Методология управления сферой жилищно-коммунальных услуг в регионах Специальность (15.03.2010)

Автор: Слиняков Юрий Владимирович

Пятая подсистема - охватывает развитие характерных особенностей и организационных предпосылок, связанных с потреблением жилищно-коммунальных услуг, таких как:

Формирование договорных отношений по коммерческому, социальному найму, аренде жилья, поставке коммунальных услуг.

Приватизация и реприватизация жилищного фонда.

Организация сбора платежей, предоставление льгот и субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг, учет социально слабо защищенных слоев населения.

Определение правил пользования жилыми помещениями и местами общего пользования в жилых домах, разработка рекомендаций по правилам их содержания, оплаты, использования.

Формирование объективных, институциональных, и субъективных предпосылок по развитию самоуправления в жилищной сфере.

Контроль соблюдения стандартов качества жилищно-коммунальных услуг.

На уровне шестой подсистемы формируются задачи общественных объединений потребителей (союзов, ассоциаций, фондов, ревизионных комиссий, правлений и др.):

Определение организационных структур и функций общественных организаций.

Изучение деятельности каждой из пяти базовых подсистем.

Трактовка целей преобразований, проводимых в ЖКХ, разъяснения реформ и изменений, доведение их до населения.

Обоснование социальных реформ.

Представление интересов пользователей услуг.

Защита интересов потребителей услуг в различных инстанциях.

Модель формирования эффективной системы управления сферой жилищно-коммунальных услуг, адаптированной к рыночным условиям следует использовать при разработке подходов к реформированию управления в интересах стабилизации и интенсивного развития жизненно важного для всей страны комплекса, обеспечивающего комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Вторая группа проблем связана с систематизированием регионального формата концепции развития управления сферой жилищно-коммунальных услуг, адаптированного к рыночным условиям.

Элементы научной новизны и практической значимости содержит разработанная в ходе исследования «Концепция развития управления сферой жилищно-коммунальных услуг в регионах, адаптированного к рыночным условиям», включающая оценку проблем, сдерживающих развитие управления, предложения по развитию регионального нормативного регулирования, методологического, методического обеспечения, инструментария (табл. 2).

В концепции представлены подходы к преодолению проблем, сдерживающих развитие управления в сфере жилищно-коммунальных услуг регионов и его адаптации к рыночным условиям. Так, несовершенство тарифной политики, значительная доля государственных и муниципальных дотаций, слабое развитие субсидий и адресной поддержки социально незащищенных слоев населения, обусловливают необходимость упорядочения межбюджетных отношений, бюджетного финансирования, льгот, субсидий. Переход к рыночной экономике требует значительного снижения государственных и муниципальных дотаций, направляемых в жилищный сектор. Расходы на жилье должны оплачиваться семьями в соответствии с качеством занимаемого ими жилья. В концепции представлены предложения по региональным программам, которые следует дифференцировать в зависимости от стоимости жилищно-коммунальных услуг в субъектах РФ относительно средней по стране и сложившегося уровня их оплаты населением (табл. 3). Как показывают результаты исследования и расчеты, население в среднем по стране реально платит 73% стоимости затрат на ЖКУ, что значительно ниже уровня запланированного в связи с реформированием. Еще более существенные различия наблюдаются по регионам - от 90-96% до 9%. Различия объясняются и субъективными, и объективными причинами. Региональные власти, стремясь снизить неэффективную нагрузку на бюджеты (Белгородская, Московская, Тверская области, Чувашия), добились максимального возмещения (90% и более), низкий уровень возмещения в регионах Крайнего Севера (Эвенкийский, Ненецкий, Таймырский, Корякский, Чукотский АО, республика Якутия) и на Камчатке, связан с тем, что большинство жителей не в состоянии оплачивать услуги жилищно-коммунального хозяйства, что вынуждает региональные власти сохранять низкий уровень возмещения населением (9-42%) их стоимости. В «богатых» регионах (в Москве, Ямало-Ненецком АО,

Таблица 2.

Концепция развития управления сферой жилищно-коммунальных услуг в регионах, адаптированного к рыночным условиям

Проблемы, сдерживающие развитие управления в сфере жилищно-коммунальных услуг регионов и его адаптации к рыночным условиям

Несовершенство тарифной политики, значительная доля государственных и муниципальных дотаций, слабое развитие субсидий и адресной поддержки социально незащищенным слоям населения Преобладание административных методов управления предприятиями сферы жилищно-коммунальных услуг Низкий уровень заработной платы, неразвитость систем материального и нематериального стимулирования работников Монопольные условия реализации ресурсов ресурсоснабжающими организациями. Отсутствие влияния потребителей на объемы и качество услуг, независимость оплаты от качества и условий их предоставления. Нестабильность финансового состояния предприятий,

непрозрачность финансовых потоков в предприятиях. Слабое развитие системы страхования

Концепция развития управления сферой жилищно-коммунальных услуг в регионах, адаптированного к рыночным условиям

Предложения по внесению изменений в региональное нормативное регулирование

Упорядочение межбюджетных отношений, бюджетного финансирования, льгот, субсидий.

Региональные социальные программы Создание новых демократичных форм управления жилищным фондом, основанных на самофинансировании и адресной помощи государства Обеспечение самоокупаемости и свободы в выборе стимулирования работников. Упорядочение тарифной политики на ЖКУ, начисления и сбора платежей

Нормирование, регулирования, критерии качества услуг Развитие инфраструктуры.

Формирование правовой и методи-ческой базы для планирования, соз-дания и функцио-нирования общес-твенных контроли-рующих органов Создание региональных центров страхования жилья

Предложенные методологические положения

Модель развития управления ЖКХ в целях его адаптации к рыночным условиям Схема взаимосвязей единства цели управления, интересов и действий Выражение потребностей в сфере ЖКУ, в соответствии с теорией Маслоу.

Оптимизация затрат и обеспечение самоокупаемости отрасли. Государственный и общественный контроль, аудит тарифов и цен Акционирование, приватизация муниципальных предприятий, формирование договорных отношений с МСУ Предложения по совершенствованию системы страхования жилья

Продолжение таблицы 2.

Методические подходы и разработки автора

Рекомендации по региональному формату концепции с учетом стоимости жилищно-коммунальных услуг в субъектах РФ относительно средней по стране и уровня их оплаты населением.

Методическое обеспечение развития управления в Товариществах собственников жилья, как формы управления, адаптированной к рыночным условиям.

Многоуровневая система мотивации работающих в сфере жилищно-коммунальных услуг Управление конфликтами в организациях сферы жилищно-коммунальных услуг Методическое обеспечение системы ресурсосбережения. Параметры планирования производственно-хозяйственной деятельности предприятий исполнителей жилищно-коммунальных услуг.

Методические рекомендации по созданию общественных коллегиальных органов развития сферы жилищно-коммунальных услуг. Ввести обязательное страхование жилья, расширить перечень страховых случаев, перечень страхователей

Комплексная программа развития ритуальных услуг на территории муниципальных образований

Предложения по разработке «Кодекса деловой этики сотрудников организа-ций сферы жилищно-коммунальных услуг» Основные элементы мотивационного механизма


загрузка...