Ранние этапы становления читательской деятельности в норме и при отклонениях в развитии (14.09.2009)

Автор: Гончарова Елена Львовна

Гончарова Елена Львовна

Ранние этапы становления читательской деятельности в норме и при отклонениях в развитии

Специальность 19.00.10 – коррекционная психология

Автореферат

диссертации на соискание

ученой степени доктора психологических наук

Москва – 2009

Работа выполнена в Учреждении Российской академии образования

«Институт коррекционной педагогики»

Официальные оппоненты: доктор психологических наук

Баенская Елена Ростиславовна

доктор психологических наук, профессор

Обухова Людмила Филипповна

доктор психологических наук

Венгер Александр Леонидович

Ведущая организация: Учреждение Российской академии образования «Психологический институт»

Защита состоится 26 ноября 2009 года в 14.00 на заседании диссертационного совета Д 008.005.01 при Учреждении Российской академии образования «Институт коррекционной педагогики» по адресу: 119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1.

С диссертацией можно ознакомиться в Учреждении Российской академии образования «Институт коррекционной педагогики».

Автореферат разослан «___» __________ 2009 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат психологических наук Алле А.Х.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Обращение к ранним этапам онтогенеза высших психических функций в контексте решения задач диагностики, коррекции и предупреждения нарушений на более поздних этапах развития традиционно для отечественной дефектологии. В рамках этой традиции представленная работа посвящена рассмотрению простейших, генетически ранних форм развития читательской компетентности и читательской деятельности, становление которых в норме происходит на дошкольном этапе приобщения детей к чтению. Представляется, что в случаях отклоняющегося развития они могут формироваться гораздо позже и с большими затруднениями, преодоление которых потребует специальной психолого-педагогической работы.

Актуальность исследования

Основной характеристикой современного цивилизационного процесса является построение открытого информационного общества. Прогресс в его развитии определяется степенью доступности информации членам сообщества. В связи с этим повышаются требования к уровню грамотности населения, переосмысливается и само понятие «грамотность». Под грамотностью чтения в международных исследованиях грамотности (PISA, PIRLS и др.) в настоящее время понимается способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения личных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.

Такой взгляд на грамотность, акцентируя ее социальное значение, выделяет функциональный, прагматический аспект чтения, подчеркивает приоритет его смысловой стороны над технической, создает установку на отслеживание продвижения в формировании читательской компетентности на всех этапах ее онтогенеза для достижения каждым ребенком необходимого уровня развития читательских способностей. Поддержка развития чтения и грамотности начинает осмысливаться как государственная проблема, решение которой возможно только в процессе открытого непрерывного образования (В.А.Бородина, Т.Г.Галактионова, Г.С.Ковалева, Ю.П.Мелентьева, Н.Н.Сметанникова, В.П.Чудинова, J.Gee, D.Street и др.).

Закономерно, что школьная успешность в овладении грамотностью начинает рассматриваться в связи с достижениями дошкольных этапов приобщения детей к чтению. При этом все более проясняется значение семейных традиций приобщения маленьких детей к чтению в процессе рассказывания и чтения вслух произведений детской литературы, а специалистами осознается, что именно в дошкольный период восприятия литературы «на слух» в норме закладывается фундамент дальнейшего читательского развития (З.А.Гриценко, О.Л.Кабачек, В.А.Левин, Н.Г.Малахова, И.И.Тихомирова, R.Jones, L.Leslie and L.Allen, L.Price and A. van Kleeck и др.).

Становится очевидным, что поддержка ранних этапов читательского развития особенно сложна в ситуациях, когда использование традиций раннего приобщения к чтению по объективным причинам ограничено или недоступно. Такие ситуации, типичные для сферы специального образования, порождают множество затруднений и нетипичных вариантов читательского развития. Задачи выявления, предупреждения и коррекции нарушений читательского развития, возникающие в таких случаях, требуют особенно точного представления о психологическом содержании ранних этапов читательского онтогенеза, его критических точках, важнейших направлениях и новообразованиях как в норме, так и при отклонениях в развитии.

Степень разработанности проблемы

В настоящее время дошкольные этапы приобщения к чтению все еще менее изучены, чем школьные. Однако детской педагогикой и психологией за историю их существования накоплены важные данные о разных аспектах «встречи» дошкольников с произведениями детской литературы (Т.И.Алиева, Б.Беттельгейм, Ш.Бюлер, Н.Н.Веракса, З.А.Гриценко, О.М.Дьяченко, А.В.Запорожец, О.Л.Кабачек, Е.Е.Кравцова, В.Т.Кудрявцев, В.А.Левин, Л.С.Славина, И.И.Тихомирова, Л.И.Эльконинова и др.). В последние годы растет и число исследований, в которых дошкольные этапы рассматриваются уже в контексте проблемы поддержки развития чтения и грамотности (M.Clay, А.Dyson, R.Jones, L.Leslie and L.Allen, L.Price and A.van Kleeck, W.Teale и др.).

В настоящее время, однако, исследования не дают еще ясного ответа на ключевые для понимания читательского развития и его поддержки вопросы о том, что, собственно, происходит с читательским развитием в дошкольном детстве. Этот период – время общеразвивающей подготовки ребенка к школьному обучению, когда складываются и предпосылки для развития читательской деятельности, или же это период, в котором читательское развитие берет свое начало как самостоятельная линия развития? Развитие ребенка как читателя начинается только при обучении чтению или, напротив, к началу школьного обучения основные компоненты читательской компетентности уже должны быть сформированы и далее происходит только их совершенствование?

Не имеет ответов на эти вопросы и дефектология, которая располагает ценными материалами об особенностях и условиях обучения чтению разных категорий учащихся: детей с нарушениями зрения (Г.П.Коваленко, Н.С.Костючек, Н.А.Крылова и др.); с нарушениями слуха (Н.Г.Морозова, Б.Д.Корсунская, С.А.Зыков, М.И.Никитина, Л.В.Никулина и др.); речи (Р.Е.Левина, Т.Н.Алтухова, Н.Л.Крылова, М.Н.Русецкая, Л.Ф.Спирова и др.); слепоглухих детей (И.А.Соколянский, О.И.Скороходова, Е.Л.Гончарова и др.); детей с интеллектуальными нарушениями (Г.Я.Трошин, В.Я.Василевская, Т.Б.Баширова, К.Карлеп, Л.А.Одинаева и др.); детей с задержкой психического развития (Н.А.Цыпина, Н.Л.Белопольская и др.) и ранним детским аутизмом (О.С.Никольская, Н.Б.Лаврентьева).

Однако и здесь большая часть исследований посвящена проблемам школьного возраста, где успешно решались задачи обучения разных категорий детей элементарной грамоте, разрабатывались подходы, обеспечивающие усвоение текстов школьной программы. Во многих исследованиях (Т.Н.Алтухова, Т.Б.Баширова, Е.Л.Гончарова, М.И.Никитина, Н.А.Цыпина и др.) были получены данные, свидетельствующие о дисбалансе между содержанием обучения чтению и уровнем развития читательской деятельности учащихся. Эти свидетельства не только послужили поиску более эффективных методов обучения, но и дали возможность задуматься о том, что недостатки читательской деятельности, выявленные у воспитанников разных типов специальных школ, могут быть связаны с нарушениями их читательского развития на более ранних его этапах.

Для проверки этого предположения необходимы данные о том, как проходят самые ранние этапы читательского развития в «особом» детстве. Такими данными сегодня не располагает ни одна из дефектологических областей.

Чрезвычайно ценные, но пока еще немногочисленные разработки в области приобщения к чтению дошкольников с нарушениями слуха, речи и эмоциональными нарушениями были направлены в большей степени на решение методических задач их обучения (Б.Д.Корсунская, Н.Б.Лаврентьева, Л.Ф.Спирова). Психологические проблемы и особенности ранних этапов становления читательской деятельности у детей с различными нарушениями в развитии не являлись предметом специального изучения на этапах становления и дифференциации отечественной системы специального образования. Актуальную для современного этапа развития специального образования разработку этих проблем затрудняет недостаточная разработанность научных представлений о содержании ранних этапов читательского развития в норме.

Таким образом, обращение к трудностям начальных этапов читательского развития детей с особыми образовательными потребностями стимулирует развитие понимания закономерностей нормального читательского развития. Прояснение же «шкалы» нормального читательского развития, особенно хорошо проработанной применительно к ее начальным этапам, в свою очередь, позволит спрогнозировать критические точки и специфику возможных «социальных вывихов» в период проживания этих ранних этапов той или иной группой детей.

Этими соображениями определяется актуальность темы исследования, его объект, предмет и цель.

Объект исследования: процесс развития ребенка как читателя.

Предмет исследования: ранние этапы становления читательской деятельности и читательской компетентности у детей в норме и при отклонениях в развитии.

Цель исследования: разработка теоретических и методических оснований диагностики, коррекции и предупреждения нарушений на ранних этапах читательского развития детей с особыми образовательными потребностями.


загрузка...