких сообщениях и упоминаниях авторов. Содержание верований населения Прикаспия зачастую искажено в источниках предвзятостью авторов к инокультурным традициям, данные о них большей частью выборочны, сведения о некоторых явлениях религиозной жизни переданы завуалированно, что затрудняет их интерпретацию.

Актуальность темы исследования. Анализ современного состояния изученности религиозных представлений населения Прикаспийского Дагестана в IV–VII вв. показывает, что эта тема не исследована монографически, в историографии нет специальных работ, освещающих ее различные аспекты. Религиозные верования населения Прикаспия кратко охарактеризованы в трудах по истории Тюркского и Хазарского каганатов, а также политических образований Северного Кавказа. Объем этих разработок невелик, освещаемые вопросы рассмотрены лаконично без детализации фактических материалов, привлечения широких аналогий и анализа исторических ситуаций. Фактологическая база имеющихся исследований узка хронологически.

Социальная значимость изучения темы исследования состоит не только в необходимости воссоздания одного из важнейших компонентов духовной культуры населения Прикаспийского региона, но и в решении ряда проблем теоретического характера, касающихся развития религиозных представлений в полиэтнических сообществах Евразии в эпоху Великого переселения народов (ВПН). На материалах IV–VII вв. Прикаспийского Дагестана возможно выявление закономерностей формирования синкретических религиозных верований в полиэтническом сообществе при господстве этносов-мигрантов (тюркоязычные племена); особенности развития религии этносов-мигрантов в новой географической и этнокультурной религиозной среде; специфики формирования религиозного дуализма у несвободного христианского населения в инокультурной и иноэтнической среде номадов.

Представляется актуальной востребованность результатов исследования религии этого региона в IV–VII в. рядом научных отраслей гуманитарной направленности: археологии, языковедения, фольклористики, этнографии и других.

Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в реконструкции системы религиозных представлений населения Прикаспийского Дагестана в IV–VII вв. в сравнительно-историческом плане на основе систематизации и анализа данных письменных источников и в выявлении закономерностей формирования синкретических верований в полиэтническом сообществе этого региона. Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:

1) охарактеризовать религиозные представления и религиозную практику населения Прикаспийского Дагестана в IV – первой половине VII в. в хронологической последовательности;

2) исследовать верования несвободного христианского населения (пленники и рабы) Прикаспийского Дагестана и выявить закономерности формирования религиозного дуализма в их среде;

3) охарактеризовать религиозные воззрения и религиозную практику населения Прикаспийского Дагестана во второй половине VII в.;

4) выявить структуру организации священнослужителей и функции ее членов;

5) воссоздать систему мировоззрения населения Прикаспийского Дагестана в IV–VII вв.;

6) выявить закономерности формирования верований в полиэтническом сообществе Прикаспийского союза племен в эпоху ВПН.

Территориальные рамки темы исследования. Тема исследования рассматривается в пределах равнинной части Восточного Предкавказья. Это обусловлено особенностями политического, социально-экономического и этнического развития Прикаспийского региона в эпоху ВПН, а также содержанием информации о религиозных представлениях его населения. По данным письменных источников, в V–VII вв. на этой терриории функционировал Прикаспийский союз кочевых племен – «страна гуннов», сыгравший важную роль в политических и военных событиях Кавказа. В письменных источниках информация о религиозных верованиях населения этого военно-политического образования связывается главным образом с господствовавшими племенами-мигрантами (тюркоязычные племена).


загрузка...