Адаптивная система персонифицированной профессиональной подготовки студентов технических вузов (15.03.2010)

Автор: Рябинова Елена Николаевна

- современной стратегией профессиональной подготовки студентов в техническом вузе и недооценкой их личностного потенциала в ходе освоения способов профессиональной деятельности;

- интегрированным характером профессиональной инженерной деятельности и узкодисциплинарной дидактической моделью реализации его содержания при обучении в вузе;

- существующими подходами к проблеме определения качества образования и необходимостью применения принципиально новых содержательных критериев контроля образовательного процесса средствами самого образования;

- потребностью развития самостоятельной учебной деятельности студента, системного мышления, творческих способностей, саморазвития и существующим традиционным образованием, ориентированным на трансляцию готового знания;

- необходимостью развития и осуществления двухуровневого очного обучения, экстерната, очно-заочного дистанционного и дополнительного образования, системы непрерывной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и отсутствием учебно-научно-методического обеспечения, позволяющего создавать и реализовывать вариативные профессионально-образовательные программы, индивидуализировать систему профессиональной подготовки студентов.

Отмеченные противоречия определили проблему исследования: выявление условий создания адаптивной системы персонифицированной профессиональной подготовки студентов технических вузов и определение её результативности в учебном процессе.

Работа выполнялась в рамках тематического плана фундаментальных исследований Российской академии образования по направлению «Научное обеспечение модернизации профессионального образования Российской Федерации» по теме «Функционально–ориентированная подготовка специалистов широкого профиля в технических вузах».

Цель исследования: разработка, научное обоснование и апробирование адаптивной системы персонифицированной профессиональной подготовки студентов технических вузов.

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов технических вузов в современных условиях.

Предмет исследования: содержание, структура, формы, методы и средства организации адаптивной системы персонифицированной профессиональной подготовки студентов технических вузов, ориентированной на качество обучения.

Гипотеза исследования включает в себя совокупность взаимосвязанных предположений об адаптивной системе персонифицированной профессиональной подготовки студентов в техническом вузе, приводящей к гарантированному уровню обучения для каждого студента, если:

матричная модель познавательной деятельности студентов в адаптивной системе персонифицированной профессиональной подготовки будет выступать в роли системообразующего фактора при структуризации учебного материала любой дисциплины в систему учебных заданий с различными уровнями сложности;

в основу математического моделирования процесса функционирования адаптивной системы персонифицированной профессиональной подготовки студентов с учетом фактора мотивации будет положена идея измеримости и управляемости процесса обучения как системы, построенной на общих принципах теории управления и учитывающей основные психолого-деятельностные параметры обучаемых;

реализация адаптивной системы персонифицированной профессиональной подготовки студентов в учебном процессе технических вузов будет основана на периодической квалиметрии студентов и определении на этой базе необходимой внешней поддержки при изучении содержания учебной дисциплины, показывающей на качественном и количественном уровнях какие конкретно учебные элементы познавательно- деятельностной матрицы должны быть проработаны с заданным качеством в определенные временные интервалы.

Проблема исследования, его цель, объект и предмет, а также сформулированная гипотеза обусловили постановку трех групп задач исследования.

Первая группа задач ориентирована на выявление теоретических основ построения матричной модели познавательной деятельности студентов в адаптивной системе персонифицированной профессиональной подготовки, ее структуры и связанную с ней квалиметрию знаний, полученных в результате обучения:

- проанализировать ведущие современные парадигмы профессионального образования и изучить методологические подходы к познавательному процессу в высшей профессиональной школе;

- выявить и обосновать основные составляющие психологической и деятельностной структур познавательного процесса;

- разработать метод структуризации учебного материала, позволяющий представлять процесс обучения студентов как движение по познавательно-деятельностным уровням матричной модели познавательной деятельности студентов в адаптивной системе персонифицированной профессиональной подготовки;

- систематизировать и структурировать содержание учебной дисциплины с помощью познавательно-деятельностной матрицы как систему учебных заданий с разным уровнем сложности;

- разработать тесты для периодической квалиметрии уровня усвоения учебной информации студентами, позволяющие как с количественной, так и с качественной сторон оценить результаты обучения.

Вторая группа задач связана с математическим моделированием процесса функционирования адаптивной системы персонифицированной профессиональной подготовки студентов, учитывающим мотивационную составляющую как профессионально-ориентированную часть учебной дисциплины и психолого-деятельностные параметры обучаемых, что делает систему персонифицированной и адаптивной:

-  разработать систему взаимосвязанных математических моделей процесса усвоения студентами базового (инвариантного) учебного материала и его мотивационной составляющей в профессиональном обучении, содержащих формализованные факторы психолого-деятельностных параметров обучаемых, что делает эти модели персонифицированными;

- обосновать определение психолого-деятельностных параметров студентов, используя систему психологических тестов, отражающих уровни объемов кратковременной и оперативной памяти, свойства избирательности, концентрации, устойчивости и распределения внимания, уровни самоорганизации и самостоятельной интеллектуальной деятельности студента; поскольку коэффициенты персонифицированных математических моделей, учитывающие эти параметры, периодически уточняются, то модели становятся адаптивными;

- учесть в разработанной математической модели процесса функционирования адаптивной системы персонифицированной профессиональной подготовки студентов инерционность психофизиологических процессов в организме человека, что является глобальным свойством природы, и наличие физиологических пределов информационного насыщения человеческого организма.

Третья группа задач связана с апробацией адаптивной системы персонифицированной профессиональной подготовки студентов технических вузов: квалиметрией и созданием методики внешней поддержки познавательного процесса обучаемого, которая определяется строго рассчитанной дополнительной проработкой учебного материала студентом:

- проанализировать траектории обучения студентов с учетом психофизиологических свойств человека и определить эталонную траекторию обучения, заданную требованиями образовательного стандарта по дисциплине;

- перераспределить объём всего массива учебной информации дисциплины внутри заданного временного интервала (семестра) наиболее рациональным и приемлемым для усвоения образом с учетом эталонной траектории обучения и структурирования содержания учебной дисциплины с помощью познавательно-деятельностной матрицы в систему учебных заданий с разным уровнем сложности;

- разработать алгоритм реализации адаптивной системы персонифицированной профессиональной подготовки студентов в образовательном процессе, представляющий многошаговую процедуру периодической квалиметрии текущей успеваемости обучающихся по предмету и оперативную корректировку познавательного процесса путем вычисления необходимого ресурса внешней поддержки, соответствующей измеренному отставанию в усвоении необходимой учебной информации студентом;

- создать методику вычисления внешней поддержки познавательной деятельности студентов при изучении содержания учебной дисциплины, основанную на применении теории модального управления сложными динамическими системами.

Реализация поставленных задач потребовала привлечение различных методов исследования: изучения и анализа научно-педагогической, психологической, методической, математической и логистической литературы; изучения учебных программ и учебных пособий по ряду общепрофессиональных и специальных дисциплин; анализа структурно-логических схем профессионально-направленных межпредметных связей изучаемых курсов; изучения методов современной теории управления применительно к исследованиям дидактических систем; психологического тестирования с целью определения личностного потенциала каждого конкретного студента; квалиметрии как количественной оценки качества усвоения учебного материала студентами в профессиональном обучении; педагогического эксперимента с целью проверки эффективности разработанной адаптивной системы персонифицированной профессиональной подготовки студентов технических вузов.

Методологическую основу исследования составляют: диалектический метод познания, теория системного и личностно-деятельностного подходов к изучению педагогических явлений и процессов, психологическое тестирование, теория квалиметрии образования, общая теория управления динамическими процессами и системами.

В основу настоящей работы положены:

- труды, раскрывающие сущность системного подхода, его применение в исследованиях педагогических систем, в том числе высшего профессионального образования (В.И. Андреев, С.И. Архангельский, В.А. Болотов, Н.В. Бордовская, В.Г. Виненко, Т.А. Ильина, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, В.С. Леднев, Б.Ф. Ломов, В.А. Скакун, В.А. Сластенин, Д.И. Фельдштейн, В.Д. Шадриков, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин и др.);

- теория развивающегося образования, основанная на системном подходе и опирающаяся на личностно-деятельностную концепцию человека (Б.Г. Ананьев, Д.А. Белухин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Занков, Э.Ф. Зеер, А.Н. Леонтьев, А.К.Маркова, А.В. Петровский, Л.С. Рубинштейн, В.В. Сериков, Г.Н. Сериков, С.Д. Смирнов, А.В. Хуторской, Д.В. Эльконин И.С. Якиманская и др.);

- современные концептуальные идеи разработки и применения инновационных педагогических технологий, в том числе технологий открытого образования (В.И. Богословский, В.А. Бордовский, Г.А. Бордовский, А.А. Вербицкий, Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, М.В. Кларин, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, В.М. Нестеренко, Н.Д. Никандров, Е.С. Полат, Н.Ф. Радионова, Г.К. Селевко, М.П. Сибирская, В.Д. Симоненко, С.Д. Смирнов, Ю.Г. Татур, А.П. Тряпицына, R. Ebel, R. Koller, J.D.Russell, A. Schelton, R. Buhlmann, G. Hofstede, G. Neuer, M. Prokop, U. Tornberg и др.);

- психологическая теория познания и психология памяти и мышления (Р. Арнхейм, Э.Блейлер, Д.Бом, Д. Брунер, Е. Галантер, В.В. Зейгарник, П.И. Зинченко, А.Р. Лурия, Я.Л. Ляудис, А.С. Майданов, Дж. Миллер, Б.П. Невельский, Р.С. Немов, Ж. Пиаже, К. Прибрам, Б.М. Теплов, Д.Н. Узнадзе и др.);

- теория развития мотивации учения (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.П. Леонтьев, А.К. Маркова, А. Маслоу, Ж. Пиаже, В.А. Якунин и др.);

- теория формирования содержания непрерывного профессионального образования и идеи взаимосвязи общего и профессионального образования (П.Р. Атутов, Г.В. Ахметжанова, Ю.К. Бабанский, С.Я. Батышев, А.П. Беляева, С.М. Вишняков, М.Г. Громкова, И.Д. Зверев, О.Б. Епишева, В. Н. Максимова, М.И. Махмутов, В.В. Сериков и др.);

- интегрированные процессы в образовании (Е.В. Бондаревская, А.Л. Бусыгина, В.И. Загвязинский, Ю.Н. Кулюткин, М.И. Махмутов, Г.Н. Сериков, А.П. Тряпицына и др.);


загрузка...