Стратегическое планирование в системе управления социально-экономическим развитием субъекта Российской Федерации (15.02.2010)

Автор: Крымов Вячеслав Борисович

Реализация подобного подхода позволяет гибко формулировать экономические и социальные цели и приоритеты развития региона, основываясь на его историческом опыте и адаптации этого опыта к конкретным задачам данного и перспективного этапов планирования регионального социально-экономического развития. Полная реализация стратегических целей и соответствующих им планов социально-экономического развития региона возможна лишь в рамках системы региональных целевых программ и содержащихся в них инвестиционных проектов.

В работе выявлены основные методологические проблемы в реализации программно-целевого метода как ключевого инструментария системы стратегического планирования на региональном уровне. В их число входят:

отсутствие единой методологической и методической базы при разработке региональных программ;

преимущественно распределительный принцип построения программ, основанный в большей мере на внутренних источниках финансовых ресурсов; слабое использование внешних источников финансирования и возможностей государственно-частного партнерства;

недооценка инновационных процессов в экономике региона как системообразующего звена стратегического плана и его программ;

отсутствие необходимого информационного сопровождения и мониторинга реализации программ социально-экономического развития;

отсутствие системного подхода в формировании законодательной базы стратегического планирования, а также адекватной организационной инфраструктуры реализации планов и программ.

Долговременные целевые программы должны занять центральное место и в бюджетном процессе на уровне субъекта Федерации – от бюджетного планирования до осуществления бюджетных расходов и проведения контроля за их результативностью. Важным направлением совершенствования бюджетного процесса является возможность и необходимость структурирования финансовых источников реализации стратегического плана (бюджеты всех уровней, средства предприятий, другие источники) на основе сводного финансового баланса территории. Среднесрочное бюджетное планирование позволяет увеличить сроки действия налоговых преференций инвесторам и иных форм оказываемой им поддержки. Это позволит органам управления достоверно определить долговременные финансовые ресурсы и инструменты финансовой политики субъекта РФ, а инвесторам - более четко оценить потенциальную эффективность реализации их проектов в регионе.

Среднесрочное и долгосрочное бюджетное планирование дают возможность уточнить основные требования к организационному, законодательному и инфраструктурному обеспечению реализуемых целевых программ и проектов, а также уточнить возможности доступа инвесторов к финансовым ресурсам региона. Все это формирует предпосылки к тому, чтобы бюджет субъекта Федерации служил не только финансовым ресурсом и средством контроля за расходованием государственных средств, но и эффективным инструментом управления финансовыми потоками в экономике региона. Однако при важности общих исходных требований к применению системы среднесрочного бюджетного планирования, программно-целевого бюджетирования и бюджетирования, ориентированного на результат, в частности, отраженных в Бюджетном кодексе РФ, конкретные методики финансового планирования в рамках стратегического управления территорией должны формироваться в зависимости от специфических условий социально-экономического развития каждого региона.

Третий блок вопросов, представленных в диссертации, - обоснование модернизации российской экономики на основе инновационного пути е развития как системообразующего фактора развития стратегического планирования, в том числе, и на региональном уровне. В работе показано, что одним из наиболее значимых аргументов для использования инструментария стратегического планирования выступают масштабность и долговременность формирования предпосылок экономики инновационного типа. Инновационный процесс представляет собой последовательное осуществление инноваций в различных сферах экономической активности в результате целенаправленной деятельности хозяйствующих субъектов различного уровня - федерального, регионального, местного, отраслевого, кластерного; на уровне групп предприятий, связанных общими экономическими интересами, и даже на уровне отдельного предприятия.

Современная экономика инновационного типа и механизмы управления ею представляют собой вертикально интегрированную систему, построенную на разграничении властно-управленческих полномочий и постоянном взаимодействии органов управления всех уровней, что особенно важно для федеративных государств. В этой связи одним из наиболее значимых направлений формирования инновационной экономики в российских условиях выступает ее региональный аспект. Это обусловлено необходимостью продвижения экономики каждого региона к более высоким технологическим укладам, что обеспечит как устойчивое социально-экономическое развитие данного субъекта Федерации, так и увеличение его вклада в решение общегосударственных проблем.

Цели и конкретные пути инновационного развития региона формируются под влиянием трех основных факторов:

создания совокупности объективных условий и предпосылок для перехода экономики региона на инновационный путь развития;

формирования у всех субъектов рынка достаточных мотивов для активизации инновационных процессов;

создания системы институтов централизованного, корпоративного и финансового управления, отвечающих требованиям современной экономики инновационного типа.

Для перехода экономики региона на инновационный путь развития важное значение имеет его инновационный потенциал. Это - своего рода плацдарм для формирования и эффективного функционирования экономики инноваций. Инновационный потенциал региона включает в себя материально-технические, информационные, финансовые, человеческие и другие компоненты. Так, материально-технические ресурсы определяют технологическую базу инновационного потенциала, которая впоследствии будет влиять на масштабы и темпы инновационной деятельности в экономике региона. Как показано в работе, для российской экономики в целом, а также для ее региональных звеньев все большую остроту приобретает кадровая проблема, проявляющаяся в отсутствии необходимого числа ученых, разработчиков, инженеров, техников и рабочих, способных не только генерировать инновации, но и довести их технологический, экономический и социальный эффект до стадии полной реализации. Для каждого региона важна и финансовая база инновационного развития, основанная на комбинации бюджетных источников и ресурсов венчурного финансирования.

В последние годы, несмотря на определенные усилия и расширение объемов финансирования, в полной мере реализовать роль государства как катализатора инновационных процессов в российской экономике пока не удается. Во многом это связано с тем, что принятые на общефедеральном уровне решения не обеспечили достаточного участия субъектов РФ в реализации модели инновационного развития. Это результат того, что до настоящего времени федеральный законодатель не создал правовых условий, позволяющих органам государственной власти субъектов РФ заинтересованно и результативно участвовать в развитии и стимулировании инновационных процессов в региональной экономике, увеличивая и эффективно используя свой инновационный потенциал. Подобная практика не учитывает региональную специфику, обуславливающую возможность формирования в различных типах субъектов Федерации своей особой экономики инноваций.

Инновационный потенциал страны во многом поддерживается и определяется теми регионами, которые обладают крупными базами исследований и разработок, а также возможностями их практической реализации. Все это указывает на важную роль регионов в стимулировании инновационной деятельности и в обеспечении конкурентоспособности российских предприятий. Повышение эффективности управления инновационными процессами на региональном уровне, как одно из важнейших слагаемых системы стратегического управления, предполагает решение двух взаимосвязанных задач. Первая из них – формирование основополагающих нормативно-правовых, институциональных, налогово-бюджетных, земельно-имущественных и иных условий, адекватных задаче эффективного осуществления регулирующей и стимулирующей функции государства в инновационном процессе. Эта задача должна быть решена федеральным законодателем. Вторая задача – конкретизация в рамках этой функции государства места и роли субъектов РФ, органов их исполнительной власти с акцентом на достаточность их полномочий и реальную заинтересованность в решении задачи стимулирования инновационных процессов в экономике региона.

Круг недостающих в настоящее время полномочий субъектов Федерации может быть идентифицирован с точки зрения наличия у них достаточных инструментов и ресурсов для достижения стратегических целей их социально-экономического развития, в первую очередь, для решения задач создания в регионе экономики инновационного типа. В числе таких наиболее существенных недостающих полномочий можно назвать:

ограниченность прав субъектов Федерации в сфере налогового стимулирования инвестиций и инноваций в экономике региона, в том числе права на введение дополнительных инвестиционно-ориентированных налоговых льгот для предпринимателей, инвесторов и иных субъектов инновационной деятельности, включая и иностранных инвесторов,

ограниченность возможностей субъектов Федерации в вовлечении в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, в том числе находящихся в федеральной собственности;

отсутствие достаточных возможностей реализации региональных программ инновационного характера, включающих меры по облегчению процедур передачи фирмам научных разработок, осуществленных при участии средств регионального бюджета; по подготовке научных кадров; по участию в финансировании научных и технологических разработок;

отсутствие права создания «собственной» сети региональных научных центров, выступающих инкубаторами инновационного предпринимательства, в том числе, малого и среднего бизнеса, для стимулирования чего целесообразно зачисление в консолидированные бюджеты субъектов Федерации всех видов налоговых доходов, поступающих от субъектов инновационного малого и среднего предпринимательства.

Эти инновационно-ориентированные полномочия регионов ныне особенно актуальны и важны, поскольку экономический кризис 2008-2009 годов обозначил инновационное обновление как основную предпосылку устойчивого, долговременного развития российской экономики и решения на этой основе всего комплекса задач социального характера.

Активизация регионального сегмента национальной инновационной системы в последнее десятилетие стала определяющим элементом в стратегии социально-экономического развития Московской области. Область располагает многопрофильным научно-техническим и инновационным потенциалом. Его основа – более 240 организаций, выполняющих научные исследования и разработки (почти пятая часть научных организаций России). В регионе находится 9 из 14 официально установленных наукоградов России; создана федеральная внедренческая ОЭЗ «Дубна», а также система региональных промышленных округов. По численности занятых научными исследованиями и разработками (более 90 тыс. человек или 10% научных работников страны) область занимает 3-е место в России после Москвы и Санкт-Петербурга. Основные показатели инновационной деятельности в области существенно превосходят средние по Российской Федерации (табл.2).

Таблица 2. Показатели инновационной деятельности предприятий

и организаций России и Московской области

2000г. 2003г. 2005г. 2007г. 2008г.

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, в расчете на 10 тыс. занятых в экономике

Российская Федерация

Московская область 13,8

41,2 13,0

37,3 12,2

32,4 11,8

30,8 11,1

Московская область к РФ (в %) 298,6 286,9 265,6 261,0 257,7

Затраты на исследования и разработки в расчете на 1000 руб. ВРП (руб.)

Российская Федерация

Московская область 13,3

49,8 15,8


загрузка...