Культурно-исторический подход к автобиографической памяти (14.09.2009)

Автор: Нуркова Вероника Валерьевна

Личное имя как форма автобиографического знания интериоризируется в ходе взаимодействия ребенка с социальным окружением и затем начинает регулировать его самоотношение.

В типологии АП системообразующим основанием должна выступать индивидуально специфичная иерархия функций АП личности.

Выявлена специфика детерминации индивидуальных типов АП субъекта со стороны физиологических предпосылок (особенностей нервной системы), свойственная природе ВПФ: в период своего становления АП опирается на имеющиеся особенности нервной системы (прямое соответствие), у зрелой личности АП становится средством, при помощи которого происходит компенсация природных ограничений произвольной регуляции.

Формируясь в качестве высшей психической функции, АП опосредствуется системой особых социокультурных средств и далее, продолжая свой путь развития в культуре, приобретает новый статус психолологического средства регуляции когнитивных и личностных процессов.

Детальное изучение процесса опосредствования АП, проведенное на материале истории развития фотографии, показало, что развитие культурных практик, основанных на использовании фотографии, и превращение фотографии в средство преобразования системно организованных ВПФ осуществляется как единый процесс развития культуры и психики человека. Фотография оказывается культурным средством, одновременно преобразующим социум и личность, становясь источником возникновения не существовавших ранее потребностей, видов деятельности, форм познания и общения. Преобразование процессов социализации и индивидуализации личности, появление особого класса «техник себя», реализуемых с применением фотографий, обеспечивает новые траектории системного развития высших психических функций. Человек, входящий в мир культуры, овладевает фотографией как потенциально многогранным социокультурным средством, последовательно распредмечивая возможности этого «орудия» и совершенствует его в новых технических изобретениях. Интериоризация в ходе преобразования интерпсихической формы деятельности в интрапсихическую меняет фотографию, придавая ей символические свойства. Воспоминания о фотографиях становятся внутренними (интериоризованными) средствами регуляции АП. Обращение к «ментальной» фотографии представляет собой закономерную стадию развития внутреннего психологического средства регуляции АП культурного человека. Главным результатом исследования является демонстрация направления дальнейшего развития ВПФ как «нарастание степеней свободы» при овладении полифункциональным культурным средством, когда оно интериоризуясь становится психологическим. В исследовании показано, как фотография становится средством осознанного и произвольного преобразования различных функций АП.

Автопортрет выступает как социокультурное средство овладения практикой саморегуляции и техниками структурной перестройки жизненной истории. Экстериоризируя образ «Я», в процессе создания автопортрета, личность формирует внешнее средство обретения автобиографической самоидентичности, которое затем, по мере развертывания процесса идентификации, присваивается, модифицируя содержание образа Я. Работа над автопортретом входит в историю жизни автора, т.е. фиксируется в АП как переломное событие, которое дает возможность овладения своим прошлым.

Реализация культурно-деятельностного подхода позволяет выделить особый вид экзистенциальной деятельности, направленный на конструирование личностью истории своей жизни и создание концепта собственной судьбы, которая обеспечивается закономерностями многоуровневого культурного опосредствования автобиографической памяти.

Исторический компонент индивидуальной АП выполняет функцию самоопределения личности в социокультурном пространстве, степень его представленности связана с психологическим благополучием личности.

АП служит базисом развития основных механизмов, обеспечивающих самодетерминацию личности в социокультурном пространстве ее бытия (экзистенциальные функции АП): формирования идентичности, установления интервалов самоидентичности личности, самопознания, самоопределения, осознания личной уникальности, финальной интеграции.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в 87 публикациях автора (общим объемом 130.6 п.л., авторский вклад 111 п.л.).

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук (12):

Нуркова, В.В. Автобиографическая память как проблема психологического исследования / В.В. Нуркова // Психологический журнал. -1996.- Т. 17. №2. - С. 16–29 (1 п.л.).

Нуркова, В.В. Автобиографическая память как проблема психологического исследования / В.В. Нуркова // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. -1996.- №1.- С. 58–59 (0.1 п.л.).

Нуркова, В.В. Проблема истинности автобиографических воспоминаний в процессе судопроизводства / В.В. Нуркова // Психологический журнал. -1998.- Т. 19. №5.- С. 15–30 (1 п.л.).

Нуркова, В.В. Методы исследования автобиографической памяти / В.В. Нуркова // Вестник Университета Российской Академии Образования. -1999. - №2. - С.11–31 (1 п.л.).

Нуркова, В.В. Эхо взрывов: сравнительный анализ воспоминаний москвичей о террористических актах 1999 г. (Москва) и 2001 г. (Нью-Йорк) / В.В. Нуркова, Д.М. Бернштейн, Э.Ф. Лофтус // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. №1. - С. 67–74 (1 п.л./ 0.33 п.л.).

Нуркова, В.В. Автобиографическая память в трудной жизненной ситуации / В.В. Нуркова, К.Н. Василевская // Вопросы психологии. - 2003. - №5. - С. 93–102 (1 п.л./ 0.5 п.л.).

Нуркова, В.В. Роль автобиографической памяти в структуре идентичности личности / В.В. Нуркова // Мир психологии. - 2004. - №2. - С. 77–87 (1 п.л.).

Нуркова, В.В. Автобиографическая память: «Сгущения» в субъективной картине прошлого / В.В. Нуркова, О.В. Митина, Е.В. Янченко) // Психологический журнал. –2005.- Т.26. №2. - С. 22–32 (1 п.л./ 0.5 п.л.).

Нуркова, В.В. Анализ феноменов автобиографической памяти с позиций культурно-исторического подхода / В.В. Нуркова // Культурно-историческая психология. - 2008.- №1. - С.17–25 (1 п.л.).

Нуркова, В.В. Эффект зависимости феноменологических характеристик мнемического образа от мотивационно-смысловой динамики деятельности / В.В. Нуркова // Культурно-историческая психология. - 2009. - №2. - С.72-84 (1 п.л.).

Nourkova, V.V. The biography becomes autobiography: Distorting the subjective past / V.V. Nourkova, D.M. Bernstein, E.F. Loftus // The American Journal of Psychology. - 2004. - Vol. 117. № 1. - P. 65–80 (1 п.л./ 0.33 п.л.).

Nourkova, V.V. Altering traumatic memory / V.V. Nourkova, D.M. Bernstein, E.F. Loftus // Cognition and Emotion. - 2004. - №4. - Р. 575–585 (1 п.л./ 0.33 п.л.).

Монографии (2):

Нуркова, В.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности / В.В. Нуркова. - М.: Изд-во Университета РАО, 2000. - 316 с. (20 п.л.).

Нуркова, В.В. Зеркало с памятью. Культурный феномен фотографии / В.В. Нуркова. - М.: РГГУ, 2006. - 287 с (15.5 п.л.).

Учебники и учебно-методические пособия (5):

Нуркова, В.В. Педагогическая антропология: феномен детства в воспоминаниях (учебно-методическое пособие) / В.В. Нуркова, В.Г. Безрогов, О.Е. Кошелева, Е.Ю. Мещеркина. - М.: Изд-во Университета РАО, 2001. – 87с. (5.5 п.л./0.7 п.л.).

Нуркова, В.В. Биографическое интервью (учебно-методическое пособие) / В.В. Нуркова, В.Г. Безрогов, О.Е. Кошелева, Е.Ю. Мещеркина. - М.: Изд-во Университета РАО, 2001. – 190 с. (9.5 п.л./2 п.л.).

Нуркова, В.В. Общая психология. Память: в 7 т. под ред. Б.С. Братуся. Т.3. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 521000 – Психология и специальностям 020400 – Психология, 022700 – Клиническая психология (последующее издание: 2008). / В.В. Нуркова. - М.: Академия, 2006. – 318 с. (20 п.л.).

Нуркова, В.В. Психология: учебник для вузов. Допущено Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений (последующие издания: 2005, 2006, 2007) / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. - М.: Юрайт, 2004. 484 с.( 30.5 п.л./ 28 п.л.).

Нуркова, В.В. Психология: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. Допущено Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. - М.: Высшее образование, 2008. - 548 с. (36 п.л./ 33.5 п.л.).

Статьи в других изданиях (13):

Нуркова, В.В. Историческое событие как факт автобиографической памяти / В.В. Нуркова // Воображаемое прошлое Америки (История как культурный конструкт): сб. работ. - М., 2001. - С. 20–34 (1 п.л.).

Нуркова, В.В. «Человек путешествующий». География и автобиография / В.В. Нуркова // Вестник исторической географии. - Москва; Смоленск: Ойкумена, 2001. - № 2. - С. 65–87 (1 п.л.).

Nourkova, V.V. Mental photograph as a method of autobiographical memory research / V.V. Nourkova // Constructive Memory / ed. B. Kokinov and W. Hirst.- Sofia, 2003. - Р. 252–263 (1 п.л.).

Nourkova, V.V. The use of fractal dimension calculation algorithm to determine the nature of autobiography memoirs / V.V. Nourkova, O.V. Mitina) // Proceedings of the Fifth International Conference on Complex Systems / editors Ali Minai, Yaneer. Boston: MA Bar-Yam, 2004. May 16–21. - Р. 912–924 (1 п.л. / 0.5 п.л.).

Нуркова, В.В. Роль автобиографической памяти в структуре идентичности личности / В.В. Нуркова // Ежегодник российского психологического общества. Специальный выпуск. М., 2005. - Т. 1. - С. 25–27 (0.1 п.л.).

Нуркова, В.В. Автопортрет как средство саморегуляции личности / В.В.Нуркова, О.И. Михайлова, Г.М. Назлоян // Журнал практического психолога. - 2005. - № 1. - С. 100–119 (0.6 п.л./ 0.4 п.л.).

Нуркова, В.В. Созидание прошлого. К вопросу о потенциале автобиографической мнемотерапии / В.В. Нуркова // Московский психотерапевтический журнал. - 2005.- № 1. - С. 73–89 (1 п.л.).


загрузка...