Развитие теоретических основ организационно-технологической надежности и повышения эффективности функционирования производственных объектов железнодорожного транспорта (14.12.2009)

Автор: Верескун Владимир Дмитриевич

ВЕРЕСКУН ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ

РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ НАДЕЖНОСТИ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Специальность 05.02.22 — Организация производства (транспорт)

Автореферат

диссертации на соискание

ученой степени доктора

технических наук

Новосибирск 2010

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Сибирский государственный университет путей сообщения» (СГУПС).

Научный консультант: доктор технических наук,

профессор Лёвин Борис Алексеевич

Официальные оппоненты:

доктор технических наук

Шеремет Николай Михайлович

доктор технических наук

Клепиков Владимир Павлович

доктор технических наук,

Нестеров Валерий Леонидович

Ведущая организация: Институт проблем транспорта имени Н.С. Соломенко Российской академии наук.

Защита диссертации состоится «___»___________ 2010 г. в ___ часов на заседании диссертационного совета Д 218.005.09 при Московском государственном университете путей сообщения (МИИТ) по адресу: 127994, ГСП-4, Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9, ауд. 1235.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ).

Автореферат разослан «___»______________ 2010 г.

Отзывы на автореферат в 2-х экземплярах, заверенные печатью, просим направлять в адрес ученого совета Университета.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор технических наук,

профессор В.А. Козырев ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена глубокими научно-техническими и институциональными преобразованиями, происходящими в процессе глобализации мировой экономики и становления организационно-правовых основ рыночного хозяйства Российской Федерации. Критическим фактором ее развития становятся производственные транспортные системы (ПТС). Развитие транспортного комплекса приобретает статус приоритетных задач государственной деятельности. Производственная транспортная инфраструктура становится стратегическим элементом развития экономики России. Современные экономические условия и научно-технический уровень развития производственных транспортных систем требуют коренной перестройки организационно-правовых форм социально-экономических отношений и систем организации производства и управления. В настоящее время в рамках реформирования железнодорожного транспорта реализуются транспортная стратегия РФ до 2030 г., стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 г., функциональные программы ОАО «РЖД». В частности, в ходе реформирования транспортной отрасли проделана большая работа в сфере хозяйственного обособления видов бизнеса и построения холдинга ОАО «РЖД».

Остаются актуальными проблемы согласования бизнес-интересов организаторов перевозочного процесса с бизнес-интересами инфраструктурных хозяйств, увязки показателей оценки количества и качества работы. Действующая система оценки работы эксплуатационных подразделений нижнего уровня по выполнению заданных нормативных качественных и количественных показателей в ряде случаев противоречит финансовым итогам реализации перевозочного процесса в ОАО «РЖД» в целом.

Сверхнормативное количество технических и технологических отказов, а также предупреждений об ограничении скорости движения поездов приводит к низкой надежности планирования своевременности доставки грузов и пассажиров. При этом критерий системной оценки надежности планирования, увязанный с надежностью технических систем, отсутствует.

Новая парадигма развития научных знаний ставит проблему единства толкования новых понятий, категорий, методов и принципов организационных изменений производственных транспортных систем в пространстве и времени. Современное развитие вычислительной техники, международных информационных сетей и технологий позволяют выдвинуть проблему развития теоретических основ организационно-технологической надежности и повышения эффективности функционирования производственных объектов железнодорожного транспорта, а также гипотезу о закономерности возникновения новых механизмов управления организациями и на их основе разработать комплекс технических, организационно-технологических и методических направлений повышения надежности, уровней организации и управления, а также кадрового обеспечения производственных объектов железнодорожного транспорта.

Процесс развития новых форм организаций, инновационных технологий, становления методологии организационно-технологической надежности производственных процессов железнодорожного транспорта и результатов его деятельности характеризуется отставанием фундаментальных научных исследований от практического опыта.

Объектом исследования являются производственные объекты железнодорожного транспорта, их структурные элементы, процессы управления, информационная взаимосвязь и взаимозависимость между ними.

Предметом исследования являются методологические и системотехнические принципы, модели исследования и критерии эффективности функционирования производственных объектов железнодорожного транспорта на основе современного уровня развития транспортно-технологических процессов и информационных технологий.

Цель исследования — разработать теоретико-методологические положения концепции управления и системного анализа организационно-технологической надежности производственных процессов, организационных структур, аппаратно-программных комплексов, организационно-технологических аспектов менеджмента и эффективности функционирования производственных объектов железнодорожного транспорта.

Задачи исследования.

Теоретико-методологические:

? систематизировать теоретические основы организации производства на железнодорожном транспорте;

? обобщить и интерпретировать новые доминанты, приоритеты в формировании и функционировании производственных объектов железнодорожного транспорта;

? выявить методологическое содержание и потенциальные возможности системного анализа организации производственных объектов железнодорожного транспорта и результатов его деятельности на основе комплекса формализованных описаний целевых моделей взаимодействия производственных процессов организации движения и инфраструктуры железнодорожного транспорта;


загрузка...