Регионализация профессиональной подготовки учителя сельской школы в вузе (на примере Республики Чувашия) (14.09.2009)

Автор: Металова Инна Геннадьевна

разработаны и реализуются механизмы преемственности пропедевтической профориентационной работы с выпускниками сельских школ и социального партнерства регионального педвуза, обеспечивающие целевую подготовку учительских кадров для сельских общеобразовательных школ аграрного сектора региона;

осуществляется на основе социокультурологического, компетентностного, регионально-контекстного, системно-квалитативного, функционально-средового подходов, комплекса принципов (полифункциональности, этнопедагогизации, полилингвальности и др.), обеспечивающих необходимый уровень сформированности регионально-обусловленных профессиональных компетенций и профессиональной подготовленности учителя к работе в сельской школе;

содержательно-технологический компонент регионально-ориентированного педагогического образования базируется на научном осмыслении требований государственно-общественного заказа к уровню профессиональной компетентности учителя сельской школы многонационального региона, наиболее полно отражает требования квалификационных характеристик и специфику полифункциональной деятельности педагога сельской школы, разрабатывается с учетом сущности и особенностей регионализации обучения в сельской национальной школе;

разработан и реализуется механизм сопряжения нормативно-правового, программно-методического, научно-технологического обеспечения регионально-ориентированного педагогического образования учителя сельской школы;

активизируются управленческий, научный, кадровый, информационно-технический, социально-средовой ресурсные потенциалы республиканского педагогического университета для обеспечения интеграции и единства регионально-профессиональной теоретической и практической подготовки учителей сельской школы, реализуемых в вариативных формах аудиторной и внеаудиторной, волонтерской деятельности студентов;

осуществляется системный мониторинг качества формирования базово-педагогических и регионально-обусловленных профессиональных компетенций будущего учителя сельской школы полиэтнического региона;

созданы необходимые условия реализации модели регионализации профессиональной подготовки учителя сельской школы.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены задачи исследования:

разработать и обосновать совокупность положений, составляющих теоретико-методологическую основу регионализации профессиональной подготовки учителя сельских школ многонациональных регионов;

разработать понятийный аппарат и представить содержательное наполнение научных дефиниций, обосновывающих выявленные сущностные характеристики регионализации профессиональной подготовки учителя сельских школ как целостного теоретико-методологического феномена педагогики профессионального образования;

определить основные тенденции, принципы, организационные формы регионализации профессиональной подготовки учителя сельских школ в отечественной педагогической теории и практике;

выявить и обосновать концептуальные основы функционирования республиканского педагогического университета как центра регионализации профессионального педагогического образования региона;

спроектировать и обосновать модель регионализации профессиональной подготовки учителя сельских школ в педагогическом университете, научно-методическое обеспечение ее реализации;

провести опытно-экспериментальную проверку авторской модели в реальной жизнедеятельности регионального педагогического университета и выявить условия, обеспечивающие эффективность ее реализации.

Методологическую основу исследования составили: на философском уровне – концептуальные положения о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений; философско-методологические положения об интеграции и дивергенции социальных явлений и процессов; диалектические положения о единстве общего, особенного, единичного в развивающемся объекте; на общенаучном уровне – социологические, культурологические, психолого-педагогические концепции, раскрывающие многоаспектную природу профессионально-педагогического образования как предмета междисциплинарного исследования; концепции системогенеза профессиональной деятельности (Е.А.Климов, Ю.П.Поваренков, В.Д.Шадриков); идеи гуманизации и гуманитаризации образования (Е.В.Бондаревская, В.П.Зинченко, В.В.Сериков, Е.Н.Шиянов и др.); на конкретно-научном уровне – методология педагогических исследований (В.И.Загвязинский, Н.И.Загузов, Л.В.Мардахаев, А.М.Новиков, Е.Г.Силяева и др.); совокупность подходов к профессиональной подготовке специалистов: аксиологический (З.И.Равкин, В.А.Сластенин и др.), акмеологический (А.А.Бодалев, А.А.Деркач и др.); компетентностный (В.И.Байденко, Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, Д.Е.Иванов, А.В.Хуторской, В.Д.Шадриков и др.), контекстный (А.А.Вербицкий, В.В.Сериков); личностно-деятельностный (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский и др.), профессиографический (Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин и др.), системный (В.Г.Афанасьев, И.В.Блауберг, Г.П.Щедровицкий, Э.Г.Юдин и др.), этнопедагогический (Д.И.Латышева, М.Г.Тайчинов, Р.З.Хайруллин и др.); концепции о единстве целевого, содержательного и процессуального компонентов профессионального образования (О.А.Абдуллина, М.Я.Виленский, О.И.Воленко, И.И.Легостаев, В.А.Сластенин, И.С.Якиманская и др.); методологические основы моделирования систем профессиональной подготовки специалистов (И.А.Зимняя, Г.М.Коджаспирова, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Дж.Равен, Е.Г.Силяева и др.). Теоретическим фундаментом исследования стали теории: регионализации процессов, явлений и систем (П.А.Апакаев, А.С.Гаязов, Е.П.Марков, В.М.Полонский и др.); регионализации профессионального образования (Л.А.Гаранин, Ю.Н.Гладкий, В.П.Лиферов, В.И.Матис, В.М.Петровичев и др.); взаимообусловленности культуры и общества, образования и социума (В.С.Библер, Б.З.Вульфов, Б.С.Гершунский, Л.В.Мардахаев, А.В.Мудрик, Н.И.Никитина, Н.М.Романенко и др.); социокультурной и этнокультурной идентичности (Ю.В.Арутюнян, Л.М.Дробижева, Н.М.Лебедева, О.Л.Романова, Н.Г.Скворцов, Т.Г.Стефаненко, Г.Тэджфел и др.); поликультурного образования (Б.Л.Вульфсон, А.Н.Джуринский, В.А.Ершов, А.П.Лиферов, 3.А.Малькова, Л.М.Мосолова, С.У.Наушабаева, Р.З.Хайруллин и др.); профессиональной подготовки педагогических кадров для сельских регионов (Е. С. Гуртовой, М. П. Гурьянова, Л. И. Пензулаева, Т. И. Петракова, И. М. Сингатуллин и др.).

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: методы исторического (ретроспективного, историографического), теоретического (монографического, сравнительно-сопоставительного, профессиографического, системно-структурного) анализа; констатирующие (изучение, обобщение, систематизация материалов нормативных документов, отечественного и зарубежного опыта регионализации профессионально-педагогического образования; анализ кадровой ситуации в сельских школах и др.); прогностические (моделирование, экспертные оценки); экспериментальные (наблюдение, в том числе включенное, контент-анализ, диагностические методы, формирующий педагогический эксперимент; отсроченный контроль); методы математической статистики.

Этапы исследования охватывают период с 1993 по 2009 гг.

Первый этап (1993–1997 гг.) – анализ историографии и оценка современного состояния проблемы, ее теоретико-методологическое осмысление; накопление эмпирического материала и личного опыта интерпретации проблемы регионализации профессиональной подготовки учителя сельской школы, выявление особенностей социокультурной и образовательной ситуации в регионе Поволжья, структуры социального заказа региональной системе образования на подготовку учительских кадров для сел Чувашской Республики, Республики Мари-Эл, Республики Мордовия, Татарстана, Башкортостана; определение научного аппарата и программы исследования.

На втором этапе (1997–2001 гг.) на основе систематизации полученных материалов уточнялся категориально-понятийный аппарат исследования, выявлялись тенденции развития инфраструктуры сельских общеобразовательных учреждений и подготовки учительских кадров в Поволжье; разработана модель регионально-ориентированной профессиональной подготовки учителей сельской школы в республиканском педагогическом вузе.

Третий этап (2001–2007 гг.) – экспериментальная проверка гипотезы исследования, модели регионализации профессиональной подготовки учителей сельских школ Республики Чувашия; осуществлялся формирующий и контрольный этапы эксперимента; на основе разработанных критериев и показателей исследовалось качество регионально-ориентированной профессиональной подготовки учителей сельских школ в республиканском педагогическом университете.

Четвертый этап (2007–2009 гг.) – анализ, обобщение результатов экспериментальной работы, интерпретация полученных материалов, выявление теоретических и практических результатов исследования, разработка рекомендаций и их внедрение в жизнедеятельность педагогических вузов Поволжья, проведение отсроченного контроля, оформление диссертации.

Экспериментальную базу исследования составили: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, общеобразовательные школы, расположенные в сельских районах Чувашской Республики, Чувашский национальный лицей-интернат им. Г.С. Лебедева. Исследовательский материал по регионализации подготовки учителей сельских школ был составлен по данным Марийского государственного педагогического университета, Казанского государственного педагогического университета. На различных этапах эксперимента исследованием было охвачено 3258 студентов психолого-педагогического факультета по специальности «Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специализацией «Иностранный язык», факультета иностранных языков по специальности «Иностранный язык» со специализацией «Обучение иностранному языку в сельской школе», исторического факультета по специальности «История» с дополнительной специализацией «Иностранный язык», 83 преподавателя педагогических вузов Поволжья; 75 учителей сельских школ Чувашской Республики.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- разработаны теоретико-методологические основы регионализации профессиональной подготовки учителя сельской школы в вузе, включающие совокупность методологических подходов, закономерности, факторы, функции, принципы, условия, критерии;

- выявлены историко-педагогические предпосылки становления и развития региональных систем профессионально-педагогической подготовки учителей сельских школ многонациональных регионов России;

- определены и обоснованы сущностные характеристики современной системы регионально-ориентированной профессиональной подготовки учителя сельских школ: полифункциональность; модульность; вариативность и гибкость; многоуровневость;

- выявлены и обоснованы характерологические особенности функционирования сельской школы как специфического социокультурного и социально-педагогического института, подструктуры аграрного сектора страны;

- введены в научный оборот понятия «регионально-обусловленные компетенции учителя сельской школы», «функционально-средовой подход к регионализации образовательных систем»;

- выявлены и обоснованы сущность, инвариантные и вариативные структурно-содержательные характеристики профессиональной подготовленности учителя сельской школы как результата регионализации профессиональной подготовки в республиканском педагогическом вузе; обоснованы критерии оценки и необходимый диагностический инструментарий, позволяющие определить уровень сформированности профессиональной подготовленности учителя сельской школы;

- спроектирована и обоснована модель регионализации профессиональной подготовки учителя сельских школ в вузе, доказана ее эффективность на основе анализа результатов многолетней экспериментальной проверки научно-методического обеспечения данной модели в жизнедеятельности республиканского педагогического университета;

- обоснована совокупность принципов проектирования содержательно-методического обеспечения регионализации профессиональной подготовки учителя сельских школ полиэтнического социума; разработаны дидактико-технологические механизмы реализации данного вида подготовки;

- обоснованы параметры, характеризующие системные результаты регионализации профессиональной подготовки учителей сельских школ на федеральном, региональном, муниципальном, локальном, личностно - профессиональном уровне;

- выявлена совокупность условий, необходимых для успешности регионально-ориентированной профессиональной подготовки учителей сельских школ в республиканском педагогическом университете.

Теоретическая значимость исследования: обогащена теория педагогики профессионального образования путем теоретико-методологического обоснования концепта «регионализация профессиональной подготовки учителей сельской школы»; пополнена концепция индивидуально-ориентированного профессионально-педагогического образования средствами разработки теоретико-научного и содержательно-технологического компонентов процесса регионализации профессиональной подготовки учителя сельской школы; внесен вклад в развитие общей теории регионализации образования путем обоснования сущностных характеристик жизнедеятельности сельской школы как особого социального института, республиканского педвуза многонационального региона; в контексте исследования определен содержательный объем теоретических понятий «функционально-средовой подход к регионализации образования», «регионализация профессионально-педагогической подготовки», «профессиональная подготовленность учителя сельской школы», «регионально-обусловленные профессиональные компетенции учителя сельской школы», что позволяет уточнить особенности использования этих понятий в педагогической науке применительно к профессиональной подготовке учительских кадров для сельского социума и тем самым углубить теорию профессионально-педагогического образования; пополнена теория методологических подходов к профессиональному образованию путем выявления, уточнения и конкретизации специфики социокультурологического, компетентностного, регионально-контекстного, системно-квалитативного подходов применительно к системе регионально-ориентированного высшего педагогического образования; обоснована совокупность теоретических требований к содержательно- технологическому обеспечению регионализации профессиональной подготовки учителя сельской школы; теоретически обоснована критериально-оценочная база, позволяющая определить эффективность данной регионализации.

Практическая значимость исследования: теоретические положения и методические материалы исследования обеспечивают необходимый качественный уровень регионально-ориентированной профессиональной подготовки учителя сельской школы в республиканском педвузе, сформированность у его выпускников профессиональной подготовленности к работе в сельской многонациональной школе; разработаны и внедрены в практику регионализации профессионально-педагогического образования в республиканском педвузе спецкурсы в рамках преподавания ОПД: «Актуальные вопросы методики обучения иностранному языку в сельской многонациональной школе», «Технологии обучения иностранному языку в условиях полиязычия», элективные курсы «Психология обучения иностранному языку в сельской многонациональной школе», «Основы педагогического мастерства учителя сельской школы» и др.; созданы учебно-методические комплексы, обеспечивающие регионально-обусловленную профессионально-педагогическую подготовку будущих учителей начальных классов и иностранного языка, иностранного языка, истории и иностранного языка. Результаты исследования учтены при разработке рабочих учебных планов в части национально-региональной компоненты и учебно-методических комплексов соответствующих дисциплин, использованы для совершенствования учебно-воспитательного процесса учреждений, занятых профессиональной подготовкой и переподготовкой педагогических кадров сельского социума. Материалы исследования могут быть использованы преподавателями педагогических вузов, колледжей для организации учебной, практической деятельности студентов, будущих учителей сельских школ. Предложенные материалы по регионализации профессиональной подготовки учителя сельской школы можно экстраполировать для использования в других регионах многонациональной России.

Положения, выносимые на защиту.

1. В сложившейся современной ситуации на рынке педагогического труда в сельских регионах Российской Федерации особое значение приобретает процесс регионализации профессионально-педагогического образования в многонациональных республиках, в частности, республиках Поволжья.

Педагогический университет республиканского уровня призван обеспечить регионализацию профессиональной подготовки учителя сельской школы, которая обусловлена следующими факторами: государственно-административными (особенности национально-образовательной политики российского государства в целом и субъектов федерации в частности; стратегические цели развития национально-региональных образовательных систем в стране и регионе и др.), нормативно-правовыми (предоставление субъектам Российской Федерации больших прав в сфере образовательного законотворчества в соответствии с ныне действующим Законом РФ «Об образовании»; наличие в субъектах РФ республиканских «Законов о языке», законодательных актов республиканского уровня, определяющих концепцию развития национально-региональных образовательных систем; предоставление вузам значительных академических прав и свобод при определении вузовского, национально-регионального компонента учебного плана в соответствии с нормативными актами о высшем образовании и др.), социально-экономическими (аграрная специализация значительной части экономического сектора республик региона Поволжья; необходимость сохранения контингента сельской молодежи для трудовой деятельности в регионе, развитие регионального рынка педагогического труда и др.); социокультурными (наличие мультилингвистического пространства сельского социума республик Поволжья; вариативность конфессиональных характеристик народов Поволжья, особенности взаимосвязей и взаимоотношений между народами республик Поволжья, специфика сельского образа жизни, стереотипов поведения, традиций народов и народностей, проживающих в регионе и др.); социально-педагогическими (необходимость развития адаптивности выпускников республиканского педвуза к работе в условиях сельской школы, обновлять содержание, организационные формы и технологии профессиональной подготовки учителей с учетом специфики региона и тенденций возрастания роли родного языка в обучении, воспитании, развитии личности, усиления этнизации содержания образования; создании конкурентоспособного пути развития регионального педагогического университета, удовлетворении потребности студентов в овладении широкопрофильной квалификацией и полифункциональной спецификой учителя сельской школы и др.).

2. Регионализация профессиональной подготовки учителя сельских школ – объективное социально-педагогическое явление, понимаемое как процесс и результат достигнутой полифункциональности, вариативности предоставляемых будущим учителям профессионально-образовательных услуг с учетом специфики педагогической деятельности в сельской полиэтнической местности. Данная регионализация направлена на продуцирование поликультурного мировоззрения учителя, создание условий для этнокультурной идентификации человека, на развитие толерантности, культуры межнациональной коммуникации.

Функциями регионализации профессиональной подготовки учителя для сельских школ являются: аксиологическая, лингвокультурологическая, профессионально-воспитывающая, адаптивно-компенсаторная, интегративно - культурологическая, социально-стабилизационная.


загрузка...