Оптимизация микробиологической диагностики туберкулеза. Особенности эпидемического процесса туберкулеза в  Республике Саха (Якутия) (15.03.2010)

Автор: Алексеева Галина Ивановна

Каким образом организуются индивидуальные образовательные траектории, видно из корреляционного анализа образовательных потребностей (на примере Хара-Алданской школы Таттинского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (см. диаграмму №1):

Коэффициент корреляции очень высокий – 0,99, если учесть, что высокой корреляция считается уже при коэффициенте 0,6. Но на диаграмме видно, что, несмотря на желание ряда учащихся заниматься техническим конструированием, учителя в 2000г. особого внимания на это не обращали. И, наоборот, в ущерб политехнической образовательной области старались увлечь учащихся в естественнонаучную сферу.

Основная работа по организации проблемных профилей через совместную детско-взрослую образовательную деятельность проводится в VIII-IX классах. Однако это не исключает возможности участия в групповых проектах учащихся более младшего или старшего возраста.

Индивидуальные образовательные маршруты учащихся X-XI классов включают три блока: индивидуальный профильный, общий профильный и базовый. В отличие от традиционного варианта профилизации, где все строится на базовом образовательном блоке, как последовательные шаги от дифференциации к индивидуализации через предметные профильные и элективные курсы, в предлагаемом варианте индивидуальные курсы строятся от образовательного интереса ученика.

От этого интереса выстраиваются профильные и базовые курсы для ученика (так же ориентированные на его потребности, способности, возможности). Маршруты разных учащихся в точках взаимного притяжения могут соприкасаться, идти параллельно, сходиться и снова расходиться. Дополнительное образование (кружки, студии, клубы) становится основанием (ядром) для образования академического, т.е. дополнительное образование из дополнительного трансформируется в основное, определяющее содержание образования в целом.

В основе индивидуального профильного курса лежит совместная детско-взрослая образовательная деятельность. Чтобы объяснить, как это происходит технологически, вспомним общую структуру деятельности (А.Н.Леонтьев в переложении В.В.Давыдова и в нашей интерпретации):

1. нужда в приобретении знания переводится в образовательную потребность (происходит мотивация);

2. потребность выражается в эмоциях, а эмоции свидетельствуют о возникновении мотива;

3. мотив рождает замысел и определенный план (четыре блока задач):

а) перцептивные – выражаются в аналитических качествах;

б) мнемические – выражаются в умении изучать проблему, реферировать и использовать опыт;

в) мыслительные – выражаются в умении делать определения;

г) креативные – выражаются в разработке и предъявлении проекта-образа.

4. как только задачи определены, выполняются операции и действия;

5. в результате появляется продукт деятельности (проект-образ);

6. продукт рефлексируется (идет сопоставление реализации и замысла);

7. на основании рефлексии возникает замысел следующего шага.

В основе образовательной деятельности лежит анализ. Оценивается, в первую очередь, не конечный продукт деятельности, а качество постановки образовательных задач. Моментом, когда возникает ситуация оценивания задач, является этап рефлексии в ходе презентации проекта-образа.

При изучении материала индивидуального профильного блока участники образовательного процесса, анализируя учебный материал, придерживаются следующего примерного алгоритма:

- анализ структуры порядка (анализируются компоненты, парадигматические уровни), анализ «внешних» признаков изучаемого теоретического понятия;

- анализ алгебраической структуры (противопоставляется, сопоставляется одно с другим или два с третьим), сравнительный анализ;

- анализ топологической структуры (понятия анализируются в отношениях, выявляются причинно-следственные связи), анализ отношений и принципов.

При изучении материала общего профильного блока допускается ограничение сферы аналитической деятельности первым и вторым пунктами примерного алгоритма. При изучении материала базового блока при анализе можно ограничиться первым пунктом.

Таким образом, в сравнении с вариантом профилизации, предлагаемым Министерством образования и науки РФ, где профилизация строится на базовом образовательном блоке, как последовательные шаги от дифференциации к индивидуализации через предметные профильные и элективные курсы, по программе нашей опытной работы индивидуальные курсы строятся от образовательного интереса ученика. От этого интереса выстраиваются профильные и базовые курсы для ученика (так же ориентированные на его потребности, способности, возможности). Маршруты разных учащихся в точках взаимного притяжения могут соприкасаться, идти параллельно, сходиться и снова расходиться. Дополнительное образование из дополнительного трансформируется в основное, определяющее содержание образования в целом.

На рис. 6 показано структурирование содержания профильного обучения по понятийному и деятельностному подходам (образовательным способам).

Понятийный подход Деятельностный подход

Рис. 6. Структурирование содержания профильного обучения по понятийному и деятельностному подходам (образовательным способам).

На основе структурирования содержания профильного обучения по деятельностному подходу приняты следующие типы профильных школ (см. табл. №2).

Таблица 2

Типологизация профильных школ по содержанию обучения

Типы профильных школ Содержательная направленность профильных школ

1. Однопрофильные школы 1.1. Агропрофилированные школы

1.2. Языковые школы (летние школы)

1.3. Школы, функционирующие в системе дополнительного образования (виртуальные школы, виртуальные школы проектирования)

2. Многопрофильные школы 2.1. Школы повышенного стандарта (гимназии, школы-лицеи)

2.2. Политехнические школы (школы с несколькими профилями, школы в профильной сети)

2.3. Очно-заочные профильные школы при муниципальных ресурсных центрах

2.4. Виртуальные (цифровые) школы (региональные и муниципальные)

2.5. Сеть школ, обеспечивающая многопрофильную подготовку

3. Школы индивидуальной профилизации 3.1. Школы предметной профилизации


загрузка...