Формирование регионального многоуровневого образовательного комплекса: теория, методология, практика (14.09.2009)

Автор: Проценко Татьяны Георгиевны

- территориальная доступность образования достигается максимальной приближенностью образовательных учреждений к местам проживания своих членов через множественность учебных заведений, их филиальную систему и размещение по всей территории России;

- социальная доступность образования обеспечивается на базе формирования фонда подготовки кадров и систему льгот для субъектов образования (пайщиков и работников системы);

- ориентация образования на потребности потребительской кооперации при соблюдении требований Государственных образовательных стандартов;

- достижение качества образовательных услуг, что выражается в постоянном соответствии показателей деятельности кооперативных учебных заведений критериальным значениям государственной аккредитации;

- финансовая независимость. Учебные заведения развиваются на основе рыночных отношений с использованием внутрисистемных средств; не имеют государственного бюджетного финансирования;

- открытость для российских и иностранных граждан. При общей ориентации на подготовку специалистов для системы потребительской кооперации её учебные заведения открыты для всех желающих получить образование.

В работе выявлено, что система кооперативного образования подготовлена к рыночной экономике, является конкурентоспособной на региональном рынке. Об этом, в частности, свидетельствует деятельность Камчатского кооперативного многоуровневого образовательного комплекса. В нём автономно и интегрировано осуществляется подготовка рабочих, специалистов среднего и высшего, послевузовского профессионального образования.

В процессе исследования экономически обосновано введение новой специальности 220601 «Управление инновациями» с формированием специальной кафедры и соответствующего центра. В состав центра намечаются подразделения социально-психологических исследований; бизнес-анализа проектов; анализа и маркетингового изучения рынка; рекламы; по подготовке и продаже бизнес-инкубаторов (готового бизнеса).

Важная составляющая концепции – интеграция образовательной и научной деятельности. Она реализуется через создание в учебном заведении учебно-научно-производственного комплекса, функционирование которого осуществляется по трем модулям. В них обозначена связь комплекса не только с системой потребительской кооперации, но и с государственными учреждениями и организациями.

Новая модель учебного заведения формируется как взаимосвязанная система научно-технических проектов, в совокупности представляющих собой механизм реализации рекомендуемой концепции:

1. Управление многоуровневым профессиональным образованием на основе программно-целевого подхода.

2. Педагогическая поддержка развития у студентов способности к личностно-профессиональной самоактуализации.

3. Актуализация социальных факторов формирования управленческой культуры.

4. Информатизация управления образовательным учреждением.

5. Функционирование центра содействия занятости студентов и выпускников.

Камчатский многоуровневый образовательный комплекс удостоен первого места в региональном межвузовском конкурсе 2007 г. за осуществление проектов в области развития инновационного образования и получил финансирование от Правительства Камчатского края на его осуществление. Итоги внедрения проектов доказывают эффективность разработанного проектно-целевого механизма реализации концепции инноваций.

6. Методология оценки конкурентных преимуществ многоуровневого

образовательного комплекса

В диссертации раскрыты конкурентные преимущества многоуровневого образовательного комплекса, по сравнению с традиционными учебными заведениями, особая компетентность в сферах образовательной, научной, методической деятельности. По мере развития новых технологий и глобализации изменяется структура конкурентных преимуществ под воздействием совершенствования технологии, методов управления и т.д. Конкурентные преимущества комплекса обеспечиваются за счет его функционирования в качестве многоуровневого, профильного, инновационного учебно-научно-производственного образования, субъекта регионального образовательного пространства, корпоративного.

Многоуровневость комплекса формирует конкурентные преимущества, которые заключаются в том, что техникум комплектуется за счет школ и училищ, а контингент вуза – выпускников техникума. Наличие одновременно обучающихся на всех уровнях комплекса создает эффект «безотходной технологии». Каждый из поступивших заканчивает образование на той ступени, которая соответствует его способностям и уровню подготовки.

Профильность вуза формирует устойчивый контингент путём организации предпрофильного и профильного обучения школьников на основании заключенных тройственных договоров между Министерством образования и науки края и города, учебным заведением и родителями школьников. В частности в Камчатском крае функционирует лицей, организованный совместно с Правительством края, ориентированный на углубленную коммерческую подготовку школьников для поступления в техникум и вузы.

Вуз как субъект регионального образовательного учреждения на базе филиалов, приближает обучение к месту проживания, увеличивает контингент, и повышает устойчивость учебного заведения на региональном рынке образовательных услуг. Так, например, территориальная диверсификация обеспечивает концентрацию профессионального образования всех уровней в г. Петропавловске-Камчатском, развитие сети филиалов в крупных поселениях края, предпрофильное и профильное обучение в сельских местностях, созданий филиалов и представительств в Сахалинской, Магаданской областях (рис. 3).

Рисунок 3 – Проникновение образовательных услуг Камчатского многоуровневого образовательного комплекса в глубь территории

Инновационность учебного заведения позволяет интегрировать обучение с наукой и производством, вовлекая в орбиту обучения аспирантов и специалистов, повышающих квалификацию. Так, например, в Камчатском многоуровневом образовательном комплексе с этой целью открывается аспирантура, функционирует инновационно-технологический центр, лицензируется специальность «Управление инновациями».

Таким образом, методология сохранения конкурентоспособности многоуровневого образовательного комплекса на региональном рынке образовательных услуг включает необходимость сохранения и самообеспечения контингента всех уровней образования за счет собственных выпускников, продолжающих образование, пайщиков и работников потребительской кооперации; школьников старших классов, интегрированных в программы профильного образования; выпускников, продолжающих обучение в аспирантуре и повышающих квалификацию.

Исследование демографической ситуации Камчатского края показывает, что численность населения продолжает сокращаться. Ожидается уменьшение контингента, поступающих в профессиональные учебные заведения. Для высших и средних учебных заведений эта тенденция обозначится к 2010 году, что усилит конкуренцию учебных заведений.

В диссертации на основе нашей методологии намечена система мер реагирования на возникающие объективные обстоятельства. На основе проведённого анализа рассмотрены три варианта: снижение контингента при сохранении доли учебного заведения на рынке образовательных услуг; сохранение контингента и увеличение удельного веса учебного заведения в регионе; увеличение контингента и значительное расширение своего сегмента на региональном рынке образовательных услуг. Применительно к Камчатскому комплексу на базе исследования и оценки ресурсов в качестве стратегической цели рекомендован третий вариант. Постановка такой цели означает осознание необходимости агрессивного маркетинга в процессе продвижения образовательных услуг. Он нацелен на формирование контингента за счет учащихся общеобразовательных школ (предпрофильное и профильное образование), работников всех отраслей деятельности (заочный контингент, аспирантура и повышение квалификации), профильных специалистов.

Предусматривается механизм сохранения и расширения набора и выпуска специалистов всех уровней образования за счет эндогенных (внутренних) факторов.

Деятельность комплекса на базе нововведений позволила довести долю контингента этих категорий в общей численности обучающихся до 70%. В перспективе возможно увеличение этой доли до 80%, что уменьшит зависимость образовательного учреждения от негативных сторон развития регионального рынка образовательных услуг, обеспечит устойчивость контингента и повысит конкурентоспособность.

В диссертации раскрыты и обоснованы резервы достижения конкурентоспособности комплекса в экономике. Значительное место занимает синергетический эффект от рационального использования кадров; учебно-технической базы, интернет-ресурсов; формирования единых библиотечных фондов, учебно-методического управления, центра управления качеством образования, полиграфического и редакционно-издательского отдела, социально-психологической службы, центра содействия занятости студентов и выпускников, финансово-экономической службы, и других.

Расходы по содержанию зданий и сооружений, принадлежащих на праве оперативного пользования Камчатскому кооперативному техникуму, как составной части Камчатского многоуровневого образовательного комплекса, за 2008 год составили 11,7 млн. рублей. Сумма этих расходов распределяется между учебными заведениями, входящими в комплекс, по числу приведенного контингента студентов. Арендная плата, полученная кооперативным техникумом за этот год, составила 5,9 млн. рублей. Следовательно, экономия по содержанию определена в 5,8 млн. рублей в год.

Заработная плата сотрудников административно-вспомогательного аппарата, работающих по совместительству в филиале составляет 724 тыс. рублей. Соответственно на 50% сокращаются расходы, связанные с социальными выплатами, предусмотренными Федеральным законом «О работниках Крайнего севера и приравненных к ним областях».

Комплекс содержит подразделения, не входящие в штатное расписание университета, но в функциональные обязанности которых входит его обслуживание. Это отдел учебных практик, трудоустройства студентов и маркетинга образовательных услуг, содержание которого в 2008 году составило 406 тыс. рублей.

В структуре техникума имеются столовая, магазин, расходы по которым за 2008 год составили 2,8 млн. рублей. Столовая убыточная, но ее наличие является обязательным условием при лицензировании образовательной деятельности, равно как и наличие медицинского кабинета, содержание которого в 2008 году составило 370 тыс. рублей. Экономия от совместного использования библиотеки и учебно-методической литературы в 2008 году составила 2,7 млн. рублей.

Результат синергетического эффекта выражается в сокращении административно-управленческого персонала и расходов на его содержание, экономии материальных ресурсов, фонда оплаты труда при увеличении среднего размера заработной платы, в уменьшении удельных текущих затрат (в расчете на одного студента) на аренду и содержание помещений, формирование библиотечного фонда, информационных ресурсов.

Корпоративность комплекса, как ассоциированность с работодателем, с государственным заказчиком и прямым потребителем образовательных услуг – человеком, обеспечивает устойчивость контингента, поскольку в качестве абитуриентов выступают пайщики и работники потребительской кооперации, а также организации других организационно-правовых форм по долговременным договорам. Это создаёт гарантированный целевой набор. Организации потребительской кооперации имеют возможности за счёт чистой прибыли образовать фонд подготовки кадров. Он предназначен для профессионального и просветительного образования, повышения квалификации пайщиков, работников, детей пайщиков, детей работников. Фонд подготовки кадров выступает одним из источников инвестирования комплекса и фактором экономической устойчивости.

Корпоративность имеет и ещё одно важное значение – масштаб системы. Система учебных заведений потребительской кооперации обладает той самой масштабностью, которая необходима сегодня для эффективного представления на общероссийском рынке образования. Именно поэтому у системы учебных заведений потребительской кооперации есть все шансы для интенсивного развития. Она уже представляет действующую социальную сеть и задача только в том, чтобы настроить работу этой сети на достижение выгодных результатов и на поддержку учебных заведений друг другом внутри сети.

7. Методика прогнозирования численности и состава работников,

специалистов потребительской кооперации Камчатского края.

В диссертации осуществлён прогноз кадрового состава потребительской кооперации региона с целью определения емкости образовательных услуг. Прогноз предусматривает возможность расширения численности контингента не только кооперативного техникума и вуза, но и других составляющих комплекса. Прогноз составлен на основе разработанной с участием автора программы социально-экономического развития потребительской кооперации Камчатского края на 2009 – 2015 годы.


загрузка...