Устойчивое развитие аграрной сферы региона: состояние, проблемы, концептуальные подходы (14.03.2011)

Автор: Цхурбаева Фатимат Хазбиевна

Таблица 10 - Основные организационно - экономические аспекты совершенствования системы размещения государственного

и муниципального рынка госзаказа

п/п Организационно-экономические аспекты

1. Возложить управление всей работой , связанной с госзаказами на Региональное агентство по организации и планированию госзаказов, сконцентрировав у него все финансовые ресурсы и осуществление сквозной системы мониторинга и контроля

2. Создать сквозную системы мониторига и контроля на уровне регионов и муниципалитетов, охватывающей всю цепочку контрактрования: планирования, размещения, реализация, мониторинг, приемка результатов и контроль исполнения

3. Обязать фирмы, претендующие на госзаказ, представлять как минимум двухлетний баланс с тем, чтобы избежать участия в конкурсе фирм однодневок

4. Проверять финансовое стояние фирмы перед заключением контракта, в частности стоимость ее активов и залогового имущества и материально -технической базы для выполнения заказа.

5. Ввести специальный регламент, позволяющий арбитражным судам в короткий срок решать проблемы расторжения контрактов, при их невыполнении и срыве сроков работ

Составлено автором.

Обеспечение устойчивого снабжения населения республики продуктами питания в том ассортименте, который позволяют производить природные условия, возможно в настоящее время за счет концентрации бюджетных средств для госзакупок в региональном агентстве по госзаказам, введения учета и жесткого контроля за расходованием бюджетных средств, открытости в организации конкурсов. Важным аспектом выступает централизация в рамках агентства закупок для нужд региона, включая потребности муниципалитетов. В тоже время возникают сложности с инфраструктурой организации госзакупок (холодильники, склады, транспорт и др.). Эту проблему следует решать как за счет строительства объектов на условиях государственно-частного партнерства, так и средств, привлекаемых на конкурсной основе заинтересованных организаций.

Кроме того, переход на стадию устойчивого социально-экономического развития региона предполагает включение в обеспечение производственного процесса всех экономических, социальных и организационных ресурсов. К таким ресурсам относится и дальнейшее развитие кооперации и интеграции вообще, а сельскохозяйственной - в частности. Учитывая наличие различных точек зрения на кооперацию и интеграцию, целесообразно, по нашему мнению, предложить обобщенное понятие, которое исходит из того, что в условиях рынка сущность кооперации и интеграции проявляются в добровольном объединении ресурсов физических лиц и юридических субъектов хозяйственной деятельности для производства и переработки продукции, а также оказания услуг на коммерческой основе по доступным для населения ценам и тарифам и создания конкуренции на рынке потребительских товаров. Рассмотрим объем и структуру оборота розничной торговли в РСО-Алания в динамике (табл.11).

Таблица 11-Объем и структура оборота розничной торговли в РСО-Алания

по формам собственности

Показатели Годы

2000 2005 2008

млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. %

Оборот розничной торговли, всего 6492,8 100 17104,8 100 37411,1 100

В том числе:

государственной и муниципальной 552,4 8,5 880,9 5,1 1009,0 2,7

частной 5668,4 87,3 15676,8 91,7 35868,6 95,9

потребительской кооперации 112,5 1,7 189,6 1,1 240,6 0,6

другие формы 159,5 2,5 357,5 2,1 292,9 0,8

Рассчитано автором по материалам статсборника «РСО-Алания в цифрах 2009».

Как видно из таблицы 11, роль потребительской кооперации в структуре розничного товарооборота снижается с 1,7% в 2000 г. до 0,6% в 2008 г., и это при том, что в стоимостном выражении объем продаж вырос с 112,5 млн. руб. до 240,6 млн. руб.

Более стремительно наращивает объем продаж частная торговля, и здесь в отсутствии конкуренции все большую роль начинают играть розничные цены, которые в условиях монополии частной торговли все время растут, увеличивая объем розничного товарооборота.

Для развития кооперации и интеграции в аграрном секторе РСО-Алания необходимо обеспечения ряда условий, которые наглядно приведены на рисунке 6.

Развитие кооперации и интеграции крупных сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий – важнейшее условие обеспечения устойчивого развития не только этих двух сфер, но и социальной стабильности за счет вовлечения в процесс продовольственного обеспечения основной массы хозяйств населения, (обеспечивающих до 50% производства сельхозпродукции). В РСО-Алания имеются достаточно солидные предприятия по переработке молока, оснащенные современным технологическим оборудованием: ОАО Гормолзавод «Северо-Осетинский», МУП «Моздокский сырзавод», ООО «Ираф-Агро», ООО Агрохолдинг «Мастер-Прайм-Березка», ЗАО молкомбинат «Альфа» и ООО Алагирский завод «Неженка».

Производственные мощности по выпуску плодовоовощных консервов составляют 41 млн. условных банок в год, используются же мощности на 30 %. Причиной низкой загруженности производственных мощностей является устаревшее оборудование, отсутствие современных фрукто- и овощехранилищ.

Имеющиеся складские мощности по единовременному хранению зерна и масленичных культур составляют 376,2 тыс. тонн. Из них в сельскохозяйственных предприятиях 151,2 тыс. тонн, в заготовительных и перерабатывающих - 225 тыс. тонн, в том числе 133 тыс. тонн составляют элеваторные мощности, из кторых в рабочем состоянии находятся 88 тыс. тонн.

ГУП «Моздокское хлебоприемное предприятие» с элеваторной мощностью 30 тыс. тонн единовременного хранения, в 2009 году выиграло тендер на хранение интервенционного зерна на 20 тыс. тонн. В настоящее время на предприятии хранится 3,0 тыс. тонн зерна.

Предприятием по производству крахмала и крахмалпродуктов в республике является Бесланский маисовый комбинат, производственные мощности которого позволяют переработать около 100 тыс. тонн кукурузы. В 2009году произведено 1920 тонн патоки или 21% к уровню 2005года. Учитывая, что республика является кукурузопроизводящей, на предприятии планируется проведение реконструкции мощностей цеха по производству глюкозы.

Положительная тенденция производства сельскохозяйственной продукции способствует сокращению дефицит сырьевых ресурсов для промышленной переработки и соответственно росту объемов производства основных видов продовольственной продукции.

За последние 4 года в республике выработка мяса увеличилась в 4,4 раза, колбасных изделий в 49 раз. Этому способствовали стабильное поступление на промышленную переработку не только ввозимого мяса, но и местного животноводческого сырья, внедрение новых технологий, более глубокое комплексное использование вторичных ресурсов. Однако, в настоящее время мощности этих предприятий загружены всего на 25-30%.

В период рыночных преобразований в республике созданы мини-пекарни, численность которых составляет около 200, общей мощностью 60,0 тыс. тонн продукции в год.

В Республике Северная Осетия-Алания действуют 17 современных и высокотехнологичных спиртзаводов, среди которых «Исток», «Балтийская волна», «Феникс», «Изумруд», «Забава». Среднегодовое производство этих заводов составляет 5400 тыс. дал этилового спирта, 7500 тыс. дал водки, ликероводочных изделий, 3700 тыс. дал шампанских вин, 4500 тыс. дал тихих вин.

Сопутствующими продуктами алкогольного производства являются высококачественные корма для животных, в частности барда. При внедрении на всех заводах республики оборудования по переработке барды с получением сухого кормопродукта европейского стандарта DDGS республика может производить до 500 тонн в сутки высококачественных, обогащенных протеином кормов. В этой ситуации уже нужно изыскивать инвестиции для строительства технически и технологически модернизированных откормочных комплексов по производству мяса КРС и свиней. Развитое высокоэффективное производство алкогольной продукции способствовало появлению в республике различных предприятий смежных производств: гофрокартонной тары, стеклотары, полимерной продукции, полиграфии и ряда других. Работа автомобильного и железнодорожного транспорта во многом связана с обслуживанием алкогольпроизводящей отрасли.

Существующие мощности спиртовых предприятий позволяют путем незначительной модернизации освоить новое перспективное направление по производству топливного этанола, что позволит занять значительный сегмент на формирующемся рынке возобновляемых источником энергии.

В целом предприятиями пищевой промышленности республики в 2009 году было отгружено продукции на сумму 906млн. руб. или в 4,4 раза больше, чем в 2005 году.

В этих условиях одним из главных направлений повышения экономической эффективности в отрасли является развитие различных форм кооперации и интеграции, производственных и экономических отношений между сельхозтоваропроизводителями, пищевой и перерабатывающей промышленностью, инженерной и рыночной инфраструктурой АПК, организациями по хранению и переработки сельскохозяйственной продукции, а также структур по ее реализации.

В сложившейся ситуации назрела необходимость поиска различных форм государственно-частного партнерства между сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями , которые бы обеспечивали повышение экономического интереса всех структур в их развитии. Развитие различных форм кооперации и интеграционных связей в РСО-Алания длительная и трудоемкая работа, требующая не только поддержки региональных органов управления, но и учета ее экономической эффективность.


загрузка...