СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА АНАЛИТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (14.09.2009)

Автор: Коростелёв Александр Алексеевич

Кроме того, протекающие в системе образования инновационные процессы предъявляют новые требования к уровню аналитической деятельности руководителей образовательных учреждений.

В результате происходит формирование аналитического подхода к управлению образовательным учреждением, который позволяет на основе педагогического анализа определить слабые и сильные стороны каждого члена коллектива, более рационально использовать его возможности и как учителя, и как управленца, знать мотивы педагогической деятельности, правильно использовать различные способы мотивирования и стимулирования в профессиональной деятельности, то есть обеспечить учет интересов не только школы, но и каждой личности в отдельности – от ученика до администрации (Ю.А. Конаржевский).

Введение аттестации и аккредитации общеобразовательных учреждений, а также руководящих кадров показало, что сегодняшнее состояние управленческой, и в особенности ее важнейшей составляющей – аналитической деятельности, не отвечает в полной мере сформулированным региональным критериям и государственным квалификационным характеристикам. Это обусловлено тем, что аналитическая деятельность руководителей образовательных учреждений страдает определенной структурной и технологической неопределенностью.

Определение четких целевых ориентиров развития образовательной системы, достижение которых требует значительного объема дополнительных ресурсов, актуализирует аналитическую деятельность как средство управления, обеспечивающее выявление приоритетных проблем развития и конкретизацию вариантов профессиональной деятельности руководителя, с тем чтобы момент реализации направляющих воздействий не запаздывал, а предопределял ее динамику.

В данном аспекте аналитическая деятельность позволяет руководителю изучить состояние образовательного процесса, результаты управленческой и педагогической деятельности, установить причинно-следственные связи, определить направления дальнейшего развития как системы управления, так и учебно-воспитательного процесса. Переход к новому подходу в управлении – аналитическому – обуславливает необходимость переосмысления многих положений педагогического анализа в профессиональной деятельности руководителей образовательных учреждений и обеспечение ее технологизации.

Проведенный многоаспектный теоретико-методологический анализ показал, что значительная часть научных трудов по избранному направлению исследования посвящена проблеме внутришкольного управления, в том числе и педагогическому анализу (А.А. Вербицкий, Т.М. Давыденко, В.И. Загвязинский, Т.И. Заславская, В.И. Ерошин, Г.Л. Ильин, Б.И. Канаев, Ю.А. Конаржевский, В.В. Краевский, В.С. Лазарев, А.М. Моисеев, В.М. Монахов, А.А. Орлов, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, К.М. Ушаков, Л.И. Фишман, Т.К. Чекмарева, Т.И. Шамова, П.Г. Щедровицкий, Е.А. Ямбург и др.), что свидетельствует об активной работе в данном направлении.

Выполненные в последние годы кандидатские диссертационные исследования рассматривают вопросы управления аналитической деятельностью педагогического коллектива (Т.В. Абрамова, 1996), проектирования системы информационно-аналитической деятельности (С.С. Аладышев, 2001; Т.В. Вдовина, 2003), организации контрольно-аналитической деятельности в условиях личностного подхода к образованию (Ю.М. Тулинцев, 1995). Диссертационных исследований, посвященных инновационному подходу повышения аналитической составляющей профессиональной деятельности руководителей образовательных учреждений, пока нет, хотя необходимость настоятельна и уже назрела.

Это объясняется тем, что вопрос технологизации аналитической деятельности внутришкольного управления достаточно труден для исследования ввиду недостаточной разработанности понятий «аналитическая деятельность», «технологизация аналитической деятельности», «инновационный подход к реализации аналитической деятельности» и соответственно диктует необходимость создания новых техник и технологий ее реализации в рамках совершенствования управления образовательным учреждением.

Изучение научной литературы и существующей практики показывает, что приоритетным направлением совершенствования управленческого процесса является повышение профессиональной компетентности руководящих кадров в области аналитической деятельности и обеспечении ее качества. Возрастание роли аналитической составляющей управленческой деятельности обусловлено необходимостью:

обеспечения целесообразности и педагогической обоснованности всех процессов, протекающих на уроке и в школе в целом (Ю.А. Конаржевский);

совершенствования учебно-воспитательного процесса и управления школой (Ю.К. Бабанский);

формирования мыслительной деятельности учащихся на уроке и управления педагогическим процессом на четко выраженной аналитической основе (В.П. Беспалько);

ликвидации цикличности в педагогической деятельности (В.А. Сухомлинский).

Изучение основных документов (анализа и плана работы) руководителей и педагогов показывает, что если планирование, контроль и организация управленческой деятельности четко установлены, то в отношении анализа – в первом лице он имеет существенные пробелы, а во втором – полное отсутствие за исключением отчетов, а ведь формирование анализа результатов всего образовательного учреждения должно строиться на жесткой иерархии (от частного к общему): учитель – предметная кафедра или методическое объединение – администрация.

Отсутствие базового анализа учителя, который должен являться первоосновой, свидетельствует о нарушении логики построения анализа результатов деятельности всей образовательной системы. Соответственно необходимо формировать и развивать аналитическую подготовленность педагога не только как учителя-предметника, но и как возможного будущего руководителя образовательного учреждения, иначе система образования не получит ни высококлассного предметника-специалиста, ни будущего профессионального управленца.

Многолетнее изучение состояния аналитической деятельности руководителей образовательных учреждений позволило выявить следующие недостатки:

несформированность научного уровня аналитической составляющей профессиональной деятельности руководителей ведет к снижению эффективности управленческого и учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении;

ограниченность традиционных методик анализа, не требующих специальной подготовки и соответственно не стимулирующих профессиональную деятельность руководителей образовательных учреждений к постоянному повышению своего профессионально-управленческого уровня;

необеспеченность взаимосвязи и взаимообусловленности основных документов внутришкольного управления: анализа и плана работы образовательного учреждения в профессиональной деятельности управленческих кадров;

недостаточность теоретической и практической подготовки управленческих кадров в системе повышения квалификации для успешного осуществления аналитической деятельности управления и обеспечения ее качества;

неразвитость целевой и обеспечивающей системы информационного обеспечения в аналитической подготовке профессиональной деятельности руководителей образовательных учреждений;

неразработанность теории и практики технологического построения аналитической составляющей профессиональной деятельности руководителя в управлении образовательной системой;

низкая квалификация значительной части административно-управленческого персонала не позволяет осуществлять развитие системы образования на основании внедрения эффективных форм и технологий организации и управления (Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы).

Наряду с выявленными недостатками разработка теоретических основ технологизации аналитической деятельности призвана обеспечить пути решения управленческих проблем, обусловленных усугубляемыми противоречиями между:

устоявшимися моделями функционального управления в профессиональной деятельности руководителей образовательных учреждений и динамичным характером различных изменений в образовательной системе;

усиливающейся значимостью аналитической составляющей в профессиональной деятельности руководителей образовательных учреждений и ее структурной неопределенностью во внутришкольном управлении;

возрастающей потребностью в эффективной аналитической обеспеченности профессиональной деятельности руководителей и отсутствием концептуальной разработки сущности, содержания и направлений ее технологизации и регламентации;

сложившейся системой профессиональной управленческой подготовки руководителей образовательных учреждений и индивидуально-творческим характером аналитической деятельности;

необходимым уровнем развития аналитического потенциала руководителей образовательных учреждений и реальным его состоянием в условиях полисубъектности внутришкольного управления;

увеличивающимся потоком различной управленческой информации и необходимостью ее генерализации при осуществлении аналитической деятельности управления образовательными системами;

существующими традиционными методиками осуществления анализа и необходимостью технологизации аналитической деятельности управления;

выдвигаемыми Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы перед управлением образовательной системой аналитическими задачами и профессиональной подготовленностью субъекта управления к их решению.

Названные недостатки и противоречия определили научную проблему исследования: как в условиях технологизации, информатизации и компьютеризации образования обеспечить качество аналитической подготовки и ее результативность в профессиональной деятельности руководителей образовательных учреждений? Недостаточная разработанность проблемы и практическая значимость ее решения обусловили выбор темы исследования: «Система повышения качества аналитической составляющей профессиональной деятельности руководителей образовательных учреждений».

Цель исследования – теоретико-методологическое обоснование и разработка системы повышения качества аналитической составляющей профессиональной деятельности руководителей образовательных учреждений.

Объект исследования – профессиональная деятельность руководителей образовательных учреждений.

Предмет исследования – система повышения качества аналитической составляющей профессиональной деятельности руководителей образовательных учреждений.

Гипотеза исследования. В основу гипотезы заложено предположение о том, что в условиях многофакторности и многоаспектности управления система повышения качества аналитической составляющей профессиональной деятельности руководителей образовательных учреждений будет способствовать эффективности осуществления аналитической деятельности внутришкольного управления, если:

развитие внутришкольного управления и деятельности управленческих кадров будет направлено на обеспечение аналитичности профессиональной деятельности руководителей образовательных учреждений в осуществлении системных и качественных изменений в образовательном учреждении;

типологизация аналитической деятельности будет определяться сочетанием различных научных подходов к управлению: системного, деятельностного, проблемно-ориентированного, инновационного, аксиологического, синергетического, социокультурного, рефлексивного и аналитического;

обновление понимания аналитической деятельности будет базироваться на ее утверждении в качестве ведущей профессиональной деятельности управленческих кадров и отвечать критериям соответствия основным видам управленческой деятельности, имеющей определенное содержание, процесс и структуру, способствующие одновременному взаимодействию функций обоснования (целеполагание, анализ) и функций действия (планирование, организация, руководство и контроль) управленческого цикла;


загрузка...