рл (14.04.2015)

Автор: енгш рло гш

Бедоева Ирина Алешеевна

ТРАДИЦИОННЫЕ ХМЕЛЬНЫЕ НАПИТКИ ОСЕТИН

(XIX – XX вв.)

Специальность 07.00.07. – Этнография, этнология и антропология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата исторических наук

Владикавказ – 2015

Работа выполнена в отделе этнологии ФГБУН «Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО – Алания»

Научный руководитель: Чибиров Людвиг Алексеевич,

доктор исторических наук,

Заслуженный деятель науки РФ,

профессор.

Официальные оппоненты: Арутюнов Сергей Александрович,

заведующий отделом Кавказа Института

этнологии и антропологии

им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН,

член-корреспондент РАН;

Рамазанова Зоя Буттаевна,

доктор исторических наук,

ведущий научный сотрудник

отдела этнографии Института

истории, археологии и этнографии

Дагестанского филиала РАН.

Ведущая организация: ФБГНУ «Кабардино-Балкарский институт

гуманитарных исследований РАН» (г. Нальчик).

Защита состоится 11 июня 2015 года в 18.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.248.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций по историческим наукам ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» по специальности 07.00.07. – Этнография, этнология и антропология по адресу: 362025 г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46, зал ученого совета.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова» г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46.

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации 9 апреля 2015 года, режим доступа: HYPERLINK "http://vak.ed.gov.ru" http://vak.ed.gov.ru , и на сайте СОГУ им. К.Л. Хетагурова, режим доступа: http://www.nosu.ru.

Автореферат разослан «___» мая 2015 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета

профессор Чеджемов Сергей Русланович

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В комплексе культуры жизнеобеспечения любого этноса решающая роль принадлежит таким подсистемам, как пища и напитки. Обеспечивая основную повседневную витальную потребность человека, они весьма значимы в перспективах сохранения этнокультурной преемственности. Стойкость и консервативность традиционных пищевых предпочтений осетин делает их изучение важным источником знаний об этнической истории этноса и его социокультурной эволюции.

Напитки (алкогольные и безалкогольные) составляют особый компонент традиционной системы питания, поскольку в них «выражаются ценностные, экономические, культурные вариации данного общества» при том, что «история их возникновения и распространения, как и в других элементах материальной культуры, позволяет исследователям получить важные сведения относительно образа жизни и отличительных черт народов мира».

Актуальность диссертационного исследования определяется двумя главными обстоятельствами. Во-первых, исследование традиционных напитков позволяет существенно расширить представления о традиционной культуре первичного производства и жизнеобеспечения этноса, о его духовной культуре и обрядовой жизни, оно вносит коррективы и дополняет существующие положения о народной экологии, традиционном природопользовании. Во-вторых, традиционные напитки сохраняются в современном быту, а некоторые из них включены в современные тенденции этнического брендирования. К примеру, древнейший ритуальный напиток осетин – пиво, его производство, как и культура потребления, популяризируется посредством проведения конкурса «Ирон бaeгaeны» («Осетинское пиво»), который реализуется Министерством культуры и массовых коммуникаций РСО – Алания. В этой связи, этнологи могут предложить этнокультурологическое сопровождение подобных проектов, методику и программу успешного этнокультурного брендирования с целью сохранения и популяризации достоверных сведений о традиционной культуре.

Настоящее научное исследование может поспособствовать не только сохранению, но отчасти и возрождению национально-культурного наследия осетин, а также стать частью комплексного научно-интегративного изучения истории и культуры осетинского народа. Весьма существенна коммуникативная обрядовая значимость напитков в социокультуре осетинского народа, а также связанные с ней этикетные нормы поведения и выработанные веками традиции застолья.

Хронологические рамки исследования определяются временем, когда сведения о бытовании отдельных хмельных напитков, а также о культуре их потребления стали фиксироваться в письменных источниках XIX – XX вв. При исследовании древнейших напитков ронг и aeлутон, в настоящее время вышедших из употребления, а в своё время занесенных на Кавказ ираноязычными предками осетин, осуществляется обращение к истокам этнической культуры осетин, что относится и к вину – сaeн, бытовавшему в скифское время, и араке – арахъ, появившейся у осетин только в послемонгольский период.

Территориальные рамки исследования охватывают места компактного расселения осетин – Республику Северная Осетия – Алания и Республику Южная Осетия.


загрузка...