Оптимизация управления региональной профпатологической службой на основе интеграции медицинских и компьютерных технологий (14.09.2009)

Автор: Бесько Валентина Андреевна

Рис. 6 Логическая модель первичной профпатологической помощи (фрагмент)

Предложена структура регионального Центра профессиональной патологии с обозначением функций его подразделений, маршрутизации больных для прохождения первичной и повторной экспертизы связи заболевания с профессией, коррекции процессов реабилитации и профилактической деятельности, взаимодействия с другими ведомственными организациями (ВРОФСС, ТУ Роспотребнадзора, учреждениями МСЭ, Главным управлением труда, ВГМА) (рис. 7).

Рис. 7 Структурная схема построения Центра профессиональной патологии и его взаимодействия с подразделениями ГУЗ «ВОКБ № 1» и другими ведомственными организациями

В представленной структурной схеме организации непрерывной поэтапной реабилитации больных с ПЗ акцентирована необходимость интеграции деятельности первичного и специализированного звеньев профпатологической помощи, санаторно-курортных учреждений.

Предложенные и обоснованные логические модели процесса профпатологической помощи, первичной и повторной экспертизы связи заболевания с профессией, алгоритм предварительной диагностики ПЗ при самостоятельном обращении больного к врачу любой специальности (пример рис. 8, 9) ориентированы на унификацию тактики врачей при оказании профпатологической помощи на разных этапах для своевременного выявления профессиональной патологии и грамотного решения вопросов профпригодности, минимизацию диагностических ошибок, сокращение сроков между предварительной и заключительной постановкой диагноза и началом реабилитации больного.

Рис.8 Логическая модель повторной экспертизы связи

заболевания с профессией (фрагмент)

Рис.9 Алгоритм предварительной диагностики профессионального заболевания при самостоятельном обращении больного к врачу

Разработанные алгоритм и методика проведения углубленного медицинского осмотра в рамках национального проекта обеспечивают за счет стандартизации тактики врачей строгую последовательность, целенаправленность и скоординированность работы специалистов, проводящих осмотры; сокращение времени прохождения осмотра работником, рациональное использование диагностической и консультативной базы, адекватную дифференциацию работников по группам в соответствии с состоянием здоровья для дальнейшего оздоровления (рис. 10).

Рис. 10. Алгоритм проведения углубленного медицинского осмотра и диспансерных мероприятий

Алгоритмизированы тактические подходы к диспансеризации работников вредных производств и мониторингу диспансерных мероприятий. Предложенный алгоритм мониторинга диспансеризации по результатам углубленного медицинского осмотра обеспечивает оперативный анализ и своевременную коррекцию диспансерных мероприятий (рис. 11).

Рис. 11. Алгоритм мониторинга диспансеризации по результатам УМО

Шестая глава посвящена оценке эффективности применения разработанных инструментов управления в ходе реализации профпатологической службой приоритетного национального проекта «Здоровье». Охвачено профилактическими осмотрами 93% работников, занятых во вредных условиях, в том числе на предприятиях с наиболее высоким риском развития патологии: химической и нефтехимической промышленности (12,7%), авиационной (10,4%), машиностроительной и металлообрабатывающей (5,3%), предприятий по добыче и переработке строительных материалов (7%), сельского хозяйства (11,2%), транспорта и связи (11,5%), электроэнергетической отрасли (11,3%). Впервые широко охвачены профосмотрами работники бюджетной сферы (9%).

Более достоверно оценен уровень состояния здоровья работающих, который оказался низким. Только 38% признаны практически здоровыми, у 21,75% выявлены риски развития патологии, у 40,25% имеются заболевания той или иной степени выраженности, требующие лечения и влияющие на профпригодность работников (рис.12).

Рис. 12 Распределение по группам здоровья работников, прошедших дополнительные и углубленные осмотры в 2006-2007гг. (%)

Дифференциация осмотренных работников по группам состояния здоровья позволила четко определить алгоритм их дальнейшего обследования и оздоровления. В результате своевременно проведенных лечебно-оздоровительных мероприятий по вновь выявленным заболеваниям улучшились показатели здоровья у 10% работников, прошедших диспансеризацию (4,7% сняты с диспансерного учета и переведены в группу здоровых, 2,7% - во II группу в связи с регрессированием клинических проявлений, 1,7% – в III группу из IV и V вследствие стабилизации состояния и восстановления функций организма).

В процессе реализации мероприятий, проводимых в рамках национального проекта, выявлены дефекты медицинской помощи, относящиеся к диспансеризации больных не только с профпатологией, но и с другими заболеваниями.

С целью организации мониторинга состояния здоровья работающих разработана и внедрена в практическую деятельность компьютерная программа, включающая сбор, систематизацию и анализ информации, полученной в ходе реализации национального проекта, с последующим решением задач управленческого плана. В ходе эксплуатации программного комплекса получена достоверная информация об уровне и структуре заболеваемости в разрезе отраслей экономики, численности и составе контингента, работающего во вредных условиях, структуре вредных производственных факторов.

Результаты реализации разработанных и внедренных в практическую деятельность инструментов повышения качества профпатологической помощи позволили увеличить на 5% охват профилактическими осмотрами, на 0,3% активное выявление ПЗ, на 21 % выявление работников с ранними формами без утраты трудоспособности, на 7% выявление профпатологии у лиц трудоспособного возраста, на 28% диагностику общесоматической патологии; повысить уровень здоровья 10% работников, занятых во вредных условиях (табл. 5).

Динамика некоторых показателей деятельности профпатологической службы в рамках реализации национального проекта «Здоровье»

Таблица 5

№ п/п Наименование показателя Годы

2005 2007

Охват профилактическими осмотрами работников 95% от подлежащих 100% от подлежащих

Выявление работников с подозрением на ПЗ в ходе профилактических осмотров 0,3% от осмотренных 0,6% от осмотренных

Выявление работников с ранними формами ПЗ, без утраты трудоспособности 22% от выявленных 43% от выявленных

Выявление ПЗ у лиц трудоспособного возраста в ходе профосмотров 61% от выявленных 68% от выявленных

Выявление больных с общесоматическими заболеваниями в ходе профосмотров 10% от осмотренных 38% от осмотренных

Получение реабилитационной и экспертной помощи в ЦПП (абс.) 1145 чел. 1335 чел.

Сроки проведения экспертизы связи заболевания с профессией (абс.) 14,4 к/дней 11,6 к/дней

Направление на санаторно-курортную реабилитацию (абс.) 1237 чел. 1559 чел.

Лечение больных по программам реабилитации (абс.) 52 чел. 1094 чел.

Количество больных с достигнутым уменьшением степени утраты профессиональной трудоспособности (абс.) 85 чел. 420 чел.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Проведен анализ эффективности функционирования системы профпатологической помощи с подсистемами профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной деятельности, их блоками и элементами.

Изучен за многолетний период комплекс показателей, характеризующий качество медицинской помощи пациентам с профессиональными заболеваниями; определены основные причины недовыявления и несвоевременной диагностики профессиональной патологии.

Предложенные принципы дифференциации структуры заболеваемости по отраслям экономики, промышленности, территориальной принадлежности являются основой изучения роли специфического воздействия производственных факторов на развитие профессионально обусловленной патологии.

Осуществлено краткосрочное прогнозирование профессиональной патологии с верификацией прогнозных данных на базе нейросетевых технологий.

Систематизированы ошибки и их причины в профпатологической практике, что позволило выработать комплекс мероприятий по их минимизации.

Разработана и обоснована концептуальная модель региональной профпатологической службы с организационно-функциональной ее структурой на уровне первичного и специализированного звеньев, интеграцией и регламентацией совместной деятельности профпатологов с врачами общей лечебной сети, Региональным отделением Фонда Социального Страхования, учреждениями МСЭ, ТУ Роспотребнадзора, Управлением труда Воронежской области.


загрузка...