Концептуальные и методологические основы оценки эффективности интегрированных систем в менеджменте качества (14.12.2009)

Автор: Катанаева Марина Андреевна

КАТАНАЕВА МАРИНА АНДРЕЕВНА

Концептуальные и методологические основы оценки эффективности интегрированных систем в менеджменте качества

Специальность: 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика и управление качеством)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Санкт-Петербург – 2009

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Сибирский государственный технологический университет».

Научный консультант -

Доктор технических наук, профессор Левшина Виолетта Витальевна.

Официальные оппоненты: Доктор экономических наук, профессор

Войтоловский Николай Викторович

Доктор экономических наук, профессор

Демиденко Даниил Семёнович

Доктор экономических наук, профессор

Аркин Павел Александрович

Ведущая организация - ГОУ ВПО «Тихоокеанский государственный экономический университет»

Защита состоится «_____» ________________ 2010 г. в ______ часов на заседании диссертационного совета Д 212.237.09 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов» по адресу: 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая д.21, ауд. 7.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов».

Автореферат разослан «_____» _______________ 20__ г.

Учёный секретарь

диссертационного совета С.Г. Овчинникова

I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В условиях рыночной экономики и глобализации экономических процессов возрастает проблема, связанная с вытеснением товаров отечественных промышленных предприятий с внутренних рынков. С одной стороны, у предприятий открываются возможности для доступа на мировой рынок, а с другой снимаются таможенные барьеры, из–за чего может быть нанесён удар по ряду отечественных отраслей промышленности, в том числе и лесной отрасли. Для российских производителей лесной продукции ситуация обостряется ещё и тем, что в настоящее время предприятиям лесопромышленного комплекса (ЛПК) приходится конкурировать с зарубежными компаниями не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. На глобальном рынке формируются общепризнанные в мировом сообществе единые правила и нормы. Поэтому важным является повышение конкурентоспособности продукции российских лесопромышленных предприятий и гармонизация нормативных требований и процедур её производства и использования. В связи с этим эффективный менеджмент предприятий ЛПК становится всё более актуальным. И как показывает практика, с точки зрения инвестиционной привлекательности, решающим является выполнение требований международных стандартов на системы менеджмента. Диверсификация управленческой деятельности, формирование систем менеджмента на соответствие международным стандартам и их интеграция рассматриваются как важнейшие факторы развития современного эффективного управления и конкурентоспособности предприятий. Современные модели менеджмента позволяют предприятиям сокращать общие затраты на качество, улучшать оперативность управления, эффективнее удовлетворять запросы потребителя. В настоящее время такой моделью и, одновременно, необходимым условием успешного функционирования предприятий в финансовой, производственной, природной и социальной среде является создание, внедрение и сертификация интегрированных систем менеджмента (ИСМ), отвечающих требованиям нескольких стандартов на системы менеджмента. Обеспечение высокого качества управления предприятием в целом, и формирование на этой основе фундаментальных условий его развития, являются основными задачами внедрения ИСМ. Тем не менее, ряд предприятий, в том числе и предприятий ЛПК, несмотря на интенсивную работу по формированию и сертификации ИСМ, не смогли добиться улучшения экономических показателей, качества продукции и достичь высоких экономических результатов. Существует ряд причин, лежащих в основе этой проблемы. Основная и наиболее серьезная причина, препятствующая достижению экономического эффекта, заключается в том, что в настоящее время отсутствуют надёжные инструменты и единая методология аудита качества, подтверждающего степень интегрированности подсистем ИСМ и их соответствие международным требованиям, а также система комплексной оценки эффективности функционирования ИСМ в менеджменте качества. Используемые же традиционные методы аудита разных систем менеджмента специфичны и не всегда могут подойти для комплексной оценки эффективности ИСМ.

Таким образом, очевидна необходимость разработки и классификации совокупности критериев и показателей качества для оценки функционирования ИСМ предприятий ЛПК, степени её интегрированности и эффективности, а также создания методов параметрического анализа и мониторинга, позволяющих принимать решения по выбору конкретных направлений улучшения данной системы. Методический подход к параметрическому анализу и комплексной оценке степени интегрированности, эффективности ИСМ и её соответствия международным требованиям на основе количественных показателей качества, позволит изучить и адекватно отразить объективные свойства процессов деятельности предприятия ЛПК, а также выработать методологический инструментарий для анализа и оценки показателей ИСМ. Всё это позволит сформировать систему, позволяющую поддерживать локальные и интегральный показатели качества систем менеджмента в диапазоне установленных значений.

Степень разработанности научной проблемы. Общим проблемам теории менеджмента качества, формирования и сертификации систем менеджмента качества посвящены работы видных зарубежных теоретиков и практиков в области качества: Э. Деминга, Д. Джурана, К. Исикавы, Ф. Кросби, Г. Тагути, А. Фейгенбаума, Дж. Харрингтона, М. Аоки и работы отечественных ученых: Г.Г. Азгальдова, Ю.П. Адлера, В. Лапидуса, Л.М. Бадалова, В.Я. Белобрагина, А.В. Гличева, Б.В. Бойцова, В.В. Окрепилова, К.М. Рахлина, Б.И. Герасимова, С.В. Пономарева, Д.С. Демиденко, Н.Д. Ильенковой, Д.С. Львова, В.С. Синько и др. Серьезную организационную и научную работу в области систем менеджмента ведут Ростехрегулирование и его институты.

Проблемы разработки, внедрения и сертификации систем экологического менеджмента согласно стандартам ИСО серии 14000, законодательный аспект этой системы, анализ тенденций развития стандарта ИСО 14001 исследовались в трудах отечественных и зарубежных учёных И.А. Коровкина, П. Макеенко, Е.В. Пашкова, В. Чижиковой, Р. Блока, А.А. Соловьянова, Л. Козловой, В.А. Грачева, С.А. Подлепы, В.А. Хаймина.

Проблемы внедрения устойчивого лесоуправления и построения российской системы лесной сертификации, создания систем лесоуправления и прослеживаемости происхождения продукции по цепочке «от производителя к потребителю» и их сертификации, разработки и развития национальных и региональных стандартов по лесоуправлению и цепочке «от производителя к потребителю», анализ тенденций развития FSC- и PEFC-сертификации связаны с трудами А.С. Исаева, В.А. Соколова, В. Николаева, Г. Ботекис, А.В. Птичникова, Р.В. Сунгурова, В.В. Солдатова, В.А. Чупрова, Ю. Паутова, П. Маевски, В. Дмитриева, А. Ярошенко, А. Захаренкова и др.

Значительный вклад в формирование ИСМ внесли отечественные учёные Е.К. Аванесов, В.Н. Войтоловский, Н.В. Войтоловский, В.В. Окрепилов, Е.А. Горбашко, В.А. Качалов, В.А. Лапидус, Д.С. Львов, В.Д. Мацута, В.Е. Швец, М.З. Свиткин, В.Н. Трошин, Л.Г. Егорова, В.М. Ситченко, Е.А. Стоякин, а также зарубежные учёные К. Исикава, Т. Конти, Й. Кондо и другие.

Несмотря на наличие разнообразных теоретических взглядов и методических рекомендаций в исследуемой области, касающихся преимущественно методологии и процедурных аспектов внедрения ИСМ, ряд вопросов теоретического, методического и методологического характера анализа и комплексной оценки эффективности ИСМ промышленных предприятий раскрыты не в полной мере, что и определило выбор темы, задач, объекта и предмета исследования.

Цели и задачи диссертационного исследования. Целью работы является разработка концептуальных и методологических основ анализа и комплексной оценки эффективности интегрированных систем в менеджменте качества на предприятиях.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

1. Формулирование концептуальных положений совершенствования стратегии менеджмента предприятий лесопромышленного комплекса в системе рыночных отношений с учётом прогнозов развития экономики и управления качеством.

2. Разработка и обоснование концепции организационно-методического механизма формирования ИСМ лесопромышленного предприятия и способа её интеграции для обеспечения высокого качества управления в условиях рыночных реформ в ЛПК.

3. Разработка методологических основ формирования модели ИСМ, с учётом специфики продукции, производственной деятельности предприятия ЛПК и методических рекомендаций по её документированию и внедрению.

4. Разработка методологических аспектов и модели комплексной оценки эффективности ИСМ предприятия на основе измеримых показателей качества.

5. Исследование существующих способов и методов аудита, анализа и оценки эффективности ИСМ предприятий на основе показателей качества, и выявление проблем, возникающих при их проведении.

6. Разработка классификации и формирование совокупности критериев качества для системы комплексной оценки эффективности ИСМ, позволяющих проводить мониторинг показателей системы менеджмента и принимать решения по выбору конкретных направлений её улучшения.

7. Разработка методологических основ и аспектов планирования и способа проведения аудита качества ИСМ.

8. Создание рабочего механизма и инструментария аудита и комплексной оценки эффективности ИСМ предприятия ЛПК на основе показателей качества.


загрузка...