Управление воспитательной системой развития гражданственности студентов технического вуза (14.09.2009)

Автор: Жигадло Александр Петрович

ЖИГАДЛО Александр Петрович

Управление воспитательной системой развития

гражданственности студентов технического вуза

Специальность 13.00.02 – теория и методика

обучения и воспитания (социальное воспитание в разных образовательных

областях и на всех уровнях системы образования)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва – 2009

Работа выполнена в Российском государственном социальном

университете на кафедре социальной и семейной педагогике

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор

Мардахаев Лев Владимирович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Липский Игорь Адамович

доктор педагогических наук, профессор

Иванов Александр Владимирович

доктор педагогических наук

Князев Александр Михайлович

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»

Защита состоится «___»__________2009 г. в _____ на заседании Диссертационного совета Д 212.341.06 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Российском государственном социальном университете по адресу: 129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 4, корп.2 в Зале диссертационного совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного социального университета по адресу:

129256, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 4, корп.3.

Автореферат разослан «___»____________2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Н.И. Никитина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В обстановке нарастания кризисных явлений в современном мире все большую социальную значимость приобретает гражданское воспитание молодежи. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» основными задачами воспитания названы: формирование у студенческой молодежи гражданской ответственности и правового самосознания, духовной культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Задача воспитания гражданственности будущих специалистов является категорическим императивом и заключается в подготовке гражданина-специалиста, заинтересованного как в личной самореализации, так и в усилении роли России в мировом научно-техническом прогрессе. В то же время отчетливо проявляет себя недостаточная эффективность проводимой образовательными учреждениями работы по воспитанию гражданских качеств молодежи.

Развитие гражданственности студентов технического вуза диктует необходимость системного, научно-теоретического осмысления как самого феномена гражданственности, так и процесса управления воспитательными системами. Изучение нормативных документов, регламентирующих воспитательную деятельность в вузах свидетельствует о том, что в них не находят отражения требования со стороны государства к содержанию и технологиям гражданского воспитания студенческой молодежи, не разрабатываются воспитательные системы развития гражданственности студентов вуза, отсутствует система экспертизы эффективности процесса развития гражданственности будущих специалистов. Крайне необходима научно обоснованная концепция управления воспитательной системой развития гражданственности студентов вуза, разработка которой позволяет выстраивать систему управления, способную обеспечить эффективное функционирование воспитательной системы, а значит, достижение ее цели – формирование личности гражданина-специалиста.

В настоящее время в науке накоплен значительный потенциал для разработки сложных и многогранных проблем гражданского воспитания студенческой молодежи. Исследованиям гражданского воспитания и сущности гражданственности как интегративного качества личности посвящены работы А.С. Гаязова, Б.С. Гершунского, С.И. Григорьева, А.А. Давыдова, Б.Т. Лихачёва, Н.М. Таланчука, В.Н. Турченко, В.Н. Филиппова, В.С. Шиловой и др. Общеметодологические подходы к гражданскому воспитанию молодежи нашли отражение в трудах В.Г. Афанасьева, Н.И. Загузова, А.И. Пригожина, В.И. Слободчикова, А.И. Субетто, В.П. Фофанова и др. В работах Бондаревской, В.А. Караковского, Ю.А. Конаржевского, Г.Б. Корнетова, А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, В.А. Сластёнина, Л.И. Токарской, М.И. Шиловой, Н.Е. Щурковой и др.) дается определение понятию «управление» применительно к воспитанию, рассматривается воспитательная система как объект научного управления. Специфика управления образованием раскрыта в исследованиях М.В. Артюхова, К.Я. Вазиной, Ю.В. Васильева, Ю.А. Конаржевского, В.С. Лазарева, В.С. Леднева, А.А. Орлова, И.М. Поташника, П.И. Третьякова, П.В. Худоминского, Р.Х. Шакурова, Т.И. Шамовой, Л.А. Шипилиной и др. Различные вопросы гражданского воспитания студентов нашли свое отражение в диссертационных исследованиях Л.И. Аманбаевой, Т.В. Гурской, Т.М. Ивановой, А.М. Князева, З.П. Красноок, А.Б. Кочеткова, Р.В. Ругловой, Н.А. Савотиной, И.Г. Трофимовой, М.В. Чельцова и др. Вместе с тем следует констатировать, что в литературе не получили необходимого отражения такие проблемы, как управление воспитательными системами развития гражданственности студентов вуза, технология управления, критерии и показатели эффективности управления.

Анализ литературы, обобщение опыта практической работы технических вузов по воспитанию гражданственности студентов позволили выявить ряд существенных противоречий, которые проявляются: на методологическом уровне: между национальными интересами в воспроизводстве кадров технического профиля, ориентированными на стратегические цели научно-технического, экономического, социального и духовного возрождения страны, и неготовностью образовательной системы вуза обеспечить данный социальный запрос; на организационном уровне: между отсутствием концепции управления воспитательной системой развития гражданственности студентов технического вуза и актуальной потребностью в обеспечении эффективного функционирования этой системы; на теоретическом уровне: между потребностью педагогической науки в осмыслении сущности воспитательной системы развития гражданственности будущего специалиста и недостаточной ее теоретической разработанностью применительно к условиям технического вуза; на практическом уровне: между сложившимся в технических вузах опытом управления в сфере воспитания студентов и необходимостью его реализации в воспитании гражданственности.

Выявленные противоречия определили проблему исследования: каковы теоретико-методологические и технологические основы управления воспитательной системой развития гражданственности студентов в процессе профессионального образования в техническом вузе.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы в педагогической науке обусловили тему исследования: «Управление воспитательной системой развития гражданственности студентов технического вуза».

Объект исследования ? процесс воспитания студенческой молодежи.

Предмет исследования – управление воспитательной системой развития гражданственности студентов технического вуза.

Цель исследования: разработать и обосновать теоретико-методологические основы управления воспитательной системой развития гражданственности студентов технического вуза в процессе формирования личности будущего специалиста.

Гипотеза исследования. Действенность воспитательной системы технического вуза во многом определяется её управлением. Оно позволяет обеспечивать направленность и интенсивность воспитания, в том числе и гражданского. Эффективность управления воспитанием гражданственности студенческой молодежи технического вуза может быть достигнута, если управление:

- ориентировано на развитие гражданственности как важнейшего направления общей системы воспитания студенческой молодежи технического вуза;

- строится на ценностных приоритетах гражданственности специалиста-инженера, ее ориентированности на активное участие в приумножении научно-технических достижений страны российского общества;

- осуществляется на основе системного, личностно-деятельностного, аксиологического, синергетического подходов;


загрузка...