Трансформация системы государственных закупок в российской экономике (14.09.2009)

Автор: Смотрицкая Ирина Ивановна

СМОТРИЦКАЯ Ирина Ивановна

ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Специальность 08.00.05 –

Экономика и управление народным хозяйством (макроэкономика)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Москва – 2009

Работа выполнена в Учреждении Российской академии наук

Институте экономики РАН

Центр институтов взаимодействия государства и экономики

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Спицын Анатолий Тихонович

доктор экономических наук, профессор

Погосов Игорь Александрович

доктор экономических наук, профессор

Степанов Владимир Иванович

Ведущая организация:

Академия народного хозяйства при Правительстве РФ.

Защита состоится 17 ноября в 14 часов на заседании Диссертационного совета Д. 002.009.03 по присуждению ученой степени доктора экономических наук при Институте экономики РАН по адресу: 117218, Москва, Нахимовский проспект, 32.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института экономики РАН.

Автореферат разослан 12 октября 2009 года

Ученый секретарь

Диссертационного совета

кандидат экономических

наук, доцент Анисимова Г.В

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В современной смешанной экономике система государственных закупок является обязательным элементом управления государственными финансами и другими ресурсами общественного сектора экономики и призвана выполнять не только функции обеспечения общественных потребностей, но и функции государственного регулирования экономики.

Мировой финансово-экономический кризис дал толчок развитию нового витка процесса трансформации экономических систем. Главное для нынешнего этапа трансформации экономики России – сформировать институциональные условия для преодоления последствий кризиса и перехода к инновационной модели социально - экономического развития. Для адекватного ответа на стратегический инновационный вызов, стоящий перед нашей страной требуется качественное изменение институтов государственного регулирования, инструментов и технологий реализации государственных функций, в том числе институтов и механизмов системы государственных закупок в целях развития ее как неотъемлемой части общественного регулирования, обеспечивающей эффективное управление государственными ресурсами.

Указанными обстоятельствами предопределяется актуальность исследования процесса трансформации системы государственных закупок, проблемы формирования теоретических, методологических и практических основ соответствующих качественных изменений в сфере государственных закупок: экономических отношениях, организации и управлении, институциональной среде, знаниях и информации, технике и технологиях.

Фрагментарность исследований экономики государственных закупок в целом, отсутствие комплексных исследований, учитывающих мультипликативное влияние государственных закупок на макроэкономические индикаторы, приводят как к недостаточной теоретической разработанности проблемы, так и к отсутствию стратегически и тактически обоснованной государственной политики управления государственными закупками. Актуальность исследования в теоретическом и практическом аспекте обуславливается также тем, что в отечественной экономической науке и практике не решен целый ряд проблем организационного и законодательного обеспечения закупок для государственных нужд. В результате реализуемая сегодня реформа системы государственных закупок носит процедурный и фрагментарный характер, что препятствует эффективному использованию государственных закупок в рамках принятой Правительством РФ Программы мер антикризисного регулирования экономики.

Системное исследование процесса государственных закупок в смешанной экономике, участие частного бизнеса в выполнении государственных контрактов требует переосмысления концептуальных подходов к организационному, экономическому и законодательным механизмам закупок. В условиях, когда доля государственных расходов на закупки товаров, работ, услуг достигает 50% расходной части федерального бюджета, задача создания полноценной национальной контрактной системы государственных закупок и соответствующих институтов приобретает стратегическое значение.

Таким образом, актуальность поставленной в ходе диссертационного исследования проблемы заключается в необходимости разработки концепции формирования и развития качественно новой для нашей страны системы государственных закупок, учитывающей потребности и макроэкономические условия современной экономики России, в ее организационно-экономическом, управленческом и институциональном аспекте. Система государственных закупок должна стать эффективным инструментом экономического регулирования, стабилизации экономики и концентрации материальных, трудовых ресурсов, научного и промышленного потенциалов для реализации стратегических целей социально-экономического развития страны до 2020 года

Степень разработанности темы. Различным аспектам трансформации системы государственных закупок посвящен достаточно широкий круг отечественных и зарубежных исследований. Исходные теоретико-методологические подходы к анализу экономических отношений в сфере государственных закупок заложены в трудах классиков экономической теории, в том числе, в концептуальном рассмотрении рыночных отношений сквозь призму взаимовыгодных контрактных (договорных) отношений.

Общие и частные вопросы теории государственных закупок нашли отражение в работах таких авторов как А. Алчиан, С. Арроусмит, Г. Демсец, А. Девис, Дж. Гелбрейт, Дж. Бъюкенен, М. Линдерс, А. Маршалл, Р. Масгрейв, Л. Мизес, С.Мосс, В.Нордхаус, Д.Норт, П.Самуэльсон, Дж.Стиглиц, О.Уильямсон, Дж. Ходжсон, Х.Е. Фирон и др.

В современной российской экономической науке различные аспекты проблемы обеспечения общественных потребностей, теории управления государственными ресурсами, системного подхода к трансформации роли и экономической деятельности государства рассматриваются в работах Л.И.Абалкина, А.И. Архипова, В.Г. Варнавского, А.Е. Городецкого, Р.С.Гринберга, А.Г. Зельднера, Б.З. Мильнера, А.Д.Некипелова, А.Я.Рубинштейна, А.Д. Радыгина, Ю.Г. Павленко, И.А. Погосова, Е.В. Пономаренко, С.Н Сильвестрова, В.К. Сенчагова, Д.Е.Сорокина, А.В Улюкаева, Ф.И. Шамхалова, Л.И.Якобсона, Е.Г. Ясина и др.

Общие и частные вопросы методологии развития институтов и механизмов государственных закупок, повышения эффективности организации и управления государственными закупками нашли отражение в работах таких авторов как М.В.Афанасьев, Н.В. Афанасьева, В.В.Бланк, В.П.Заварухин, Г. Гредин, Н.В. Нестерович, М.Н. Козин, В.А.Кныш, Ю.П. Панибратов, А.П. Патрон, В.И. Смирнова., В.И. Степанова, В.А.Федорович, Л. Шевченко и др.

Вместе с тем, несмотря на наличие значительного задела, можно констатировать недостаточность теоретико-методологических разработок, посвященных современной экономике государственных закупок. Как в методологическом, так и в научно - практическом отношении недостаточно исследованы многие вопросы, связанные с пониманием сущностных изменений экономических отношений, происходящих вследствие развития рынка государственных закупок, а также выработкой и реализацией новых подходов, которые бы обеспечили эффективное функционирование системы государственных закупок. Это касается, прежде всего, уточнения концептуальных основ комплексного развития системы государственных закупок в современных условиях трансформационной экономики, ее дальнейшего формирования с учетом обобщения современных тенденций института государственных закупок за рубежом, для создания институциональной базы и механизмов регулирования, адекватных задаче модернизации экономики России.

Научное и практическое значение рассматриваемой проблематики для стратегических перспектив экономического и социального развития страны, ее недостаточная разработанность определили цель и задачи диссертационного исследования.


загрузка...