Управление эффективным развитием промышленных предприятий в условиях освоения инноваций: теория, методология, практика (15.03.2010)

Автор: Бармута Каринэ Александровна

С точки зрения синергетики любое российское предприятие может быть представлено как открытая социально-техническая система, обменивающаяся с внешней средой энергией, веществом и информацией, что ведет к порождению некоторых устойчивых упорядоченных структур с новыми свойствами систем, то есть к самоорганизации.

Развитие предполагает расширение возможностей, потенциала и не имеет ограничений. В этом смысле развитие заключается в эффективном перераспределении ресурсов, прежде всего инвестиционного характера, по направлениям, обеспечивающим максимально высокую конкурентоспособность в течение максимально длительного периода, совершенствование товаров и услуг, в том числе, и на базе существующей организационной структуры, совершенствование структуры и систем управления, результатом которого выступает как увеличение спроса на продукцию предприятия, так и расширение масштабов его хозяйственной деятельности.

Исходя из логики проведенного исследования, составлена концепция управления эффективным развитием промышленного предприятия на базе инновационного характера развития, предполагающая осуществление ряда логических этапов (рис. 2).

Любое предприятие рано или поздно прибегает к инновационной деятельности для поддержания конкурентоспособности и обеспечения эффективного развития. Как правило, внедрение инноваций происходит на фоне производства основной продукции уже известной рынку, за счет реализации которой происходит накопление прибыли предприятия.

Для определения направления инновационной деятельности (типа, масштаба инноваций) необходимо провести анализ инновационного потенциала предприятия и маркетинговые исследования с целью выявления новых рыночных потребностей. Далее предприятию необходимо определить источники финансирования для инновационного развития предприятия. На данном этапе встает вопрос об оптимизации ресурсов предприятия на основе

многоцелевого подхода к планированию, поскольку инвестиции в такой ситуации необходимо распределять и на текущую деятельность и на инновационное развитие.

?$??????

?????????

????????????

????????????

????????????????

???????

?$??????

%Управление развитием промышленного предприятия рекомендуется проводить по направлениям, выявленным в ходе диссертационного исследования: учет отраслевого аспекта инвестирования; определение размера инвестиций на основе выявленных закономерностей развития инвестиционных и инновационных процессов; направление инвестирования в зависимости от размера инвестиций; стадии инновационного процесса; соотношение время—затраты в процессе создания инноваций; оценка результатов реализации проекта; оценка эффективности инвестиционных проектов.

Учет перечисленных направлений позволит предприятию выбрать проект, способный обеспечить прибыльность и эффективное развитие предприятия в условиях освоения инноваций.

После формирования инвестиционного портфеля предприятия на основе многоцелевого подхода к инвестиционному планированию и реализации стратегии инновационного развития предприятие формирует новый продукт на рынке. При этом выбор продукта должен обеспечить устойчивость системы управления при внедрении инновационного проекта.

Для обеспечения эффективного развития предприятия необходим механизм управления эффективным развитием предприятия.

Содержание процесса управления наиболее полно характеризуется его общими функциями, то есть особыми формами управленческого труда, отражающими определенные пути целенаправленного воздействия на управляемые объекты. Эти функции представляют собой внутреннюю содержательную основу процесса управления. Обобщая имеющиеся точки зрения, для формирования механизма управления эффективным развитием выделены блоки: планирование, организация, мотивация, координация, контроль и анализ (рис. 3).

Рисунок 3 – Механизм управления эффективным развитием

промышленного предприятия с применением «карты инноваций»

На реализацию блоков управления оказывают влияние факторы внешней среды (состояние национальной инновационной системы и региональной политики, возможность и условия использования венчурного капитала, рост цен на ресурсы и услуги, падение спроса потребителей, возникновение спроса новых потребителей, рост конкуренции и пр.). Поэтому необходимо постоянно проводить мониторинг внешней среды.

В каждом из блоков выделены этапы, которые являются значимыми с точки зрения формирования стратегии инновационного развития.

Предложенный механизм может использоваться в случаях, когда предприятие планирует внедрить инвестиционный проект, направленный на реализацию инноваций с целью эффективного развития предприятия. Выбор проекта по направлениям, представленным в концепции управления эффективным развитием промышленных предприятий, а также учет внешних и внутренних факторов, воздействующих на систему управления, позволят предприятию эффективнее осуществлять вовлечение инноваций в хозяйственный оборот, проводить отбор направлений инвестирования, обеспечивающих устойчивое развитие предприятия.

Обеспечение эффективного развития предприятия требует особого подхода к системе планирования, которая должна отвечать условию устойчивости и гибкости результатов, что особенно актуально становится в условиях освоения инноваций, когда от правильно принятого решения об инвестировании проекта зависит вся дальнейшая деятельность предприятия.

С целью эффективного управления развитием предприятия в условиях освоения инноваций возможно применение «карты инноваций», разработанной автором по аналогии с применением «дорожной карты».

«Карта инноваций» – продукт планирования, который позволяет выявлять через внедрение инноваций пробелы или новые отраслевые возможности. Создание «карты инноваций» должно представлять собой стратегический процесс, направленный на внедрение инноваций с реальными по величине затратами, с использованием определенных методов и к определенному моменту времени. Механизм построения «карты инноваций» должен давать менеджерам возможность связать цель предприятия, стратегию развития и оперативные планы с внедрением основных видов инноваций. Разработка «карты инноваций» может носить комплексный и непрерывный характер, способствовать координации всех сторон деятельности предприятия – маркетинговой, финансовой, технологической, продуктовой, исследовательской и пр., однако не может быть унифицированным процессом.

На уровне отдельного предприятия «карта инноваций» может иметь различное применение с рядом вытекающих из этого преимуществ (рис. 4).

Рисунок 4 – Преимущества применения «карты инноваций»

Главное преимущество «карты инноваций» состоит в предоставлении точной и наглядной информации, базы для принятия эффективных решений и обеспечивает инструменты контроля. Это происходит посредством выявления необходимых процессов, новых возможностей для предприятия или тех ошибок, которые нужно устранить для выработки конкурентных и реальных целей и планов инновационного развития.

На предприятии возможна разработка нескольких типов «карт инноваций» в зависимости от конкретных потребностей. Например, «карта инноваций» предприятия может состоять из научных, технологических, продуктовых карт. Соответственно различные виды «карт инноваций» имеют определенные цели и разный временной промежуток, а также различную степень важности для акционеров, менеджеров и собственников предприятия.

Процесс создания «карты инноваций» состоит из определенных стадий. В соответствии с различными подходами к процессу разработки «дорожной карты» для достижения основных задач при разработке «карты инноваций» целесообразно выделить три этапа (рис. 5): предварительный этап; разработка «карты инноваций»; реализация «карты инноваций».

Рисунок 5 – Процесс создания «карты инноваций»

Карта всегда должна иметь определенные цели, распределенные во времени. Лучшая форма создания «карты инноваций» - это график, который также имеет несколько целей и способствует распространению информации о результате и разрабатываемых стратегических целях на всем предприятии. Существует несколько способов наглядно представить результат процесса создания «карты инноваций», один из которых изображен на рис. 6.

Таким образом, применение «карты инноваций» нацелено на принятие оптимальных решений при реализации стратегии внедрения инноваций на предприятии. «Карта инноваций» – это особая форма планирования, которая способствует нахождению эффективных решений в отношении изменений конкурентной среды.

Рисунок 6 – Модель «карты инноваций»

Важным аспектом управления развитием промышленных предприятий в условиях рыночной экономики является необходимость инвестиционного планирования на предприятии. Инновационно-инвестиционная деятельность предприятия призвана, в конечном итоге, обеспечить устойчивое функционирование предприятия в долгосрочной перспективе. Это обуславливает применение многоцелевого подхода к решению задач инвестиционного планирования на основе методов экономико-математического моделирования.

В пятой главе исследования «Практические рекомендации по управлению эффективным развитием промышленных предприятий на примере ОАО «Роствертол»» с помощью современных экономико-математических моделей обоснована необходимость применения многоцелевого подхода к решению задач инвестиционного планирования, сформированы принципы выбора критериев оптимальности на основе использования многоцелевого подхода, разработана методика по формированию инвестиционного портфеля предприятия, разработаны и апробированы методические положения по оценке устойчивости системы управления предприятием при внедрении инвестиционного проекта.

Моделирование любого объекта (задачи, процесса) представляет собой замену его адекватным в той или иной степени другим объектом, называемым моделью. При построении экономико-математической модели (ЭММ) должны соблюдаться основные принципы построения используемых в ней исходных данных: принципы достаточности информации, инвариантности информации, информационной корректности, эффективной реализуемости, экономичности структуры модели.

В зависимости от количества присутствующих в экономико-математической модели критериев оптимальности в задаче формирования

инвестиционного портфеля промышленного предприятия, состоящего из реальных проектов, они могут быть классифицированы на два больших класса: однокритериальные модели и многокритериальные модели. В ряде математических моделей предусматривается формирование инвестиционного портфеля в тесной связи с разрабатываемой производственной программой предприятия и с учетом возможностей сферы финансирования. Для интеграции в модель финансовой и производственной областей деятельности предприятия предлагается выделять следующие группы моделей:


загрузка...