УПРАВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЕМ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (14.09.2009)

Автор: Маткивский Роман Алекссеевич

Очевидно, что проблема здоровья приобретает медико-социальный характер, и на сегодняшний день не может рассматриваться с позиций только наличия или отсутствия болезней. При этом вопросы эффективной жизнедеятельности детей в условиях такой патологической нагруженности остаются недостаточно изученными.

В работах ведущих гигиенистов и физиологов ведутся поиски оптимизации соотношений потребностей индивида и его возможностей, которые определяют состояние благополучия и могут достигаться целями и средствами образовательного процесса (Безруких М.М. 2002, Куинджи Н.Н., Степанова М.И. 2004). На уровне общеобразовательной школы также аккумулируются социальные проблемы, определяющие потери здоровья детей (Ильин А.Г. 2005, Кучма В.Р., Рапопорт И.К. 2008). Вместе с тем, именно школа является местом, где можно проводить эффективную оздоровительную и реабилитационную работу среди детских коллективов. Одним из эффективных вариантов решения проблемы является внедрение в образовательных учреждениях комплексных медико-педагогических технологий. Опыт их практического применения свидетельствует о наличие значительных резервов улучшения здоровья учащихся (Усанова Е.П., Шарова Н.Н. 2004, 2005, Гладышева О.С. 2006, 2007, Жданова Л.А. с соавт. 2003, 2008). Существенным недостатком большинства имеющихся технологий является их групповая направленность и низкая адресность применительно к конкретному ребенку, не учитываются и не используются личностные особенности учащихся, которые могут существенно повысить эффективность этих программ.

Вышесказанное определяет актуальность настоящего исследования - повышение эффективности здоровьесберегающей практики общеобразовательных учреждений на основе личностно-ориентированного подхода как методологической основы формирования положительного потенциала здоровья учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и способностей. Терминологически личностно-ориентированное здоровьесбережение в условиях образовательного процесса определяется как ориентация деятельности образовательного учреждения на формирование здоровья школьника, позволяющая обеспечить становление личности ребенка, гармонично включенной в общественные отношения.

Цель исследования: совершенствование системы управления здоровьем школьников 7-17 лет на основе разработки и внедрения в деятельность общеобразовательных учреждений личностно-ориентированных здоровьесберегающих технологий.

Задачи исследования:

Обосновать необходимость совершенствования здоровьесбережения в условиях общеобразовательного учреждения.

С позиций личностного благополучия ребенка изучить изменения социальной дееспособности больных детей вследствие имеющихся хронических заболеваний.

Оценить эффективность работы детской поликлиники по обслуживанию учащихся общеобразовательных школ и организации профилактической и оздоровительной помощи больным детям.

Провести анализ существующих форм и методов деятельности общеобразовательных учреждений по охране и укреплению здоровья школьников и оценить их эффективность.

Сформулировать концептуальную модель личностно-ориентированного здоровьесбережения учащихся в условиях общеобразовательного учреждения и определить ее основные компоненты.

Определить основные направления личностно-ориентированного здоровьесбережения учащихся, условия их реализации и оценить эффективность.

В работе предлагается следующая концепция: на фоне низкого уровня соматического, психического и социального здоровья учащихся образовательных учреждений и в связи с повышением ценностной ориентации общества на личностное благополучие его членов здоровьесберегающая деятельность образовательных учреждений должна носить личностно-ориентированный характер. Это значит, что личность, в нашем случае ребенок, должна быть благополучной при возможно максимальном для нее состоянии здоровья, а общеобразовательное учреждение должно вносить в это благополучие существенный вклад.

Научная новизна выполненного исследования заключается в том, что впервые:

Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения рассматривается с позиций личностного благополучия ребенка, а не групповых или индивидуальных оценок. В результате в тактике работы специалистов, работа которых связана со здоровьесбережением школьников в условиях образовательного учреждения, изменяется система целеполагания, которая, наряду с традиционными подходами к охране здоровья ребенка предусматривает личностно-ориентированные составляющие, что позволяет оптимизировать их (специалистов) деятельность и добиваться более совершенных результатов.

Разработана информационная модель состояния здоровья современного школьника на основе многолетнего анализа (1990-х – 2000-х гг.) комплекса клинико-лабораторных показателей учащихся общеобразовательных школ одного из крупных промышленных центров России. В соответствии с ней большинство современных школьников имеют сниженную резистентность, определившую значительную распространенность пограничных состояний, морфофункциональных отклонений, хронической патологии.

Определены основные организационные формы здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений, включающие эффективные технологии активного формирования здоровья на основе комплексных медико-педагогических программ профилактики, донозологической реабилитации и восстановительного лечения непосредственно по месту обучения детей.

Обоснована эффективность дифференцированного обучения школьников в зависимости от состояния их здоровья. Это позволяет осуществлять комплектование классов (групп) учащихся с однородным потенциалом и ресурсами здоровья, и проводить координацию лечебно-профилактических, социально-реабилитационных и физкультурно-оздоровительных мероприятий в соответствии с функциональными возможностями детей.

Доказана необходимость медицинской реабилитации больных детей на основе оценки последствий болезней, как профилактическая мера предупреждения неблагоприятных исходов хронического заболевания и формирования инвалидности.

Обоснована концептуальная модель личностно-ориентированного здоровьесбережения в условиях образовательного учреждения и определены ее компоненты, включающие организацию гигиенически целесообразной личностно-ориентированной окружающей среды, формирование у ребенка способностей управлять своим здоровьем в целях достижения личностного благополучия.

Практическая значимость работы.

Обозначены новые пути и приоритеты в направлениях профилактической работы, гигиенического нормирования и регламентирования деятельности образовательных учреждений по вопросам здоровьесберегающей практики.

Для практического использования в условиях общеобразовательного учреждения разработана и апробирована модель дифференцированного обучения детей с разным уровнем здоровья и модель восстановления здоровья учащихся непосредственно по месту их обучения с использованием современных реабилитационных технологий.

Разработан и предложен к практическому использованию новый коэффициент «подвижности», с помощью которого становится возможным оценить темп и направление динамических изменений в показателях индивидуального здоровья и наглядно представить их в сопоставимых единицах для различных групп детей.

Для эффективной реализации здоровьесберегающей практики в общеобразовательных учреждениях с позиций доказательной медицины разработан новый комплексный критерий характеристики здоровья ребенка, объединяющий медицинские, психолого-педагогические и социально-психологические показатели.

Рекомендована к внедрению методика экспертной оценки диспансеризации больных детей для осуществления контроля над организацией и качеством диспансеризации.

Показатели развития и состояния здоровья современных школьников, ожидаемый прогноз и разработанные новые технологии повышения эффективности профилактической и оздоровительной работы в школе могут быть использованы центральными, региональными и местными органами управления здравоохранения и образования для принятия решений по различным аспектам охраны и укрепления здоровья детей и подростков.

Внедрение результатов исследования

Данные научных исследований вошли фрагментами в Муниципальную целевую программу «Здоровый ребенок» на 2001-2005 гг. (утв. постановлением Городской Думы г. Нижнего Новгорода №60 от 22.11.2000 г.) и в Комплексную межведомственную программу «Здоровье и образование в Нижегородской области» (утв. Постановлением Законодательного собрания Нижегородской области №67 от 17.03.98 г.).

Приказами управления образования и социальной защиты Администрации Автозаводского района г. Нижнего Новгорода утверждено научное консультирование автора диссертации районных экспериментальных площадок по темам: «Организация и развитие здоровьесбергающей деятельности образовательного учреждения: «Здоровье и будущее России» (Приказ №549 от 15.10.2008) и «Создание в школе медико-педагогического всеобуча по формированию здорового образа жизни участников образовательного процесса» (Приказ №515 от 16.10.2007).

Материалы исследования вошли в документы:

Значение медицинской активности семьи ребенка с хронической патологией органов пищеварения. Пособие для врачей. Утверждено Ученым советом Минздрава РФ 27.11.98 протокол №6. – Нижний Новгород. - 60 с.

Оценка образа жизни в реализации индивидуального подхода к работе с семьей ребенка, имеющего хроническую патологию органов пищеварения. Пособие для врачей. Утверждено Ученым советом Минздрава РФ 18.10.99 протокол №2. – Нижний Новгород. - 60 с.– Нижний Новгород: изд-во БАРС XXI век.- 2004 – 19 с.

Реабилитация детей с хроническими заболеваниями органов пищеварения в условиях поликлиники (показания, содержание, эффективность). Пособие для врачей. – Арзамас: изд-во АГПИ. - 2006.- 12 с.

Факторы риска формирования детской инвалидности вследствие хронических заболеваний органов пищеварения. Пособие для врачей. Утверждено Ученым советом Минздрава РФ 25.11.02 протокол №7. – Нижний Новгород: изд-во БАРС XXI век.- 2004 – 27 с.

Организация реабилитационного центра на базе образовательного учреждения. Пособие для врачей. - Н.Новгород: изд-во «Китеж» Петровская академия наук и искусств. - 1998.- 17 с.

Организация восстановительного лечения школьников с хроническими заболеваниями органов пищеварения в специализированном образовательном учреждении. Пособие для врачей. – Н.Новгород: изд-во «Китеж» Петровская академия наук и искусств. - 1998.- 15 с.

Нормативы физического развития школьников г.Нижнего Новгорода и области Пособие для врачей. – Нижний Новгород: изд-во Нижегородский гуманитарный центр. - 2002.- 36 с.

Методика экспертной оценки объема и качества диспансеризации больных детей. Методические рекомендации. Утверждены Министерством здравоохранения Нижегородской области 01.06.2003 г. – 2003. – 12 с.

Программа общеукрепляющих мероприятий и снижения заболеваемости школьников. Информационное письмо. – Нижний Новгород. – 2001.- 20 с.

Показатели состояния здоровья школьников (по данным эпидемиологических исследований 1991-1996 гг.). Справочные материалы/ Научный ред. Е.П.Усанова. – Н.Новгород: изд-во «Китеж» Петровская академия наук и искусств. - 1997.- 116 с.


загрузка...