Трансформация и развитие социально-политических ориентаций учащейся молодежи  московского мегаполиса на рубеже ХХ – ХХI вв. (14.09.2009)

Автор: Бокарев Вячеслав Александрович

Мы считаем, что государство должно управлять ценностями молодежи через долгосрочную целенаправленную государственную молодежную политику. В этой связи ювенальная политика выступает как «государственная социально-управленческая функция». Однако сложившаяся в стране система управления не имеет реальных механизмов контроля и управления ювенальным полем ценностей и лишь предлагает альтернативный вариант стратегии поведения, набор ценностей социально-политического поля, адаптированный под ювенальное. При этом данная адаптация аппелирует не к представлениям молодых о своем будущем, к их ценностным ориентациям, а к представлению «отцов» о представления «детей». Именно поэтому разработка и реализация молодежных программ в России осуществляется по моделям либо социалистического пионерско-комсомольского толка, либо копирует виды деятельности существующего социально-политического поля (например, отделения для молодежи при партиях).

В этой связи диссертантом предлагается учитывать глубоко индивидуальные и поколенческие стратегии поведения молодежи, которые имеют в исследуемый период ярко выраженные черты пассионарности, стремления к виртуализации и конструированию новых моделей поведения.

В параграфе «Роль виртуального пространства в развитии социально-политического поля (анализ социологического опроса молодежи г. Москвы, проведенного на Интернет-порталах в 2008 г)» описано активное использование молодежью виртуального капитала как в конструировании константной, так и виртуальной социальной реальности.

Существующая сегодня низкая вовлеченность молодых людей в молодежные объединения и организации в противовес активному освоению виртуального пространства и участия в сетевых виртуальных сообществах заставляет думать о неадекватности реальным запросам молодежи существующих на сегодняшний момент социальных моделей.

Мы видим, что агенты (объекты) вторичной социализации – институты (субъекты реальной действительности) могут воздействовать на молодежь через создание своих копий в виртуальной реальности, либо посредством моделирования ситуаций возвращения молодых людей из виртуальной реальности в константную. Игнорирование виртуальной реальности, закрепление за ней статуса игровой (подобной хобби), а, значит, несерьезной деятельности, влечет за собой утрату контроля над моделями поведения поколения рубежа ХХ-ХХI века. Разрыв между поколениями может оказаться масштабней, чем это было ранее. Преемственность между поколениями, взаимопонимание и взаиморегулирование станет труднодостижимым. Потенциальная возможность выстраивания государственной политики на основе учета нарастающей виртуализации молодежного социума отмечается не только нами, но и другими исследователями как перспективное направление.

О возможности и необходимости управления ювенальным полем через освоение виртуального пространства написано немного, на практике указанные идеи не находят социальной реализации, в том числе и в силу недостаточной методологической проработанности. Наша позиция основана на том, что управление ценностями молодежи – это управление жизненными стратегиями данной конкретной социальной группы, опирающееся на управление социальным поведением личности в сложном многомерном мире. Гипотеза аргументируется результатами опроса, проведенного среди молодежи на интернет-порталах г. Москвы.

В параграфе «Молодежные движения как управляемое поле социально-политических ориентаций молодежи» подчеркивается, что, согласно нашей позиции и результатам анализа, огромное значение имеют различные формы организации молодежного движения. В целом, в развитии молодежного движения в России важно формировать представление о нем как о способе самореализации и возможности проявления социальной субъективности молодых людей. Определение молодежного движения как совокупности молодежных организаций в теоретическом отношении представляется нами слишком схематичным, но в контексте взаимодействия социальных структур отражает суть реальных общественных процессов. Особенно это важно для условий современной России. Если во времена ВЛКСМ такое определение было бы малопродуктивным, поскольку комсомол выступал как единая и фактически единственная молодежная организация в СССР, то в нынешних условиях в России действуют сотни молодежных организаций, а следовательно у молодых появилась возможность выбора, а у государства – необходимость его направлять.

В выводах по данной главе обобщаются существующие сегодня подходы к развитию молодежных и детских движений в современной России; обосновываются рекомендации по внесению изменений в концепцию общественно-государственного патернализма в молодежной политике.

Результаты проведенного нами многоаспектного, многоуровневого, социально-политического исследования позволяют констатировать:

- наличие современной трансформации от «общества идеалов» к «обществу потребления», которая воздействует на особенности формирования жизненных стратегий подрастающих поколений;

- социально-политические взгляды с учащейся молодежи базируются на таких символических аспектах как модные тренды, виртуальные социальные сети, престижность, узнаваемость, замена созидательного досуга отдыхом и развлечениями, поискам власти и статуса в виртуальном сообществе и др.;

- особенность молодежи как субъекта в социально-политическом поле является итогом неоднозначного процесса замены государственного гарантированного стабильного пространства на стихийно складывающуюся глобальную модель общества, с гипертрофированной, возведенной в абсолют, символической моделью потребления;

- проведенная типологизация молодежных субкультур выявила наличие субъективных предпочтений и приоритетов в становлении массового молодежного сознания;

- государственная молодежная политика должна носить целевой характер и опираться на следующие приоритеты: повышение активности самой молодежи, связанной с расширением потенциальных возможностей в ее социальном становлении, создание условий для реализации потребностей каждой возрастной группы молодежи (17-19 лет, 20-24 года, 25-30 лет); формирование целевых проектов и программ на государственном и региональном уровнях, подтвержденных нормативной базой, механизмами государственной поддержки, финансированием, средствами регулирования и контроля.

В Заключении подводятся главные итоги диссертационного анализа, формируются основные выводы и рекомендации по преодолению изученных проблем, определяются дальнейшие исследовательские и практические перспективы.

Нет сомнения, что исследование трансформации социально-политических ориентаций учащейся молодежи московского мегаполиса на рубеже ХХ – ХХ1 вв. является актуальной проблематикой современной социологической науки.

Осмысление предпосылок социальной нестабильности, повышенной уязвимости представлений самых молодых граждан страны является закономерным следствием известных процессов переходного периода нашего общества, что позволило сделать ряд выводов и умозаключений.

Автор выделяет ряд тенденций, влияющих на качественную специфику социализации учащейся молодежи:

- трансформацию от «общества идеалов» к «обществу потребления», сопряженную с потерей личностной целостности и ее поисками в сложном, многоуровневом мире;

- нарастающая в конце ХХ – начале ХХ1 века трансформация представлений молодежи о социальном капитале под воздействием влияния виртуальной реальности, участником которой все чаще становятся молодые люди, зачастую стремящиеся к виртуальному измерению реальной действительности;

- имеющая место в качестве модели поведения самоидентификация молодых через противопоставление экономического капитала культурному с подчеркиванием незначимости последнего;

- возможность и необходимость управления ювенальным полем, обусловленная его структурой, состоящей из системы разнородных витальных, личностных и социальных ценностей.

Позиция диссертанта основана на том, что управление ценностями молодежи – это управление жизненными стратегиями данной социальной группы, опирающееся на управление социальным поведением личности в трансформирующемся, виртуализирующемся обществе. Все эти процессы и тенденции оказывают огромное влияние на социально-политический климат как в среде молодежи, так и в обществе в целом. Именно поэтому важен системный детализированный анализ массового сознания молодого поколения в современных условиях. Результаты наших исследований подтверждают, что сегодня необходимо возродить общественно-государственный патернализм в молодежной среде, разработать ряд долгосрочных воспитательных программ, нацеленных на возрождение приоритетов общественно-полезного труда, потребности в патриотическом отношении к своему прошлому и настоящему, обычаям и традициям, культуре, природе и среде обитания. Необходимо всесторонне развивать чувство социальной солидарности и национальной консолидированности, личной включенности и сострадания. Несомненно, необходимо обратить пристальное внимание на возможность усиления роли ответственности института семьи в отношении позитивного воспитательного влияния на молодежь.

Учитывая положительное влияние на социализацию молодых людей таких традиционных государственных воспитательных институтов, как школа, внешкольные досуговые учреждения, армия и флот, представляется крайне важным укрепление их социального престижа в обществе.

Представляется насущной необходимостью разработка и принятие закона о молодежи, в котором была бы определена и изложена государственная концепция молодежной политики, позволившая выработать конкретные стандарты воспитательной работы с учащейся молодежью в школах, вузах и других учреждениях.

Завершая, можно констатировать, что основные негативные явления в социальном развитии молодых граждан, связанные, прежде всего, с ослаблением воспитательной роли как средней так и высшей школы, можно нивелировать таким образом, чтобы стимулировать нарастание положительных изменений и сведение к минимуму отрицательных тенденций. Использование в воспитательной работе с учащейся молодежью материалов, основных выводов и постулатов данной работы может способствовать совершенствованию гражданского воспитания молодого поколения, формированию у него созидательного сознания, мобилизации его сил и возможностей на скорейший выход из экономического кризиса, всесторонней стабилизации общественных отношений и институтов.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗЛОЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ РАБОТАХ:

Монографии

1.Бокарев В.А. Трансформация изменений социально-политических ориентаций молодежи на рубеже ХХ –ХХI вв., М.: Крылья, 2008. - 184 с. (11,5 п.л).

2. Бокарев В.А. Становление и развитие социально-политических ориентаций учащейся молодежи в конце 80-х – начале 90-х гг. (по материалам г. Москвы). Кандидат. диссерт. ИМРД, М., 1993.- 171 с. (11 п.л.)

3. Бокарев В.А. Становление и развитие социально-политических ориентаций учащейся молодежи в конце 80-х – начале 90-х гг. (по материалам г. Москвы). Автореферат диссертации. ИМРД, М., 1994. - 15 с. (0,7 п.л.)

Учебные пособия

4. Историко-краеведческий топонимический словарь района Ясенево. Учебно-методическое пособие. Под ред. Бокарева В.А. МКТС, М., 2006. – 44 с. (2,5 п.л).

5. Школьная пора. Из дневника учителя. Учебное пособие. Под ред. Бокарева В.А. МКТС. - М., 2008. – 24 с. (1,2 п.л).

Статьи в научных журналах, входящих в перечень ВАК РФ,

для публикации научных работ

6. Бокарев В.А. Молодежь как актор социально-политического поля: степень управляемости // Вестник Бурятского государственного университета. – Улан-Удэ, 2008. –№ 14. - С. 240 – 248 (0,8 п.л).

7. Бокарев В.А. От общества идеалов к обществу потребления: особенности управления социально-политическим полем в контексте парадигмальной трансформации общества // Гуманитарные и социально-экономические науки. - Ростов-на-Дону, 2008. - № 6. – С. 131-134 (0,3 п.л).

8. Бокарев В.А. Виртуальный капитал как разновидность символического капитала и модели поведения социальных акторов, стремящихся к его обладанию (на примере молодежи) // Вопросы культурологии. - М., 2009. - С. 94 – 99 (0,3 п.л).

9. Бокарев В.А. Управление социально-политическим полем в современном обществе // Социально-гуманитарные знания, 2009. Региональный выпуск. - С. 243-248 (0,3 п.л).


загрузка...