Дидактические условия развития личности в системе школьного естественнонаучного образования (14.09.2009)

Автор: Анохина Галина Максимовна

Методика

Дидактические средства

Дидактические средства

Методика

Методика

Теории: молекулярно-кинетическая, строения атома, электронная, квантово-полевая и др.

Законы: сохранения и превращения энергии, сохранения массы и др.

Понятия: вещество, молекула, атом, масса и др.

Явления: диффузия, электролитическая дис-социация, электролиз

Физические, химические, биологические процессы в природе, быту, технике, человеческом организме.

Занятия-исследования, занятия-поиски, самостоятельный эксперимент, лабораторный эксперимент, интегрирован. семинары, конференции, межпредметные проекты и уроки

Формы организации учебной работы

Индивидуальная, парная, групповая, межгрупповое взаимодействие (динамические пары), фронтальная.

Структура занятия-ис-следования, занятия-поиска: 1) мотивирующее начало; 2) индвид. работа; 3) информационный поиск, исследование; 4) работа в малых группах; 5) межгрупповая дискуссия; 6)практическое преобразование учебных знаний.

самосовершенствующаяся

Методы диалогического общения, проблемно-поисковые, проблемное изложение, исследовательские, имитационно-игровые, контекстные, проектные, работа с учебником, справочниками, таблицами и т.п.

Системные знания: основные структурные элементы системы научных знаний, связи между ними и реальными природными процессами

учащиеся

Регулятивы образовательного процесса

Целевые: создание условий для субъектности, самостоятельности, рефлексивности, креативности в образовательном процессе.

Содержательные: интегрированные виды опыта – предметно-когнитивный, операциональный, личностно-смысловой: «донаучный» личностный и учебный опыт естественнонаучных дисциплин; опыт самостоятельного «добывания» знаний, кинестетический, опыт социализации, рефлексивный, личностно-творческий.

Психолого-педагогические: смыслообразующая основа действий учащихся – ситуации в быту, природе, технике и др.; ситуационно-поисковый механизм обучения как процесс познания; деятельностно-творческая: ориентировочная основа действий, закрепившаяся в психологической организации ученика как «механизм самопреобразования». Учение – самостоятельная деятельность с учебником, заданиями на занятии, в которой используется опыт жизнедеятельности и формируется личностный опыт переживания смысла изучаемого. Развитие когнитивной и личностной сферы – результат деятельности, предметом которой является самоорганизация волевых, нравственных усилий по работе со своим внутренним миром в общении с другими личностями.

Критериальные: исполнение без помощи извне, инициатива, самоанализ, внутренний план действий, новизна, эвристичность.

Концепция обучения – личностно-деятельностный подход

Цели образовательного процесса

Уровни развития: первичного восприятия: оценочно-эмоциональный; рефлексивно-смысловой; внутренней установки и убеждений

Личностное развитие: самостоятельность, рефлексивность, креативность, ответственность, образовательн. компетентность

саморазвивающаяся

Механизм развития: смысл, переживания, рефлексия, диалог

Средства естественнонаучных дисциплин, ИЗО, музыки, литературы, нравственные ценности и др.

Компоненты: мотивационно-смысловой; целеполагающий, волевой, ценностно-эмоциональный, рефлексивно-критический

Метазнания, обобщенные планы, структурно-логические схемы, системно-обобщающие таблицы, графы, алгоритмы

Системно-обобщающие

СРЕДСТВА

Личностный опыт

Социализация, коммуникабельность, развитие мышления, самостоятельность и инициатива, избирательность, ответственность; самооценка, самоконтроль, самокоррекция, рефлексия

Межсубъектное общение

Личностно

развивающие

учителя


загрузка...