Феномен надындивидуальной памяти: стратегии концептуализации и онтологический статус (15.03.2010)

Автор: Макаров Андрей Иванович

Макаров А.И. Понятия «историческая память» и «культурная память»: конфликт интерпретаций исторической реальности // Теории и методы исторической науки: шаг в ХХI век. Материалы международной научной конференции. М.: ИВИ РАН, 2008 (0,3 п.л.).

Надындивидуальная память как социокультурный интегратор// Записки семинара «Сверхмедленные процессы». Вып.1 / ВолГУ, Лаб. сверхмедленных процессов. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009 (0,3 п.л.)

Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок. СПб., 1999. С. 25.

См. об этом подробнее: Слотердайк П. Критика цинического разума. Екатеринбург, 2001.

Глазерсфельд, Э. фон. Введение в радикальный конструктивизм // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия, 2001. № 4. С. 59 - 81; Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи. М., 1990; Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия. М., 2000; Harbach H. Konstruktivismus und Realismus in den Sozial- und Verhaltenswissenschaften. Muenster, 2004; Koch J. Organisation und Differenz. Kritik des organisationstheoretischen Diskurses der Postmoderne. Wiesbaden, 2003.

Рикер П. Конфликт интерпретация. Очерки о герменевтике. М., 1995.

Следует специально отметить, что содержание понятия «холизм» давно уже вышло за рамки того содержательного наполнения, которое предложил в 20-х гг. ХХ в. Я. Смэтс. Сегодня этим термином обозначают систему методологических принципов, противостоящих антиметафизической линии в философии, и ведут отсчет рождения холистической позиции от древней философии. См. об этом подробнее: Оболкина Светлана Викторовна. Онтологическая грамматика холизма как философская проблема : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01 Екатеринбург, 2005. РГБ ОД, 61:05-9/404.

. Paru dans E. Richter (Dir.), Die Frage nach der Wahrheit. Frankfurt a. M., 1997. Р. 161-173.

Проблемы взаимосвязи истории философии и культуры // Современная философия как феномен культуры: исследовательские традиции и новации. Материалы научной конференции. Серия “Symposium”, вып. 7. СПб., 2001 // Код доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/kolesnikov/modern_21.html; Сильвестров В.В. Проблема преемственности в философской культуре (античность-средневековье-новое время) // Философия и история культуры / Отв. Ред. В.А. Карпушин. М., 1985. С.26 - 39; Свасьян К. О конце истории философии // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия.- М., 2006. № 4. С.65-83; Мареева Е. В. Ж.Делёз как историк философии // Вопросы философии.- М., 2003. № 8. С. 157 - 169. Martinich, A.P.. Philosophical history of philosophy // Journal of the History of Philosophy, 2003. Vol. 41, No. 3. РР. 405 – 407; Kaehler, K.E History of philosophy as philosophical task // The New Yearbook for Phenomenology and Phenomenological Research. 2003. Vol. 3. РР. 241- 253.

Следует специально отметить, что содержание понятия «холизм» давно уже вышло за рамки того содержательного наполнения, которое предложил в 20-х гг. ХХ в. Я. Смэтс. Сегодня этим термином обозначают систему методологических принципов, противостоящих антиметафизической линии в философии, и ведут отсчет рождения холистической позиции от древней философии. См. об этом подробнее: Оболкина Светлана Викторовна. Онтологическая грамматика холизма как философская проблема : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01 Екатеринбург, 2005. РГБ ОД, 61:05-9/404.

Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. 2005, № 2 - 3. С. 8 - 27; Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М., 2007. Halbwachs M. La topographie legendaire des evangeles en Terre Sainte. Paris, 1941; Halbwachs M. Das Gedaecchtnis und seine sozialen Bedingungen, Frankfurt, 1985.

Продан И.С. О памяти. Психологические исследования. Ч.1. Юрьев. 1905

Бобров Е.А. Психологические воззрения древнегреческих философов. Варшава. 1910.

Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Воронеж, 1976; Шевцов А. Введение в общую культурно-историческую психологию. СПб., 2000; Олешкевич В.И. История психотехники. М., 2002; Олешкевич В.И. Рождение новой психотехнической культуры. М.,1997.

Роговин М.С. Философские проблемы теории памяти. М., 1966; Он же. Проблемы теории памяти. М., 2007.

// Платон и его эпоха. М., 1979. С. 83 – 97; Адо П. Плотин, или простота взгляда. М., 1991.

Brisson L. Plato the Myth Maker. Chicago, 1998; Morgan K. A. Myth and Philosophy from the Presocratics to Plato. Cambridge, 2000; Helmig, Ch. Der Gegensatz von Platon und Aristoteles in den neuplatonischen Interpretationen des Menonparadoxons und der Anamnesislehre // Symposium Platonicum 7 (congres) 2007, 273 -277; Scolnicov S. The structure and object of anamnesis // Symposium Platonicum 7 (congres) 2007, 278 - 283.

Vernant J.-P. Mythe et pensйe chez les Grecs. Etudes de psychologie historique. P., 1965; Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988; Доддс Э. Р. Греки и иррациональное. СПб, 2000; Светлов Р.В. Древняя языческая религиозность. СПб., 1993; Он же. Античный неоплатонизм и александрийская экзегетика. СПб., 1996.

Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М., 1988. Молчанов В.И. Проблема сознания и проблема культуры // Феноменология в современном мире. Рига, 1991; Рубене М. Проблема прошлого в феноменологическом учении о времени // Проблемы сознания в современной буржуазной философии. Вильнюс, 1983; Слинин Я.А. Трансцендентальный субъект: феноменологическое исследование. СПб., 2001; Блауберг И. И. Анри Бергсон. М., 2003; Мареева Е.В. Проблема души в классической и неклассической философии. М., 2003; Мареева Е.В. Д.Локк об источниках единства души: Бог, натура или культура? // Человек. Язык. Культура. Таганрог, 2002. Вып. 2. С. 128-140.

См. Хорн Г. Память, импритинг и мозг: исследование механизмов. М., 1988; Психология памяти. М., 2000; Weisberg R. Memory, thought, and behavior. N.-Y., 1980.

Здесь мы согласны с теми исследователями философии памяти, которые считают, что психологические теории памяти в своем подавляющем большинстве следуют в форватере философии памяти Аристотеля и Августина Бл. (Ср.: Рикёр П. Память, история, забвение. М., 2004; Роговин М.С. Философские проблемы теории памяти. М., 1966.)

Продан И.С. О памяти. Психологические исследования. Ч.1. Юрьев. 1905

Бобров Е.А. Психологические воззрения древнегреческих философов. Варшава. 1910.

Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Воронеж, 1976; Шевцов А. Введение в общую культурно-историческую психологию. СПб., 2000; Олешкевич В.И. История психотехники. М., 2002; Олешкевич В.И. Рождение новой психотехнической культуры. М.,1997.

Роговин М.С. Философские проблемы теории памяти. М., 1966; Он же. Проблемы теории памяти. М., 2007.

Йейтс Ф. А. Искусство памяти. М., 1997

Эксле О.Г. Культурная память под воздействием историзма // Одиссей. М., 2001.

Хаттон П. История как искусство памяти. СПб., 2003. С. 423.

История и память: Историческая культура Европы до начала Нового времени. М., 2006. См. также: Репина Л.П. Культурная память и проблемы историописания (историографические заметки). М., 2003.

Брагина Н.Г. Память в языке и культуре. М., 2007.

Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития: В 2-х кн. М., 1994.

Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.

// Платон и его эпоха. М., 1979. С. 83 - 97.

Адо П. Плотин, или простота взгляда. М., 1991.

Brisson L. Plato the Myth Maker. Chicago, 1998.

Morgan K. A. Myth and Philosophy from the Presocratics to Plato. Cambridge, 2000.

Helmig, Ch. Der Gegensatz von Platon und Aristoteles in den neuplatonischen Interpretationen des Menonparadoxons und der Anamnesislehre // Symposium Platonicum 7 (congres) 2007, 273 -277.

Scolnicov S. The structure and object of anamnesis // Symposium Platonicum 7 (congres) 2007, 278 - 283.

Доддс Э. Р. Греки и иррациональное. СПб, 2000.

Vernant J.-P. Mythe et pensйe chez les Grecs. Etudes de psychologie historique. P., 1965; Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988.


загрузка...