Феномен надындивидуальной памяти: стратегии концептуализации и онтологический статус (15.03.2010)

Автор: Макаров Андрей Иванович

Исторический процесс философской концептуализации феномена надындивидуальной памяти развивался как противостояние двух парадигмальных теоретических моделей памяти, - это холистическая модель, опирающаяся на концепты Мировой души (античный платонизм), Вечной памяти (христианский платонизм); и теоретическая модель, построенная на принципе «методологического индивидуализма», в которой предпринимается попытка перетолковать проблему надындивидуального измерения памяти в проблему транперсональности как эффекта индивидуального мышления.

В античной философии холистический способ концептуализации надындивидуальной памяти оформился в качестве составной части платонического учения о Мировой душе как динамическом аспекте жизни космоса и учения о преодаении «барьера времени».

После того как философы Просвещения (Р. Декарт, Т. Локк, Д. Юм) обосновали антропоцентричную установку на индивидуализацию самотождества человеческого сознания и всеобщности опыта, возникает новая парадигмальная объяснительная модель памяти, в которой объяснение причин преобразования данных опыта отдельных сознаний в некий всеобщий опыт не нуждается больше ни в идее космического посредника (Мировая душа), ни в идее религиозного посредника (Вечная память, Примордиальная традиция).

И. Кант в своей концепции трансцендентального субъекта, не выходя за рамки новоевропейского субъективизма, заложил основу для критики методологического индивидуализма, что способствовало возвращению в философию идеи надындивидуального измерения сознания и памяти. Идея «трансцендентального субъекта», который является носителем структур всеобщности дает основание для выдвижения трактовок памяти как одной из таких структур, имеющих надындивидуальное измерение.

Логика процесса концептуализации темы надындивидуальной памяти в неклассической современной философии приводит современную философскую антропологию и философию культуры к переориентации метафизики памяти с вопроса о времени (темпоральности субъекта) на вопрос о местоположении (телесности субъекта). В мнемологическом контексте это означает, что психологизаторский дискурс о памяти, в котором она представляется в виде длительности, потока, феномена со-бытия встречи интенций сознаний Я и другого Я становится недостаточным, и в него возвращаются концепт места (вместимости, уместности), с помощью которого тематизируется проблема соотнесенности мест памяти, события встречи Я и Другого как телесно-духовных существ.

Научная новизна исследования. Впервые с помощью философского анализа концепций памяти и социальности выявляется связь функциональной структуры феномена надындивидуальной памяти с основными концептами философских теорий памяти.

Выявлены социально-интегративная, информационно-селективная и мировозренческо-ориентационная функции. Они представляются автором через различные формы бытования феномена надындивидуальной памяти, что позволяет соотнести их с основными понятиями различных дисциплинарных дискурсов о памяти (социальная, коллективная, групповая, культурная память), и тем самым способствовать выполнению задачи междисциплинарного синтеза с помощью историко-философского знания.

Выявлен особый класс образов памяти – образы группового единства, составляющие основу коллетивной идентичности (мы-идентичность)

Впервые выявлены этапы процесса концептуализации надындивидуальной памяти; они соотнесены с возникновением и эволюцией холистической модели сознания и моделью сознания, созданной в рамках «методологического индивидуализма».

Впервые показана логика первичной философской концептуализации надындивидуальной памяти на раннем этапе становления холистической платонической традиции через соотнесение философского дискрса о памяти с принципом гиполексиса.

Выявлена смысловая связь между решением Платоном, Плотином и Бл. Августином мнемологической апории «присутствия отсутствующей вещи» и осмыслением выхода из кризиса определенных моделей социокультурной целостности, а также мифологическими концептами (мифологемами) «барьер времени» и «плероматическое время-пространство» (вечность).

Впервые проанализированы и критически осмыслены теоретические основания отказа от идеи Мировой души и надындивидуального измерения сознания и памяти в новоевропейском субъективизме (Р. Декарт и Дж. Локк).

Выявлена логика рассуждений И. Канта о трансцендентальной природе схематизмов сознания, которые помогли реабилитировать идею надындивидуальной памяти в западноевропейской философской мысли.

Впервые определен минимум основных концептов, лежащих в основе концептуальных схем феномена надындивидуальной памяти неклассической философии культуры и культурной антропологии. Выявлен эвристический потенциал и практическая значимость концепций надындивидуальной памяти для современной философии культуры в контексте диалога западной культуры и культуры России.

Теоретическая и практическая значимость. Полученные результаты обладают ценностью для дальнейших разработок методологии исследования мнемологической проблематики в философии культуры, антропологии и в ряде других наук, поскольку выявлена связь функциональной структуры феномена надындивидуальной памяти с основными понятиями различных дисциплинарных дискурсов о памяти (социальная, коллективная, групповая, культурная память)

Полученное в ходе анализа знание механизмов взаимодействия индивидуального и надындивидуального модуса памяти в контексте культуры, особенностей функционирования образов группового единства могут быть использованы в разработках методов экспертизы солидаристского потенциала российского общества.

В диссертации представлен новый материал для разработки общих и специальных курсов по философии культуры антропологии и истории философии.

Структура диссертации строится в соответствии с логикой восприятия читателем результатов работы, которая не совпадает этапностью исследования. Поэтому сначала мы знакомим читателя смоделью надындивидуальной памяти, а затем с развитием процесса концептуализации этого феномена в философской традиции.

Работа состоит из введения, 4 глав, заключения и списка литературы из 257 наименований.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основное содержание диссертационного исследования изложено в опубликованных работах автора общим объемом 26,7 п.л.

Монографии:

Феномен надындивидуальной памяти (образы–концепты– рефлексия): монография / А.И. Макаров; ВолГУ; науч. ред. А.А. Грякалов Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009. (12,6 п.л.)

Главы в коллективных монографиях:

1. Глава 24. Цвет и культурная память: о роли цвета в управлении поведением // Цвет и свет в экономике и обществе: Монография / под ред. д-ра экон. наук О.В.Иншакова. Волгоград: Волгоградское научное издательство. 2008. - 736 с. (1,1 п. л.)

2. Роль надындивидуальной памяти в процессах солидаризации // Среды: Очерки по теории солидарности: Монография/А.И.Пигалев, Д.Ю.Сивков, А.И.Макаров и др; Под общ. ред. А.И.Макарова и Ю.Ю.Ветютнева. Волгоград: Волгоградское научное издательство. 2008. -120 с. (1,5 п.л.)

Статьи в энциклопедических изданиях:

Грицанов А.А., Пигалев А.И., Макаров А.И. Генон (статья) // Всемирная энциклопедия: философия. М., АСТ, Минск: Харвест, Современный литератор. 2001. (0,6/0,3)

Грицанов А.А., Пигалев А.И., Макаров А.И. Генон (статья) // Новейший философский словарь: 2-е перераб. и допол. изд.. М., Интерпрес-сервис, Книжный дом. 2001. (0,9/0,3 п.л.)

Пигалев А.И., Макаров А.И. Традиционализм (статья) // Всемирная энциклопедия: философия. М., АСТ, Минск: Харвест, Современный литератор. 2001. (0,9/0,3 п.л.)

Пигалев А.И., Макаров А.И. Традиционализм (статья) // История философии: энциклопедия. Минск, Интерпрес-сервис, Книжный дом. 2002. (0,6/0,3)

Пигалев А.И., Макаров А.И. Традиционализм (статья) // Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, М. Еволькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Минск: Книжный дом. 2003 (0,6/0,3)

Статьи в ведущих рецензируемых журналах и изданиях рекомендованных ВАК

Образ Другого как образ памяти (Методологические аспекты проблемы репрезентации прошлого) // Диалог во временем. Альманах интеллектуальной истории. 18. М., ЛКИ, 2007

Философия сознания и теория фетишизма: проблема образа и памяти// Мир психологии: Научно-методический журнал. - М.; Воронеж. : Воронеж, 2007г. N 2.

Сновидение и память: проблема образа в античной философии сознания // Мир психологии: Научно-методический журнал. - М.; Воронеж: Воронеж, 2007. N 2 (1 п.л.)

Роль интеллектуала в обществе: интерпретационная функция и культурная память // Личность. Культура. Общество. 2008. Т. 10. Вып. 3-4 (42-43)

Проблема солидарности современного российского общества в свете теории культурной памяти // Власть. 2008. № 10 (0,3 п.л.).

Понятие надындивидуальной памяти: философские аспекты // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер.7. Философия. Социология и социальные технологии. Научно-теоретический журнал. № 1(7). -Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008 (0,5 п.л.).

«Культурологический поворот» в философии памяти // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер. социально-экономические науки и искусство. №3 (27). - Волгоград: ВГПУ. Изд-во «Перемена», 2008 (0,3 п.л.).

Политика памяти как элемент региональной культурной жизни // Власть. 2008. № 12 (0,3 п.л.).


загрузка...