Дидактические условия развития личности в системе школьного естественнонаучного образования (14.09.2009)

Автор: Анохина Галина Максимовна

1.Содержательные и процессуальные аспекты системы личностно развивающего ЕНО формируются на основе интегрированных методологических принципов личностно развивающего обучения и системных принципов: целостности и адаптации, фундаментальности и системности, необходимого разнообразия, эффективного управления этим разнообразием и подчинения его цели личностного развития учащихся, обратной афферентации, «постепенно вводи новое не разрушай старое», синергизма и аттракции, проявляющихся в адаптации компонентов системы друг к другу и их содержания, реализующего природные познавательные потребности ученика в самостоятельном познании, общении, самоутверждении»; в органической связи естественнонаучного и гуманитарного компонентов содержания образования.

Система школьного ЕНО – дидактическая система обучения естественнонаучным дисциплинам – окружающий мир (природоведение), география, физика химия, биология и др., – входящим в систему в качестве подсистем. Системообразующий фактор – формирование целостной ЕНКМ. Системообразующие связи и интеграция осуществляются в содержании образования, образовательных программах, учебниках естественнонаучных предметов, контрольно-измерительных средствах с конкретизацией межпредметных тем и интегративных семинаров, конференций на этапе их предварительной разработки в отличие от существующей практики, затем в образовательном процессе посредством введения в них ситуаций, раскрывающих общность фундаментальных естественнонаучных понятий, диалектическую взаимосвязь явлений, законов природы, выявляющих гуманитарную составляющую этих дисциплин, формирующих нравственные ценности, знания о человеке, для его жизнедеятельности в современном мире. Ситуации, наблюдаемые в природе, быту, человеческом организме, реализующие общность, взаимосвязь изучаемых физических, химических, биологических процессов, законов вводятся с помощью приемов: постановка проблемы, напоминание, сравнение, сопоставление, пересказ, исторический экскурс, решение комплексных задач, интегративных семинаров и др.

В структуре содержания образования естественнонаучных предметов, вхо-дящего в содержание образования системы ЕНО в качестве блоков, наряду с традиционными видами опыта предметным и операциональным представлены виды личностного опыта ученика – самостоятельного добывания знаний, личностно-смысловой (ценностно-смысловой), рефлексивный, личностно-творческий, опыт социализации. В образовательном процессе предметно-когнитивный и операциональный опыт приобретают характер личностного, вследствие переживания учеником смысла, ценности и рефлексии изучаемого через интеграцию в логически и дидактически организованную научную информацию ситуаций, несущих в себе ценности и смысл познания законов природы, собственной жизни в природно-социальном мире, соединяющих социокультурный и реальный опыт (стихийные наблюдения и организованные учителем, проекты решения жизненно значимых проблем).

Личностно развивающая функция проявляется в субъектной и субъективно-рефлексивной позиции учеников при организации учителями предметов естественного цикла обучения как процесса познания при «добывании» знаний не только из учебника и без предварительного объяснения, проведении исследований, преодолении донаучных представлений в индивидуальной и дискуссионно-групповой деятельности. Образовательные продукты, полученные учащимися после проведенного самостоятельного эксперимента, защищенный проект, реферат, установка для опыта, выдаваемые учащимися в конце усвоения большого раздела дисциплины, выступают в роли дополнительных источников содержания образования.

2. Дидактические условия для личностного развития, включающего специфические мировоззренческие и личностные функции, базовые компетентности учащихся создает образовательная среда системы ЕНО, отвечающая требованиям, вытекающим из изначально присущих ребенку свойств и запросов личности – субъектности, рефлексии, свободы творчества, выбора ценностей и др. Свойства и запросы личности реализуются учителем в образовательном процессе, включающем факторы, механизмы личностного развития и закономерности усвоения знаний, с помощью личностно ориентированных ситуаций, содержащих в единстве познавательные и жизненно-практические проблемы, способствующих личностным проявлениям через методы и формы поисково-исследовательские, диалогического общения.

3. Занятия-исследования, занятия-поиски занимают доминирующее положение среди других форм учебных занятий. Технология занятия-исследования, занятия-поиска, инвариантная технологии системы ЕНО, коренным образом отличается от традиционной формы учебного занятия – урока по структуре (мотивирующее начало, индивидуальная работа, самостоятельный информационный поиск и исследование, работа в малых группах, межгрупповая дискуссия, индивидуальная работа по практическому преобразованию учебных знаний), содержанию и методам (новые виды личностного опыта, поисково-исследовательские, интерактивные методы), типам деятельности – учебной ученика и обучающей учителя. Обучение предстает как процесс познания, в котором ученик, являясь субъектом этого процесса, овладевает опытом социокультурным в результате приобретения опыта самостоятельного добывания знаний, личностно-творческого опыта в индивидуальной деятельности, рефлексивного опыта, опыта социализации в дискуссионно-групповой. В отличие от традиционного преподавание меняет свою форму, протекая как взаимодействие в «диалогической со-бытийной общности», в которой учитель организует процесс познания и управляет им, выступая в роли сотрудника, консультанта и партнера в совместной деятельности с учащимися, представляя свое решение на обсуждение наряду с детьми как итог после диалога в малых группах. Структура образовательного процесса представляет собой алгоритм содержательно-организационных действий педагога по поддержке ситуаций развития личности и реакций ученика – психологических состояний, активизирующих потребностно-мотивационную, ценностно-эмоциональную, рефлексивную, волевую, познавательную сферы личности.

4. В качестве психолого-педагогической основы обучения в системе школьного ЕНО выступает ситуационно-поисковый механизм, включающий учащихся в совокупность ситуаций учебных по сути, но преподнесенных в форме жизненных проблем, представляющих смысл для ученика и потому направляющих его на поиск информации, исследование, решение задач. Ситуационно-поисковый механизм обучения выступает как механизм развития личности ученика в процессе естественнонаучного образования, реализуется как последовательность ситуаций: активизирующих ценностно-смысловую сферу; актуализирующих переживания: кризиса компетентности и информационного запроса, потребности в самостоятельном познании; личностной самоорганизации и волевого усилия при вхождении в учебную деятельность; «открытия» свойств изучаемых явлений в собственных исследовательских опытах; самореализации и удовлетворения социально-психологических мотивов в признании другими; осмысления изучаемого и формирования рефлексивно-критического отношения к нему в совместной групповой деятельности; включения в творческий процесс усвоения знаний с выполнением заданий, имеющих практико-ориентированный характер; рефлексии собственного продвижения по пути становления образовательной компетентности.

5. Критериями эффективности системы ЕНО, создающего дидактические условия для личностного развития учащихся, являются самооценка, позитивная Я-концепция, самостоятельность, рефлексивность, креативность, а также умения: устанавливать связи и отношения между структурными компонентами системы научных знаний и реальными явлениями, процессами в природе, повседневной жизни; оперировать знаниями в решении познавательных и жизненных задач; в сформированности понятий; прочности знаний; высокой мотивации; освоенности фундаментальных понятий, методологических принципов, законов природы, умений применять их для объяснения явлений, происходящих в окружающей жизни, творчески использовать при создании собственных образовательных продуктов.

6. Развитие личности ученика в процессе естественнонаучного образования, характеризующееся повышением системности знаний, умением самостоятельно их приобретать и творчески использовать, планировать свою деятельность и оценивать результаты, интегрируется в способность к самоорганизации, проявляющейся в опыте рефлексируемого поведения с переносом его в различные сферы реальной жизни ученика. Cпособность к самоорганизации развивается в образовательном процессе, в котором реализуются не только обучение, но и учение, связанные с отношением, рефлексией и смыслом, ориентировочной основой действий выступает жизненная проблема, опыт решения жизненных задач, соединенных с социально-культурным опытом. Предметом активности ученика фактически становится не учебная задача, связанная с жизненной, которая отражается в сознании как самостоятельно поставленная цель, а самоорганизация интеллектуальных, волевых, нравственных усилий, ведущих к саморазвитию личности.

Объем и структура диссертации. Диссертация содержит результаты теоретического и экспериментального исследования, изложенные на 3234 страницах машинописного текста, и состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка литературы, состоящего из 374 наименований, включает 21 рисунок, 22 таблицы, 11 приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются объект, предмет, проблема исследования, формулируются цель, гипотеза и задачи исследования, раскрываются методы и этапы, отражающие логику исследования, выдвигаются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические основы проекти-рования системы естественнонаучного образования в средней общеобразовательной школе» раскрываются методологические основы исследования и проектирования ДС, обеспечивающей развитие личностного потенциала выпускника школы, включающего специфические мировоззренческие функции естественнонаучного образования, личностные функции и ключевые компетентности учащихся.

При проектировании системы ЕНО разрабатываемая концепция применяет интеграцию подходов: субъектный (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, С.Д. Смирнов и др.), деятельностный (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.), культурологический (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.), личностный (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), компетентностный (В.А.Болотов, В.В.Сериков, А.В. Хуторской и др.), системно-деятельностный (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, Н.Д. Никандров и др.), синергетический (В.Г. Буданов, И. Пригожин, И. Стенгерс, Г. Хакен и др.) – с целью поиска оснований для обеспечения личностно развивающей направленности целей, содержания, процессуально-организационных аспектов образовательной модели.

В соответствии с философскими и педагогическими аспектами сис-темного подхода (П.К. Анохин, В.Г. Афанасьев, Л. Берталанфи, И.В. Блауберг, В.С. Ильин, В.И. Кузьмин, Б.Ф. Ломов, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин, В.П. Беспалько, и др.) и вышеназванными подходами проведены морфологический, содержательный, структурный, функциональный, генетический анализ ДС, которые позволили представить целостную картину функционирования, развития ее внутренних и внешних характеристик и определить, когда система является развивающей, развивающейся и эффективной.

В систему ЕНО в качестве основных структурных компонентов вхо-дят: содержание естественнонаучного образования, учащиеся, учителя, цели, методы, формы, средства, образовательный процесс (рис.1).

Содержание ЕНО, состоящее из содержания предметов естественного цикла – физики, химии, биологии, географии и других со своими степенями свободы (специфическое содержание, цели, методика, средства), – является системообразующим компонентом ЕНО. Эти предметы объединяет изучение мира живой и неживой природы, особенностей отдельных форм движения материи и их взаимосвязей, общих законов развития природы, формирующих ЕНКМ и ведущих к становлению целостной НКМ. Системообразующий фактор – формирование ЕНКМ. Роль системообразующих связей, обеспечивающих целостность естественнонаучного образования и единство восприятия мира природы, включая человека, выполняют, прежде всего, фундаментальные физические теории: молекулярно-кинетическая, теория строения атома, квантово-полевая теория, электронная теория; фундаментальные законы и понятия: законы сохранения и превращения энергии, законы термодинамики, вещество, масса, молекула, атом, электрон; явления: диффузия, электролитическая диссоциация, электролиз, радиоактивность и другие, наблюдаемые в природе, быту, технике, человеке и применяемые в жизни. Согласно концепции в учебниках, задачниках, образовательном процессе предметов естественного цикла содержатся интегрированные задания, требующие от учащихся найти взаимосвязь физических, химических, биологических процессов в быту, природе, человеческом организме. Иногда эта взаимосвязь раскрывается в учебниках.

В данном исследовании разобщенность преподавания естественнонаучных предметов (несмотря на предпринимаемые попытки реализации межпредметных связей с указанием их в образовательных программах и методи-

Рис. 1. Структура системы естественнонаучного образования:

– прямые связи

– обратные связи

ческих пособиях) преодолевалась введением в образовательный процесс предметов естественного цикла ситуаций и интегрированных заданий, раскрывающих общность фундаментальных естественнонаучных понятий, взаимосвязь явлений, законов природы, знания о человеке. Названные ситуации и задания, устраняющие формализм и абстрактный характер знаний, вводились в образовательный процесс с помощью приемов: постановка проблемы, напоминание, сравнение, сопоставление, пересказ, исторический экскурс, задания в учебнике, решение комплексных задач, проведение интегрированных семинаров, решение проблем охраны окружающей среды, межпредметных проектов и др. (Экспериментальная программа – в приложении 11 диссертации).

Связываясь в структуру системы ЕНО, ДС обучения физике, химии, биологии и др. как компоненты передают ей часть своих функций, степеней свободы (знания о понятиях, законах, процессах), которые теперь выражаются «от лица коллектива» всей системы. «Коллективные переменные» – знания о физических, химических, биологических процессах в природе, быту, человеческом организме образуют более высокий иерархический уровень. Они описывают «в сжатой форме» смысл поведения и цели-аттракторы предметов естественного цикла системы ЕНО (зачем изучаются физические, химические, биологические явления, процессы). Конечная цель – НКМ. Нижележащие уровни занимают учебные предметы со своим содержанием, дающим локальные знания. Они являются короткоживущими переменными, по синергетическим представлениям. Вышележащие уровни – долгоживущими, описывающими реальную окружающую жизнь, применение теоретических физических, химических, биологических знаний в быту, природе, технике, человеческом организме.

ЕНКМ (НКМ) Мегауровень

«коллективные переменные», применение

теоретических физических, химических, Макроуровень

биологических знаний в жизни

массовые переменные, знания по Микроуровень

естественнонаучным предметам

Рис. 2 Иерархичность естественнонаучных знаний.

Принцип иерархичности, подчинения долгоживущим переменным короткоживущих, вышележащим уровням нижележащих приводит к самоорганизации системы в результате появления явлений бифуркаций (мегауровня, макроуровня, микроуровня), критических точек, рождающих новые знания, расширяющих мировоззрение.

В структуре содержания образования естественнонаучных предметов, вхо-дящего в содержание системы ЕНО в виде блоков, наряду с традиционными видами опыта предметным и операциональным представлены виды личностного опыта ученика – самостоятельного добывания знаний, личностно-смысловой, рефлексивный, личностно-творческий, опыт социализации (рис.1). В образовательном процессе предметно-когнитивный опыт и операциональный опыт приобретают характер личностного, так как он «переживается» учеником, а не «проходится» благодаря интеграции в предметный опыт личностно значимых ситуаций, опирающихся на донаучный личностный опыт взаимодействия с явлениями и процессами в природе, быту, человеческом организме (Гроза сопровождается громом и молнией; какие изменения в человеческом организме приводят его к гибели вследствие поражения молнией? После весеннего посева землю прикатывают катком, а летом ее рыхлят; зачем и почему совершают такие действия? И т. п.).

Предметный опыт усваивается в контексте жизненной ситуации, социогенных потребностей учащихся, открывающих для них смысл знания и учения, создающих условия для слияния «донаучного»личностного опыта ученика с социальным опытом, изложен ным в учебниках, позволяющих исключить личностную отчуждённость и абстрактность изучаемого. Актуализация такого рода ситуаций, формирующих виды личностного опыта, наиболее успешно происходит при использовании форм организации обучения – занятий-поисков, занятий-исследований со структурой, отличной от традиционного урока, в подвижных и временных группах с применением методов, соответствующих природным потребностям ребенка в общении, самостоятельном познании мира: диалогического общения, поисковых, исследовательских, игровых, проектных (рис.3) Традиционные уроки и объяснительно-иллюстративные, репродуктивные методы не исключаются при условии создания учителем личностно значимых ситуаций.

Личностно ориентированные ситуации, личностный опыт, межсубъектное общение, образовательные продукты, полученные учащимися после проведенного самостоятельного эксперимента, защищенный проект, реферат, установка для опыта, выдаваемые учащимися в конце усвоения большого раздела дисциплины, выступают в роли личностно развивающих средств.

Личности учащихся индивидуальны и неповторимы, но есть свойства, изначально присущие каждой личности: психическая и социальная активность, проявляющиеся в потребностях: самостоятельном познании, общении, свободе, самоутверждении и др., с учётом которых строится процесс обучения, применением методов и организационных форм, соответствующих запросам личности.

Профессионализм педагога определяется знанием закономерностей: развития человека на разных возрастных этапах, педагогического общения, усвоения знаний; наличием таких качеств, как рефлексивность, эмпатийность, общительность, способность к сотрудничеству, креативность, гибкость; «центрацией» на ученика как главную ценность своего труда.

Источниками целей личностно развивающей образовательной системы ЕНО являются: социальный заказ, выражающийся в объективных тенденциях развития общества, сам ученик, имеющий самостоятельную ценность и личностный образовательный смысл, педагог как субъект, наиболее эффективно реализующий «сущностную способность к созиданию другого» (И.А. Колесникова). Новообразования в ценностно-смысловой сфере воспитанников становятся главной целью школы (А.М. Кондаков, Н.Д. Никандров, В.В. Сериков, В.И Слободчиков А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др.). Социальный запрос состоит «не только в достижении предметных образовательных результатов, но, прежде всего, формировании личности учащихся».

Целесообразность в социальных системах выступает атрибутом, без которого система эффективно функционировать не может. Каждая подсистема, каждый элемент системы ЕНО действует во имя одной цели, стоящей перед системой как целым. Частные цели других компонентов ДС подчиняются этой основной цели, которая достигается через осуществление целей элементов и подсистем (иерархия целей). Каждый из учебных предметов естественного цикла выполняет свои функции – образовательные цели, задачи, методика в соответствии со спецификой содержания предмета, – но с единой целью системы ЕНО – личностное развитие, включающее мировоззренческую функцию, личностные функции, формирование компетентности как интегрального свойства личности. Эта генеральная цель «верхнего уровня» по мере перехода на каждый последующий уровень иерархии целей детализируется и формулируется в более конкретном виде при структурировании и преобразовании содержания изучаемого материала, используемых методов и приёмов обучения, развивающих творческое и критическое мышление. Конкретизация целей имеет место при выполнении заданий, связанных с активным поиском, организованным учителем с постановкой целей детьми самостоятельно.

Для устойчивого состояния образовательного процесса ДС необходимы: выполнение законов функционирования и развития педагогических систем, оптимальные значения параметров системы и условия эффективного управления процессом обучения, предполагающие умение учителя вызвать мотивацию деятельности учащихся с помощью приёмов, личностно значимых для детей, удивляющих и волнующих их, ситуаций, раскрывающих единство законов природы.

Реализуется комбинированное управление. Управление осуществляет учитель в сотрудничестве и партнерских отношениях с учащимися в процессе группового взаимодействия с использованием информационных технологий – информационного дистанционного обучения в классе, интерактивной доски. Самоуправление осуществляют ученики, самостоятельно работая с учебником и др. источниками, выполняя задания педагога на бумажных или электронных носителях информации, корректируя их решение через оперативную обратную связь в малых группах.


загрузка...