Стратегия сокращения предотвратимых потерь здоровья населения как целевая функция муниципальных органов управления (14.09.2009)

Автор: Кондракова Эльвира Васильевна

Кондракова Эльвира Васильевна

Стратегия сокращения предотвратимых потерь здоровья населения как целевая функция муниципальных органов управления

14.00.33 – Общественное здоровье и здравоохранение

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора медицинских наук

Москва - 2009

Работа выполнена в ФГУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздравсоцразвития РФ

Научный консультант доктор медицинских наук, профессор,

академик РАМН

Владимир Иванович Стародубов

Официальные оппоненты:

доктор медицинских наук, профессор

Алла Александровна Калининская

доктор медицинских наук, профессор

Галанова Галина Ивановна

доктор медицинских наук, профессор

Владимир Юрьевич Семенов

Ведущая организация

Российский Университет

Дружбы Народов

Защита состоится 27 ноября 2009 г. на заседании диссертационного совета Д.208.110.01 в ФГУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздравсоцразвития РФ по адресу: 127254, Москва, ул. Добролюбова, 11

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института

Автореферат разослан ______________________

Ученый секретарь Диссертационного Совета

кандидат медицинских наук Е.И.Сошников

общая характеристика работы

Актуальность

Трансформация общественных отношений в современной России затронула все отрасли социальной сферы, в т. ч. систему здравоохранения. Изменения федерального законодательства привели к перераспределению ответственности и компетенции органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. Условия жизни, укрепление и охрана здоровья, образование, рекреация и досуг, транспортная доступность объектов социальной инфраструктуры и другие аспекты, касающиеся жизнеобеспечения населения, и влияющие на продолжительность и качество жизни людей, в значительной мере оказались в ведении органов местного самоуправления (Стародубов В.И. и др., 2000, 2004; Щепин В.О. и др., 2006; Кучеренко В.З., 2004, 2007)

Подобные сдвиги в передаче значительной части государственных централизованно исполнявшихся полномочий на местный уровень не являются чисто российской спецификой. В 1970-1980-е годы волна децентрализации прошла по всей Европе. Она была связана, с одной стороны, с эволюцией функций государства (в первую очередь в сфере социальных услуг), которая требует приближения инфраструктуры на местах к потребителям услуг; с другой, - новыми социально-техническими процессами, которые стимулируют скорее развитие горизонтальных отношений, нежели вертикальных (Тиде В., 2004; Лапшина И. Е., 2006; Лафитский, Д. В., 2006; Пророк Т., 2006). Таким образом, перераспределение полномочий, прежде всего, в вопросах развития человеческого потенциала, на уровень местного самоуправления является универсальным процессом.

В развитых странах попытки внедрить программно-целевое развитие регионов предпринимались еще с середины прошлого века. Сейчас и в нашей стране на федеральном уровне выработан целый набор инструментов для реализации бюджетирования, ориентированного на результат. В связи с развитием местного самоуправления появилась необходимость разработки адекватных методологических подходов и инструментария для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, в том числе в сфере здравоохранения (Стародубов В.И., 2000, 2004; Вялков А.И., 2005, 2006; Кучеренко В.З., 2003, 2004, 2007; Флек В.О., 2004; Шамшурина Н.Г., 2005).

Потребность в нахождении адекватного ответа на существующие проблемы позволяет предложить выход в использовании критериев здоровья населения в качестве комплексных индикаторов для оценки деятельности органов местного самоуправления. Действительно, состояние здоровья населения является многофакторным феноменом, интегрирующим воздействие условий жизни, образа жизни населения и деятельность институтов, имеющих отношение к укреплению здоровья в рамках парадигмы межсекторальной ответственности (здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, охраны окружающей среды и т.д.). Таким образом, именно в показателях здоровья населения может найти адекватное отражение деятельность органов местного самоуправления.

Что касается ответственности муниципального уровня власти за здоровье населения, то, очевидно, что сокращение потерь здоровья населения не может возлагаться лишь на один уровень власти или управления, будь то уровень федерации, региона или муниципального образования. На каждом уровне есть ресурсы для воздействия на ситуацию, будь то первичная профилактика, этап своевременного выявления патологии и качественного лечения. Соответственно каждый уровень несет свою долю ответственности за предотвращение потерь здоровья населения (Тишук Е.А., Щепин В.О., 2001; Стародубов В.И., Михайлова Ю.В., Иванова А.Е., 2003; Стародубов В.И., Михайлова Ю.В., 2006; Михайлова Ю.В., Сабгайда Т.П., 2007). Таким образом, интегративным показателем эффективности деятельности органов местного самоуправления могут выступать именно предотвратимые потери здоровья, т.е. те потери, снижение которых является сферой ответственности органов местного самоуправления.

Цель - разработка методологии определения предотвратимых потерь здоровья населения на муниципальном уровне, как основы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления

Задачи:

- определить роль муниципального уровня управления в решении социальных задач в контексте реформ государственной власти;

- выявить факторы условий жизни и особенности социального состава населения муниципальных образований, влияющие на формирование здоровья населения;

- оценить территориальные различия заболеваемости и социальный профиль ее недоучета;

- выявить особенности инвалидности населения и адекватность отражения ею нарушений здоровья;

- определить тенденции и вариацию смертности населения в муниципальных образованиях края, и установить приоритеты ее сокращения;


загрузка...