УПРАВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЕМ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (14.09.2009)

Автор: Маткивский Роман Алекссеевич

и специального медицинского осмотров

(на 100 детей).

Показатели Плановый осмотр педиатром и специалистами детской поликлиники Специальный выборочный осмотр

Кожа и подкожная клетчатка 0,5(0,03 37,7(2,5*

Аллергические проявления 2,6(0,2 20,9(1,9*

Органы дыхания 0,0(0,0 0,5(0,1

Система кровообращения 5,9(0,3 21,5(3,0*

Органы пищеварения 3,7(0,1 23,0(2,6*

Эндокринная система 12,0(0,8 14,1(1,5

Мочевыделительная система 0,5(0,02 1,0(0,2

Нервная система 5,2(0,4 51,8(3,7*

Органы зрения 2,6(0,2 10,5(2,1*

ЛОР-органы 4,7(0,3 22,9(4,1*

Костно-мышечная система 8,9(0,1 25,3(3,6*

Зубочелюстная система 0,5(0,01 18,3(2,8*

* p<0,05

Нарушена преемственность в работе участковой службы детской поликлиники и школьных врачей: почти в 3 раза объем сведений, имеющийся в документации школьного врача меньше данных поликлиники.

Результаты анализа диспансеризации больных в условиях детской поликлиники на примере детей с хронической патологией органов пищеварения свидетельствуют о недостаточной частоте врачебных осмотров; неполноте диагностического и лабораторно-инструментального обследования; низком охвате наблюдаемых детей восстановительным, противорецидивным и санаторным лечением (рисунок 4).

Рисунок 4. Анализ проведения диспансеризации детей с заболеваниями органов пищеварения (в % от числа нуждающихся)

По данным аналогичного исследования диспансеризации гастроэнтерологических больных в 1992-1995 гг. существенных изменений качественно-количественных показателей ее не отмечено. Выявленные недостатки в проведении диспансеризации гастроэнтерологических больных определили низкий уровень ее эффективности. За два года наблюдения отмечено утяжеление и обострение течения основного заболевания у 53,6% диспансерных больных. Основными причинами сложившейся ситуации, по мнению врачей, являются: низкая медицинская активность родителей, слабое материально-техническое оснащение детских поликлиник, а также недостаточный контроль со стороны органов управления детским здравоохранением за организацией и качеством диспансеризации больных детей.

Аналогичный анализ диспансеризации детей в поликлинике по другим профильным врачебным специальностям, подтвердил высокую потребность в восстановительном лечении всех наблюдаемых школьников (таблица 3).

Таблица 3.

Оценка полноты диспансерного наблюдения больных детей

по отдельным специалистам (от числа нуждающихся)

Специалист нуждались в оздоровлении (абс.) Получили оздоровление (%)

полное неполное не получили

1. Педиатр 100 4 65,0 31,0

2. ЛОР-врач 14 0,0 92,8 7,1

3. Офтальмолог 17 17,6 70,6 11,8

4. Невропатолог 16 6,2 56,2 37,5

5. Хирург-ортопед 12 0,0 66,7 33,3

6. Врач ЛФК 12 0,0 66,7 66,7

Итого 171 4,6 66,1 29,3

Результаты выполненного исследования позволяют считать, что городская детская поликлиника на сегодняшний день не обеспечивает необходимый объем диагностической, профилактической и лечебной помощи школьникам. Актуальными являются: поиск и внедрение новых современных методов оказания медицинской помощи больным; повышение профессиональных знаний врачей в вопросах диспансерного обслуживания; улучшение кадрового и материально-технического обеспечения детских поликлиник; повышение ответственности и контроля со стороны органов управления детского здравоохранения за качеством медицинской помощи больным детям.

3. Основные формы здоровьесбергающей практики общеобразовательных учреждений.

Среди факторов, активно влияющих на здоровье детей, школьное образование занимает одно из ведущих мест. Опыт свидетельствует, что более эффективным является организация оздоровительно-реабилитационных мероприятий непосредственно по месту обучения детей. Школа в этой ситуации выступает в качестве организующего и консолидирующего звена вокруг идеи укрепления здоровья детей и работы с семьей. Изучение здоровьесберегающей деятельности более 40 общеобразовательных учреждений г.Нижнего Новгорода и области позволило выделить три основные формы ее организации.

Первая форма - реализация в общеобразовательных учреждениях целевых медико-психолого-педагогических программ охраны и укрепления здоровья детей и подростков. Методологической основой данной формы является программно-целевой подход к обеспечению здоровьесбережения, который в условиях образовательного учреждения включает решение задач по сохранению и укреплению здоровья обучающихся на основе единства целей действующих программ обучения, воспитания, а также медицинского, психолого-педагогического и социально-правового сопровождения учебно-воспитательного процесса. К основным ограничениям данной формы можно отнести то, что реализуемые программы ограниченно способны решать комплексные проблемы здоровья ребенка, поскольку имеют достаточно жесткие целевые установки, как следствие, узкая направленность и специфичность результатов; также невысокая адресность назначения; относительно короткий срок полученного эффекта после окончания программы.

Вторая форма – организация на базе образовательных учреждений медико-педагогических подразделений, центров оздоровительной и реабилитационной помощи учащимся. Среди ограничений этой формы можно назвать высокую себестоимость медицинского обслуживания; двойное подчинение Центра администрации образовательного учреждения и территориальной детской поликлинике; и то, что для части детей с хроническими заболеваниями услуг центра оказывается недостаточно.

Третья форма здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения предусматривает оказание специализированной помощи детям, нуждающимся в длительном лечении. Такая форма чаще всего организуется в учреждениях интернатного типа и предусматривает построение учебно-воспитательной и оздоровительной работы в соответствии с состоянием здоровья детей. Основным ограничением этой формы является высокая себестоимость, не позволяющая охватить значительные контингенты детей, нуждающихся в медицинской помощи.

Проведенный анализ действующих форм здоровьесбережения выявил определенные ограничения, что снижает эффективность дальнейшего распространения здоровьесберегающей практики в образовательные учреждения и определяет поиск новых форм на основе современных концептуальных подходов.


загрузка...