Оценка финансовой стратегии корпораций: методология, методика, инструменты (14.12.2009)

Автор: Альгин Валентин Анатольевич

6.1 Преодоление системных проблем управления финансами корпораций

6.2 Использование алгоритма оценки финансовой стратегии в моделях взаимодействия с корпорациями

6.3 Совершенствование раскрытия информации о преодолении неопределенности и финансовой стратегии корпорации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, раскрывается степень разработанности научной проблемы, формулируются цели и задачи, определяется предмет и объект исследования, излагаются основные положения, выносимые на защиту, элементы научной новизны, теоретическая и практическая значимость работы.

Первая группа проблем, нашедших отражение в исследовании, включает вопросы совершенствования методологии оценки финансовой стратегии корпораций. Тенденции развития корпораций в кризисный и в посткризисный период требуют изменения угла зрения на проблематику оценки стратегии корпораций и предают новый импульс развития теории финансов корпораций и корпоративному контролю со стороны как подвижных групп корпоративных собственников, так и субъектов менеджмента в ответ на изменения предпочтений частных и институциональных инвесторов. Цели существования корпораций в современных условиях могут существенно отличаться от традиционной декларативной цели извлечения прибыли. Корпорации, сохраняя юридическую самостоятельность, в виду деформации отношений по корпоративному управлению все в большей степени управляются извне, что нивелирует значимость их собственных органов управления, и, как следствие, – традиционной цели деятельности корпорации. Такие цели представляют значительный интерес со стороны внешних пользователей финансовой информации, поскольку, оценив реальные, а не декларируемые, целевые установки корпорации, становится возможным учитывать и потенциал сотрудничества, и потребности корпоративного управления.

С новой глобальной волной слияний и поглощений связывается стратегический характер совершаемых сделок, и возрастает важность понимания финансовой информации как следствия принятых управленческих решений в рамках стратегии. Эксплуатируемая стратегия оказывается первичной по сравнению с фактом раскрытия финансовой информации о состоявшихся хозяйственных операциях.

Неразрывность понимания целей и способов их достижения приводит к определению стратегии корпорации как совокупности способов достижения её целей. Базовая, или корпоративная стратегия содержит в себе вложение деловой стратегии каждого продуктового сегмента, функциональных стратегий как квартета стратегий устойчивых видов деятельности – маркетинга, организации, производства, финансов, и операционных стратегий структурных подразделений корпорации (Рисунок 1). Если отнести финансовую стратегию корпорации к функциональной стратегии, то специфика принятия решений корпоративного и стратегического уровня управления будет отражаться не в полной мере, упуская такие аспекты, как перераспределение инвестиционных ресурсов внутри продуктовых и географических сегментов корпорации, стратегические решения по слияниям, поглощениям и реструктуризации бизнесов корпорации, которые с очевидностью выражают реализацию некоторых стратегических решений корпоративного уровня управления с доминирующей финансовой составляющей. Функционализация финансовой стратегии, по нашему мнению, игнорирует активную роль финансовой системы корпорации в целеполагании, ориентированном на благосостояние акционеров, приобретение доминирующего контроля финансовых потоков рыночных сегментов, а также установлении системных ограничений финансирования развития корпорации, касающихся генерации источников финансирования инвестиций и бесконечных альтернатив их распределения. (Параграф 1.1)

Рисунок 1 – Место финансовой стратегии в системе стратегий корпорации

Финансовая стратегия представляет собой совокупность способов достижения целей развития корпорации за счет мероприятий по формированию фондов денежных средств корпорации, эффективному их размещению в инвестициях с приемлемой неопределенностью в соответствии с корпоративной стратегией. Объект финансовой стратегии корпорации составляют управленческие отношения по эффективному формированию и использованию фондов денежных средств корпорации, имущество, обязательства и капитал корпорации, а также неопределенность внешней и внутренней среды корпорации. Для корпоративного уровня управления именно неопределенность, связанная с финансовыми показателями, является значимой для принятия управленческих решений стратегического временного горизонта, и её влияние на традиционные элементы финансовой стратегии – формирование и использование источников финансирования – является важным элементом финансового управления корпорации. Финансовая стратегия позволяет снизить общую неопределенность внешней среды, в частности, за счет разработки стратегических решений по преодолению неопределенности, что взаимно увязывается с корпоративными стратегическими решениями относительно преобразований, слияний и поглощений. (Параграф 2.1)

Содержание финансовой стратегии корпорации, которой исторически ставились задачи оптимальности инвестирования и финансирования, в мультисегментных корпорациях оказывается более ёмким за счет новых объектов управления: сегменты корпорации, оказывается, взаимодействуют друг с другом, образуя потенциал синергизма и снижения неопределенности за счет диверсификации, а их финансовые потоки могут перераспределяться внутри корпорации, ориентируясь на достижение запланированных целей. (Параграф 1.3)

Наибольшую значимость для принятия стратегических решений в финансовой сфере корпораций имеют следующие элементы:

Аккумулирование источников финансирования. Элемент пронизывает финансовую вертикаль корпорации от основания – операционные подразделения, через бизнес-сегменты, и восходит до уровня портфеля корпорации. Реализовывает исполнительскую функцию стратегического уровня управления.

Финансирование инвестиций и операционной деятельности. И финансовая стратегия, и решения в сфере распределения фондов денежных средств на инвестиционную и операционную деятельность должны носить нисходящий характер, определяясь на корпоративном уровне, проходя через сегментный уровень и достигая уровня операционных подразделений корпорации. Реализует исполнительскую функцию стратегического уровня управления финансами.

Перераспределение источников финансирования между сегментами. Этот элемент финансовой стратегии корпорации возник в результате укрупнения корпоративных структур и превращения их в «портфельные», сочетающие в себе различные сегментные бизнесы. Элемент заслуживает институционализации в составе финансовой стратегии корпорации, и его роль не сводится к комбинации формирования и распределения источников финансирования. Особенность перераспределения выражается в синергическом эффекте от возможностей комбинирования финансирования из собственных средств и левереджа в зависимости от ситуации и прогнозов её развития. Реализует координационную функцию стратегического уровня управления финансами и может иметь самостоятельный эффект для прироста стоимости корпорации за счет известного эффекта финансового рычага.

Снижение неопределенности выбором источников финансирования и направлениями инвестиций. Элемент заслуживает институционализации в составе финансовой стратегии корпорации, и его роль не сводится к статистике актуализовавшихся результатов проявления неопределенности, наоборот, становится активной и оказывает непосредственное влияние на развитие корпоративной стратегии. Реализует как исполнительскую, так и координационную функцию стратегического уровня управления финансами и может иметь самостоятельный эффект для прироста стоимости корпорации за счет применения технологий взаимного хеджирования денежных потоков и финансовых результатов бизнес-единиц портфеля корпорации.

Обеспечение принятия решений. Этот элемент реализует информационную функцию финансов при принятии управленческих решений, в частности, стратегического уровня управления корпорацией, а также координирует планируемые финансовые потоки корпорации реализацией функции финансового планирования. Дополнительное содержание этого элемента финансовой стратегии проявляется в результате планирования преодоления неопределенности будущего корпорации, а также рискологического анализа подготовленных к согласованию управленческих решений всех уровней управления, включая корпоративное стратегическое управление. Роль элемента возрастает под воздействием существенной неопределенности в связи с глобальным финансовым кризисом.

Обеспечение эффективности управления стоимостью корпорации при приемлемом уровне неопределенности. С ростом значения нефинансовых факторов развития корпораций наблюдаются повторяющиеся волнообразно попытки сохранить его в качестве доминантного в управлении финансами корпораций.

Формирование финансовых ограничений развития корпорации и механизмов их преодоления. С наступлением глобального финансового кризиса последует возврат к жестким бюджетным ограничениям, избеганию риска, обеспечению минимальной ликвидности, акцентируя ограничительные элементы финансовой стратегии корпораций. (Параграф 2.1)

1ние обоснованной и эффективной стратегии, ориентированной на корпоративные цели. Аспекты извлечения прибыли отходят на второй план, становясь только лишь инструментом обеспечения реализации стратегии ценностно-ориентированной корпорации. Инвестиционная деятельность, таким образом, становится инструментом реализации выбранных стратегий, сами же инвестиционные проекты в условиях быстро меняющейся внешней среды подменяют собой традиционную, «операционную» деятельность корпораций.

Инвестиционная деятельность позиционируется как межуровневая: как инструмент реализации корпоративной стратегии инвестиционная деятельность полностью подчиняется стратегии, однако способна воздействовать на формирование стратегии в виду ограниченности экономических ресурсов. В свою очередь, сформированная, исходя из запросов стратегии и согласная с ней по критерию ресурсов, инвестиционная деятельность воздействует на цели операционной, требуя согласования целей последней с потребностями инвестирования в рамках стратегии.

Связующим механизмом операционной деятельности, инвестиционной деятельности и, в конечном счёте, стратегии корпорации является её финансовая деятельность, реализующая собой три обновленные функции, уже относимые к финансовой деятельности в рамках стратегии - денежная оценка целей и ресурсов решений, защита фондов амортизации и накопленной прибыли, спекуляции. Явление взаимосвязи стратегии и инвестиций требует рассматривать совместно комплекс стратегий и инвестиций. В рамках восхождения на стратегический уровень принятия решений происходит укрупнение единицы измерения: если операционная деятельность традиционно рассматривается во взаимной увязке с единичными актами обновлении техники и технологии, то новая, стратегическая система состоит из отдельных стратегий и способов их реализации (отдельных инвестиционных проектов), или, иными словами, инвестиционных процессов и актов выбора отдельных стратегий. С переходом к стратегическому мышлению и возгонкой инвестиций до уровня инструмента реализации стратегий, но никак не инструмента спекуляций, две функции инвестирования – защита доходов и спекуляция – включаются в функции финансовой деятельности организации, в рамках которой и будет осуществляться нестратегическое, «классическое» инвестирование, направленное целиком на извлечение прибыли. (Параграф 2.1)

Третья группа проблем диссертационного исследования сфокусирована на парадигме оценки финансовой стратегии корпораций, заключенной в рамки базовой стратегии. Следование стратегии корпорациями фиксируется в системе финансовой информации, на основании которой определяются атрибуты следования стратегии, по которым внешние пользователи могут судить о стратегии, не обладая знаниями об её подлинном содержании. Реализация концепции оценки финансовой стратегии корпораций осуществляется системой методических подходов. В частности, подход к атрибутизации стратегии реализуется через эмпирическую обратимость оператора «от стратегии к атрибуту» и стандартизированную классификацию атрибутов по проекциям стратегических целей (Рисунок 2).

Методический подход к оценке финансовой стратегии корпорации, основанный на трех взаимосвязанных аспектах такой стратегии – отношению к тезаврации капитала, инвестициям и их финансированию, поддержанию ликвидности, создает дополнительные возможности для оценивания стратегии развития компании внешними пользователями в терминах известных моделей стратегического анализа.

Рисунок 2- Концепция оценки финансовой стратегии корпораций

Инструментарием внешней оценки финансовой стратегии корпорации являются балансовое уравнение абсолютных положительных приростов, метод анализа влияния изменчивости факторов на изменчивость результирующей величины, статистические показатели разброса и законы распределения случайных величин, модели стратегического анализа, подход к классификации стратегических показателей в виде карты сбалансированных показателей.

Информационной базой оценки финансовой стратегии корпорации является финансовая отчетность за ряд отчетных периодов, составляющая основу всей финансовой информации о корпорации. В практических исследованиях степень риска, связанного с достоверностью отчетности, можно оценить экспертно исходя из существующей прочей финансовой информации и об отраслях, в которых сформированы отчётные сегменты корпорации.

Парадигма оценки финансовой стратегии корпорации основывается на комбинации классификационных походов к оценке изменений в финансовом состоянии корпораций, предоставляемых концепцией системы сбалансированных показателей и подходом, обратным к разработке стратегии корпорации на основе стратегических матриц. (Параграф 2.2)

Четвертая группа проблем диссертационного исследования охватывает вопросы выведения таких показателей развития корпораций, которые могли бы обоснованно служить атрибутами стратегий, эксплуатируемых менеджментом этих корпораций. Модели стратегического анализа содержат полезные атрибуты стратегий, связывающие приверженность руководства корпорации определенной стратегии, финансовые и нефинансовые показатели. Атрибуты стратегий, полученные из моделей стратегического анализа, на основе экспертной оценки могут быть классифицированы по четырем классическим проекциям стратегий системы сбалансированных показателей с тем, чтобы по финансовой информации о корпорации, применяющей стратегию для достижения не всегда явных целей, можно было восстановить картину стратегических целей и применяемой стратегии.

В целях научно обоснованного отбора финансовых атрибутов стратегии предпринято исследование моделей стратегического анализа, обладающих собственными проекциями стратегических целей и результатов. Отбор таких моделей осуществлялся исходя из наличия в их формулировке преимущественно монетарно-измеримых показателей, способных характеризовать изменения в финансовой отчетности корпорации, которые возникли в периоде оценки её финансовой стратегии. Посредством сопоставления стратегий, формулируемых моделями, их координат стратегических позиций и финансовых атрибутов стратегий оказывается возможным получение системы основных атрибутов следования корпорацией определенной стратегии.

Идентификация атрибутов следования стратегии позволила составить перечень преимущественно финансовых и структурных показателей, характеризующих использование при формулировании финансовой стратегии корпорацией тех или иных моделей стратегического анализа, следовательно, определяющих выбранную корпорацией стратегию.

Модели стратегического анализа предоставляют возможность выявлять явные и неявные цели организаций, основываясь на атрибутах стратегий. Предложенный в рамках концепции системы сбалансированных показателей (BSC) подход позволяет классифицировать атрибуты стратегии по проекциям стратегических целей и, как следствие, позволяет на качественно новом научно-методическом уровне оценивать финансовую стратегию корпораций в контексте их корпоративной стратегии. (Параграф 2.2)

В дополнение к моделям стратегического анализа в исследовании получены дополнительные авторские атрибуты стратегического поведения корпораций, характеризующие их финансовую стратегию. Экономическая логика функционирования корпорации подразумевает достаточную прибыльность операционной деятельности, формируя достаточные источники финансирования воспроизводства экономических ресурсов, в том числе инвестиционных активов. Методический подход к оценке тезаврационного аспекта финансовой стратегии корпорации и сбалансированности её роста состоит в интерпретации стратегии (в долгосрочном аспекте) или политики (в краткосрочном и среднесрочном аспекте) через траекторию движения вектора с компонентами – «Относительный прирост чистых активов» и «Относительный прирост выручки от продаж», на плоскости соответствующих переменных (Рисунок 3). Модель допускает наличие четырех секторов, для которых значения пар внутри секторов (темп прироста чистых активов; темп прироста выручки), как оказалось, принципиально отличаются друг от друга.

Рисунок 3 – Возможные траектории развития корпораций в плоскости отношения к тезаврации и росту выручки от продаж, где Тв – темп прироста выручки от продаж, Тча – темп прироста чистых активов

На выборочной совокупности корпораций различных отраслей исследованы теоретические траектории развития корпораций как последствия применения определенных финансовых стратегий. В результате исследования исходя из стратегического отношения к тезаврации капитала и росту выручки от продаж выявлены характерные, часто встречающиеся финансовые стратегии корпораций, которые условно классифицированы как инвестиционные, антикризисные и кризисные. (Параграф 3.1).

Тезаврационный аспект финансовой стратегии, рассматриваемый сквозь призму изменения чистых активов, коррелирует с матрицей А.Т. Карни с преимуществами инвариантности предлагаемой авторской модели относительно эффективности корпорации, а также независимости от конъюнктуры недостаточно развитого рынка ценных бумаг, формирующего «рыночную» стоимость корпорации. Этот аспект финансовой стратегии коррелирует и с показателем экономической добавленной стоимости SternStewart&Co, раскладывая зависимость прироста стоимости корпорации от фактора прироста выручки от продаж.

Исследование тезаврационного аспекта финансовой стратегии корпораций представляет лишь часть картины, которую можно дополнительно установить по финансовой отчетности за ряд отчетных периодов к традиционно рассчитываемому набору финансовых показателей преимущественно операционного горизонта финансовых расчетов. Дополнительные сведения о финансовой стратегии корпорации, в частности, о факторах, влияющих на финансовую устойчивость в долгосрочном периоде, можно получить из определенных изменений структуры её аналитического баланса.


загрузка...