Совершенствование системы управления долгом субъекта Российской Федерации в условиях финансовой глобализации и интеграции (15.03.2010)

Автор: Пахомов Сергей Борисович

Объектом исследования стала система механизмов, технологий, рыночных инструментов в сфере долговых финансов региона, обеспечивающих финансовую стабильность, инвестиционную привлекательность и решение задач стабильного социально-экономического развития региона.

Методологической и теоретической основой исследования стали труды зарубежных и российских ученых и специалистов, теологические концепции разных исторических периодов в области финансов, в том числе долговых, в области экономической теории, региональной экономики, государственного управления собственностью и государственного регулирования экономикой, формирования и совершенствования институциональных форм, механизмов и технологий в сфере долговых отношений. При проведении теоретического анализа государственных и региональных заимствований были использованы научные разработки и положения, сформулированные сотрудниками Института экономики РАН, Института системного анализа РАН, аналитические материалы Счетной палаты РФ и Счетной палаты Москвы, разработки и материалы Международного валютного фонда, Мирового Банка.

Обоснованность и достоверность. Информационной базой исследования стали официальные документы: указы, распоряжения, решения, постановления законодательных и исполнительных органов власти Российской Федерации, г. Москвы, Федеральной службы по финансовым рынкам, Минфина и Госкомстата России; материалы, опубликованные в научных монографиях и периодической печати, представленные на конференциях и совещаниях; материалы Международного валютного фонда, Мирового Банка, ряда институтов РАН, маркетинговые исследования рейтинговых агентств, другие источники в финансовой и инвестиционной сфере, в области управления собственностью, отчеты и данные о функционировании системы управления долгом города Москвы, государственных и муниципальных заимствованиях других регионов России, материалы европейских и американских специализированных финансовых структур по управлению государственным и муниципальным долгом, результаты исследований и расчетов автора.

Степень разработанности проблемы. При проведении исследования диссертант опирался на фундаментальные труды по экономической теории, экономике, в области государственных финансов, бюджетного процесса, экономического анализа, управления собственностью, региональной экономике.

С учетом последствий рыночной трансформации социума и экономики страны, накопленного международного и российского опыта, перспектив развития России многоаспектность управления долгом страны и ее территориальных образований требует комплексного системного подхода в развитии теории. Общие вопросы возникновения и развития долговых отношений получили свое отражение в работах экономистов различных направлений: классической школы - А.Смита и Д.Рикардо; авторов теории процента и кредита, как капитала приносящего проценты – К.Маркса и Ф.Энгельса; представителя неоклассической экономической теории двадцатого века, автора теории платы в форме процента за использование капитала – А. Маршалла.

В финансовой науке девятнадцатого века проведение операций с долговыми обязательствами государства считалось предметом практического управления госзадолженностью. К началу двадцатого века были изучены причины возникновения, структура госдолга, результаты его воздействия на экономику страны. Масгрейв выделил функции государства в области обеспечения и распределения ресурсов, условия оптимума этого распределения сформулированы в работах Лернера, Бергсона и Хикса .

Классик экономической теории Кейнс рассматривал влияние государственного долга на экономический рост. Проблемы управления государственным долгом, формирования институтов и направления использования заемных средств были изложены в том числе в работах Э.Аткинса, В.Барда, Д.Головачева , М.Джонка, В. Ивантера , М.Климовича, В.Лексина, В.Леонтьева, Д.Львова, Стиглица Дж.Э. и др. Проблемам долговой политики посвящены работы А. Вавилова, В. Дмитриева, Д. Зуева, А. Игудина, В. Кабашкина, Б. Хейфеца. Вопросы внешней задолженности России изложены в работе В.Дмитриева, проблемы функционирования денежно-кредитной системы представлены в публикациях О.Роговой. Теоретические и прикладные аспекты формирования институциональной экономики и методологии институционального анализа, интернационализации различных сторон экономической жизни в условиях глобализации изложены в трудах Р. Гринберга, А. Некипелова, А.Гранберга, С. Глазьева, Г. Клейнера, О. Иншакова, С. Сильверстова, Д. Сорокина, и других ученых РАН.

Актуальные вопросы теории бюджета и бюджетного процесса, его формирования и исполнения на федеральном и региональном уровне, реформирования межбюджетных отношений, управления региональными и муниципальными финансами в современных условиях изложены в работах А.Архипова , Б.Губина, В.Сенчагова и других.

Международный опыт формирования финансовых институтов по управлению госзадолженностью в условиях финансовой глобализации и интеграции требуют теоретического осмысления и адаптации к российским реалиям. Эта тема требует комплексного подхода. Не получил обобщения опыт регионов России по управлению долговым портфелем в условиях стабильного развития и кризисных потрясений. В теории и практике отсутствуют разработки по системным антикризисным мероприятиям, управлению рисками, оптимизации долгового портфеля региона. Теория управления региональными финансами не получила развития в части интеграции финансовых активов муниципалитетов для привлечения заемных средств инвестиционной направленности. Теоретические разработки по формированию в России международного финансового центра находятся в начальной стадии, требуют осмысления международный опыт и необходима его адаптации к быстро меняющимся условиям в России.

Проблема совершенствования управления долгом субъекта РФ с учетом перечисленных институциональных факторов и их эффективного использования в достаточной мере не разработана. Обобщение имеющегося российского и международного опыта в области теории региональных финансов, разработка методических и практических рекомендаций по созданию и развитию систем управления долгом территориальных образований Российской Федерации способствуют повышению качества управления государственными финансами и выполнению ими функций по сбалансированному социально-экономическому развитию территорий. Теоретический и практический интерес к данной проблеме, прямая экономическая заинтересованность регионов России в ее успешном решении, делает ее актуальной для исследования. Это определило выбор темы, цель и задачи диссертационного исследования.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке теоретических положений, совокупности методик и практических рекомендаций по формированию и совершенствованию системы управления долгом субъекта РФ для обеспечения инновационного характера развития экономики России.

Научные результаты, полученные лично автором, выносимые на защиту и содержащие приращение научных знаний, следующие:

1. Классифицированы этапы, связанные с долговыми обязательствами и ссудным процентом, с учетом факторов - исторического периода, географии, религиозных воззрений, институциональных форм, распространенности. Обосновано, что формирование и развитие долговых отношений является значимым фактором совершенствования финансовых институтов и динамичного экономического развития стран и их регионов.

2.Обоснована роль долга государства и его субъектов в современной финансовой системе с позиций опыта, форм, методов, инструментов, применяемых в международной практике управления государственным и муниципальным долгом, на основе чего разработана классификация долгового финансирования по формам, источнику возникновения, видам, валюте долговых обязательств; целям использования заемных средств; структуре эмитентов и заимодавцев; месту и характеру размещения долговых ценных бумаг, их структуре - по стоимости, способам эмиссии, условиям погашения, типу долговых ценных бумаг и их обеспечения.

3. Выявлены перспективы применения в России рыночных инструментов долгового финансирования и обоснована методика сравнительного анализа нормативных особенностей их выпуска по признакам: эмитенту, доходности активов, обеспеченности и доходности долговых обязательств, периодичности платежей, рискам и гарантиям для использования субъектами РФ в нормативной практике.

4. Разработана классификация системы управления долгом государственных субъектов по уровню государственного управления, финансовой кооперации, законодательным полномочиям, системе гарантий по обязательствам, на основании чего обоснованы методические и практические рекомендации по применению в России эффективного зарубежного опыта в сфере долговых отношений.

5. Обобщен международный опыт и разработаны рекомендации повышения надежности долговых ценных бумаг субъекта РФ на основе обеспеченности тарифными, налоговыми или иными доходными потоками бюджетов и сформулированы предложения по реализации данных рекомендаций субъектами РФ в управлении долговыми обязательствами.

6. Разработаны методики создания, внедрения, функционирования и совершенствования системы управления долгом субъекта РФ; даны практические рекомендации по интеграции политики управления долгом субъекта РФ с бюджетной политикой, политикой казначейства, созданию института «единого заемщика», повышению эффективности управления долгом для обеспечения финансовой стабильности, инвестиционной привлекательности субъектов РФ, инновационного развития экономики России.

7. Предложена система мер по управлению рисками эмитента долговых ценных бумаг – субъекта РФ, включающая прогноз стоимости государственного долга, анализ затрат на обслуживание долга, прогноз объема исходящих платежей и платежей к получению, прогноз объемов необходимого рефинансирования, анализ чувствительности государственного долга к внешним и внутренним факторам, вероятность и целесообразность страхования рисков с использованием производных финансовых инструментов, меры по оптимизации структуры долга. Результатом успешного управления рисками становится достоверный прогноз капиталовложений в региональную инвестиционную программу субъекта РФ, безопасная структура долга.

8. Разработаны предложения по управлению стоимостью и структурой долгового портфеля субъекта РФ, разработаны методика оценки экономического эффекта реструктуризации долговых обязательств субъекта РФ и методика формирования оптимальной структуры долгового портфеля на основании критериев доходности облигаций, средней срочности, среднему сроку до погашения для обеспечения финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности субъекта РФ.

9. Предложена система антикризисных мер: откуп долга на внешнем и внутреннем рынке, использование валютных и процентных свопов, изменение процедуры ценообразования, повышение доходности облигаций, создание максимального комфорта участия в аукционах потенциальных инвесторов для обеспечения эффективного управления долгом субъекта РФ в условиях мировых и локальных финансовых кризисов.

10.Обоснованы перспективы, проанализированы возможности, преимущества и недостатки, сформулированы предложения по выпуску еврооблигаций субъектов РФ в рублях при соблюдении действующего законодательства, обеспечивающие возможность финансирования дефицита бюджетов регионов, привлечение нового класса иностранных инвесторов,

11. Разработан проект формирования федерального агентства муниципального финансирования в форме федерального эмиссионно-кредитного государственного агентства с особым статусом, задачами и правом эмиссии облигаций в целях привлечения средств для кредитования муниципальных бюджетных программ на основе кооперации муниципальных бюджетов и государственных гарантий.

12. Разработаны основные положения формирования международного финансового центра в России, включающие разработку государственной программы развития финансовых услуг на международном уровне, реформу в финансовой и налоговой сфере, развитие международной интеграции, обеспечение возврата капитала из оффшорных зон, внедрение западных, исламских и производных рыночных финансовых инструментов.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования были использованы в 1997-2009 годы в законодательной деятельности при подготовке материалов и документов Правительства Москвы по привлечению заемных средств в столицу, управлению этим государственным долгом города, использованию заемных средств в городском бюджете, в ходе организационной реформы системы управления долгом города Москвы; в практической деятельности по управлению долгом г. Москвы; в проекте формирования федерального агентства муниципального финансирования; при подготовке проектных и нормативных документов по формированию международного финансового центра в России; в учебном процессе при подготовке студентов по специальности "Менеджмент" в Московском Государственном Университете инженерной экологии, по специальности "Финансы и кредит" в Московском экономическом институте, на квалификационных семинарах для работников органов исполнительной власти, специалистов рынка ценных бумаг, корпоративных и региональных руководителей финансовой и инвестиционной сферы.

Результаты исследования докладывались в период с 1997-2009 годы на более чем 100 конференциях, научных и практических совещаниях, круглых столах в России, США, странах Евросоюза по проблемам управления долгами, собственностью, инвестициями, финансами региона, интеграции России в мировые рынки капитала, преодолению последствий кризисов. Это регулярные ежегодные конференции и форумы: в том числе, международный форум инвесторов, заемщиков (Лондон, октябрь 1998 г., февраль 2002 г., июнь 2003 г.); Мировой форум кредиторов (Лондон, июнь 1999 г.); международные конференции по проблемам формирующихся и развивающихся рынков (Нью-Йорк, октябрь 1999 г., Женева, апрель 2005 г., Крыница, сентябрь 2001 г.); Европейские конференции по региональным и муниципальным заимствованиям, финансированию местных и региональных органов самоуправления, муниципальным инвестициям, проектному финансированию и управлению долгом (Берлин, март 2000 г., Вена, январь 2001 г., Франкфурт - Будапешт – Прага, июнь 2000 г., Женева, апрель 2000 г., Женева, декабрь 2001 г., ноябрь 2003 г., Амстердам – Барселона март 2003 г., Рим, июль 2003 г., Париж, сентябрь 2003 г., Неаполь, апрель 2004 г., Вена, март 2005 г., Никосия, январь 2009 г.); Форум эмитентов и инвесторов Центральной и Восточной Европы (Вена, Франкфурт, январь 2001 г.); Европейские банковские конгрессы (Франкфурт, ноябрь 2000 г., ноябрь 2001 г., ноябрь 2002 г., ноябрь 2003 г., ноябрь 2004 г., ноябрь 2005 г., ноябрь 2009 г.); Межрегиональные конференции по управлению долговыми обязательствами (Женева, декабрь 2001 г.), конференции «Россия ценные бумаги с фиксированным доходом» (Лондон, июль 2002 г., май 2006 г., Вена – Цюрих, январь 2004 г., Париж, апрель 2005 г.), ежегодные конференции по проблемам инвестиций в России и СНГ (Лондон, июль 2003 г., июль 2004 г., апрель 2005 г., апрель 2006 г., Нижний Новгород, сентябрь 2006 г., Никосия, январь 2009 г.); ежегодные конференции по проблемам рынков капитала Центральной и Восточной Европы (Вена – Франкфурт, январь 2001 г., Вена, январь 2005 г., Зальцбург – Вена, январь 2006 г.); ежегодные конференции «Регионы и города России: организация финансирования инвестиционных программ» (Москва, май 2000 г., май 2001 г., май 2002 г., май 2003 г., май 2004 г., май 2005 г., май 2006 г., май 2007 г., май 2008 г., май 2009 г.); конференция «День российских регионов в Люксембурге» (Люксембург, май 2009 г.); конференция «Создание Международного финансового центра (МФЦ) в Москве» (Москва, июнь 2009 г.); конференция «Финансовые инструменты и инвестиции в период кризиса. Опыт России и Европы» (Москва, сентябрь 2009 г.); конференция «Дни экономики Москвы в Баварии» (Мюнхен, октябрь 2009 г.); XII Международный инвестиционный форум «Москва-Инвест 2009» (Шанхай, октябрь 2009 г.).

По теме диссертации опубликовано 58 работ общим авторским объемом 134,1 п.л. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы, приложений - таблиц, рисунков, графиков.

ПЛАН ДИССЕРТАЦИИ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ДОЛГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

1.1.Исследование эволюции методологии и теории долговых отношений и ссудного процента, институциональных аспектов финансовой системы.

1.2.Экономическое содержание, состав и инструменты долга государства и его субъектов в современных экономических теориях

1.3.Теоретические основы организации управления долгом государства и его субъектов.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ, РЕГИОНАЛЬНЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ДОЛГОМ

2.1. Анализ развития международного рынка еврооблигаций

2.2. Институциональные проблемы выхода российских эмитентов на международный рынок еврооблигаций.

2.3. Анализ становления и развития глобального рынка «исламских облигаций»: технологии, проблемы и перспективы развития

2.4. Международная практика государственного регулирования и управления региональным и муниципальным долгом. Уроки кризиса

2.5. Обеспечение займов доходами бюджета территориального образования (на примере города Нью-Йорка) и анализ применимости этой технологии в РФ

ГЛАВА 3. РОССИЙСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОЛГА ГОСУДАРСТВА И ЕГО СУБЪЕКТОВ


загрузка...