Правовое регулирование предпринимательской деятельности банков в Российской Федерации (15.03.2010)

Автор: Тимофеев Станислав Владимирович

Как показано диссертантом, банковские операции представляют собой основу не только банковской, но и предпринимательской деятельности банков. При этом относительно инвестиционных услуг отмечено, что они тождественны предпринимательским услугам в области долгосрочного вложения и управления капиталом хозяйствующих субъектов в целях получения прибыли.

В результате проведенного исследования сделан вывод, что инвестиционно-банковские услуги составляют основу предпринимательской деятельности банков. При этом инвестиционно-банковская деятельность определена диссертантом как совокупность банковских операций и операций с ценными бумагами, предусмотренных законодательством Российской Федерации, выполняемых банками для реализации их посреднической функции в рамках осуществления предпринимательской деятельности.

При этом выявлено отличие инвестиционно-банковской деятельности от банковской деятельности в целом относительно действий банков в данных видах правоотношений.

(ны некоторые вопросы соотношения инновационной и банковской деятельности.

Исследовав основные методы реализации предпринимательской деятельности в банках иностранных государств, сделан вывод о целесообразности использования мирового опыта выделения банковских менеджеров, ответственных за продажу пакетов банковских услуг клиентам, координацию комплекса отношений с клиентами. Важным представляется также внедрение в практику российских банков зарубежного опыта оказания услуг по структурированию сделок, т.е. разработке оптимального для банка и клиента поэтапного порядка ее реализации, выделения и оценки рисков по каждой стадии совершения сделки.

Актуальным является также использование опыта зарубежных банков по оказанию консультационных услуг при обслуживании бизнеса клиентов.

Показано, что, несмотря на существующие сложности, российские банки активно перенимают зарубежный опыт, прежде всего, в отношении кредитных продуктов и банковских карт. Российский рынок розничных банковских услуг находится в стадии формирования, но уже испытывает конкурентное давление, в том числе и со стороны банков с иностранными инвестициями, обладающих современными технологиями и опытом.

Третья глава «Правовое положение банков как субъектов предпринимательской деятельности» посвящена изучению создания и функционирования банков в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также ведения ими предпринимательской деятельности.

Первый параграф «Правовой статус банков в Российской Федерации» содержит анализ теоретических и практических аспектов деятельности банков в России.

Выделяются признаки банка, а также его основные функции:

1) обеспечение субъектов экономики денежными средствами, необходимыми для:

а) текущих расчетов (деньги как средства предоплаты, средства обращения, средства платежа, средства для выполнения налоговых и иных обязательств);

б) развития экономики (денежные кредиты и прямые инвестиции в форме приобретения паев или акций хозяйствующих субъектов, включая государственные, а также их облигаций и иных ценных бумаг).

2) обеспечении субъектов экономики специфически банковскими продуктами (технологиями работы с денежными средствами).

Кроме того, выделены частные функции банков, опосредующие предпринимательскую деятельность: аккумуляция и мобилизация денежного капитала; посредничество в кредите; создание кредитных денег; осуществление расчетов; организация выпуска и размещения ценных бумаг; оказание банками консультативных услуг и др.

Показано, что кредитные организации, исходя из смысла ст. 9 Закона о банках, в своей деятельности независимы от органов законодательной и исполнительной власти, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Следует также отметить, что в силу принципа независимости банковской системы от органов законодательной и исполнительной власти данные органы не вправе вмешиваться в процесс принятия кредитными организациями решений о выдаче кредита и выполнении ими иных операций по основной деятельности. Однако в рамках своей компетенции соответствующие органы (таможенные, налоговые, правоохранительные и т.п.) вправе контролировать выполнение банками без иностранных инвестиций как кредитными организациями законодательства Российской Федерации.

В диссертации рассмотрены различные виды банков, осуществляющих предпринимательскую деятельность в Российской Федерации:

1. По количеству выполняемых операций: универсальные, специализированные.

2. По функциональной специализации банки без иностранных инвестиций делятся на: сберегательные; инвестиционные; ипотечные; клиринговые.

3. По количеству филиалов: банки, имеющие филиалы; бесфилиальные банки.

4. По организационно-правовой форме: банки, созданные в форме акционерного общества; общества с ограниченной ответственностью.

5. По характеру инвестиций в уставный капитал банка: государственные (муниципальные) банки; частные банки; банки с иностранными инвестициями.

6. По величине собственных средств:

- крупные – с величиной собственных средств более 180 млн. рублей;

- средние – с величиной собственных средств более 45 и менее 180 млн. рублей;

- малые – с величиной собственных средств менее 45 млн. рублей.

Во втором параграфе «Правовое регулирование приобретения банком статуса предпринимателя» рассматриваются правовые вопросы государственной регистрации банков, а также совершения всех иных необходимых действий для осуществления банками предпринимательской деятельности.

В соответствии со ст. 12 Закона о банках кредитные организации подлежат государственной регистрации по общим для юридических лиц правилам с учетом установленного Законом о банках специального порядка, а именно с согласия государственных органов или третьих лиц, в данном случае – ЦБ РФ согласно Инструкции ЦБ РФ № 109-И.

Поскольку в диссертации сделан вывод о том, что банковская деятельность является предпринимательской, принимая во внимание, что банковская деятельность регулируется как федеральными законами, так и не являющимися законами актами Банка России, локальными актами кредитной организации, и в целях установления соответствия законодательства и существующего положения вещей, сделано предложение о необходимости внесения изменений в ст. 2 ГК РФ об определении предпринимательской деятельности, заменив «лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателя в установленном законом порядке» на «лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателя в установленном законом порядке и иными соответствующими нормативными правовыми актами».

Установлено, что решение о государственной регистрации банка принимается Банком России, однако банки имеют не только особенный статус кредитных организаций, но и являются предпринимателями, сведения о которых вносятся в общий Единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом Банк России осуществляет взаимодействие с основным регистрирующим органом – Федеральной налоговой службой – на основании соответствующего Регламента взаимодействия по вопросам государственной регистрации кредитных организаций, утвержденного МНС РФ № БГ-16-09/86, ЦБ РФ № 01-33/2202 26.06.2002.

Показано, что правоспособность кредитных организаций возникает не с момента регистрации кредитной организации как юридического лица, а с момента получения ею банковской лицензии. Аналогично прекращение правоспособности кредитной организации происходит с момента отзыва у нее банковской лицензии, а не с момента исключения ее из реестра юридических лиц.

Несмотря на то, что банки являются предпринимателями, порядок получения банком статуса предпринимателя существенно отличается от подобного действия в отношении иных юридических лиц.

Если для юридических лиц, не являющихся кредитными организациями, достаточно соблюдения минимальных условий, установленных в Федеральном законе «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», то банкам необходимо соблюсти эти условия, а также требования, установленные специальными банковскими нормативными правовыми актами.

Таким образом, приобретение банком статуса предпринимателя имеет сложный, многоступенчатый характер и свои специфические особенности, связанные с особым положением подобных организаций в предпринимательской деятельности.

Третий параграф «Специфика правового обеспечения корпоративного управления в банках» содержит исследование правовых проблем организации и функционирования корпоративного управления в банках Российской Федерации.

В диссертации показано, что корпоративное управление в банках имеет достаточно четкое регулирование, поскольку в настоящее время действует ряд нормативных правовых актов в данной области, принятых Банком России в соответствии с Принципами корпоративного управления, согласованными странами-членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и Рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору «Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях» (1999).

Эффективность корпоративного управления в кредитных организациях является одним из важнейших условий обеспечения стабильности как самих кредитных организаций, так и банковской системы Российской Федерации.

В работе рассмотрены основные направления корпоративного управления в кредитных организациях; требования к порядку осуществления членами совета директоров (наблюдательного совета) своих полномочий, распределению полномочий между членами совета директоров (наблюдательного совета), а также их взаимозаменяемость; порядок образования и полномочия единоличного и коллегиального исполнительных органов, который должен быть определен в уставе и внутренних документах кредитной организации в соответствии с Федеральными законами «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» и «О банках и банковской деятельности».

Автором сделан вывод о том, что важным элементом корпоративного управления кредитной организации является установление во внутренних документах порядка разработки, утверждения и при необходимости уточнения (корректировки) Стратегии развития ее деятельности.


загрузка...