Диалогический подход к формированию психологической готовности будущего учителя к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию (14.03.2011)

Автор: Дмитриева Людмила Геннадьевна

Дмитриева Людмила Геннадьевна

Диалогический подход к формированию психологической готовности будущего учителя к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию

Специальность 19.00.07 – педагогическая психология

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук

Самара 2011

Работа выполнена на кафедре психологии образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии

Научный консультант –

доктор педагогических наук,

профессор Валерий Максимович Минияров

Официальные оппоненты: член-корреспондент РАО,

доктор психологических наук,

профессор Ирина Александровна Баева

член-корреспондент РАО,

доктор психологических наук,

профессор Эвальд Фридрихович Зеер

доктор психологических наук,

профессор Галина Александровна Виноградова

Ведущая организация –

Санкт-Петербургский государственный университет

Защита состоится 2011 года в часов на заседании диссертационного совета Д.212.216.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора психологических/педагогических наук при ГОУ ВПО

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» по адресу: 443099 г. Самара, ул. Максима Горького, 65/67.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

Текст автореферата размещен на сайте ВАК referat_vak@obrnadzor.gov.ru 2 февраля 2011 г.

Автореферат разослан 2011 года

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук, профессор

Л.В. Вершинина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Демократизация общества диктует новые требования к формированию личности, осуществление которых принципиально невозможно без совместной деятельности субъектов образования. Одним из них в условиях становления гуманитарной парадигмы образования является требование субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе. Проблема субъект-субъектного педагогического взаимодействия является одной из ключевых в психолого-педагогической теории и практике и требует перестройки процессов обучения и воспитания субъектов образования с учетом диалогического фактора, который обеспечивает переход от авторитарной парадигмы образования к парадигме гуманитарной, реальное становление учащегося как субъекта обучения. В Концепции Федеральной программы развития образования подчеркивается возрастающая роль гуманизации образования в создании условий для подготовки конкурентоспособной и социально компетентной личности, успешной не только в профессиональном плане, но и в умении строить диалогичные отношения и решать жизненные задачи в диалоге с другими (Д.И.Фельдштейн, В.Ж.Келле, В.И.Панов, М.С.Байметова, Т.Ф.Плеханова).

Трудно переоценить теоретическую значимость вопроса субъект-субъектного педагогического взаимодействия как части фундаментальной психологической проблемы взаимодействия человека и мира. Между тем анализ научной литературы показывает, что проблема субъект-субъектного педагогического взаимодействия относится к числу недостаточно изученных, и требует дальнейшей разработки. Поэтому в современных психолого-педагогических исследованиях не существует однозначного ответа на вопрос: что же такое субъект-субъектное педагогическое взаимодействие?

Как показывает анализ научной литературы, это явление характеризуется большим разнообразием мнений, которые довольно сложно систематизировать (Б.Г.Ананьев, В.Н.Мясищев, Б.Д.Парыгин, Б.Ф.Ломов, К.А.Абульханова-Славская, В.В.Знаков, А.Б.Добрович, В.А.Поликарпов и др.). Сложившаяся традиция понимания субъект-субъектного педагогического взаимодействия как видового по отношению к субъект-субъектному взаимодействию интерпретирует его как процесс, отличающийся симметричностью психологических позиций субъектов образования, и не дает ответа на вопросы, возникающие в реальной практике образования, где имеют место совмещение позиций субъекта и объекта, участника диалога и его свидетеля, а также неравновесность психических состояний и асимметричность психологических позиций, вызванных личностными смыслами субъектов образования.

Проблема субъект-субъектного взаимодействия носит междисциплинарный характер и исследуется на философском, социально-психологическом и психолого-педагогическом уровнях.

На философском уровне понятие «субъект-субъектное педагогическое взаимодействие» как видовое по отношению к субъект-субъектному взаимодействию исследуется в следующих аспектах: генезис понятия «диалог» (Сократ, Платон, М.Бубер, В.С.Библер, М.М.Бахтин и др.), отношение человека к миру (Г.Гегель, Л.Фейербах, Т.А.Флоренская, В.Н.Мясищев), общение свободных суверенных личностей (Б.С.Братусь, С.Л.Братченко, С.А.Шеин), равенство психологических позиций и их асимметричность (М.М.Бахтин, М.Бубер, В.С.Библер, Ю.М.Лотман, А.А.Бодалев, Л.А.Петровская).

На социально-психологическом уровне явление субъект-субъектного педагогического взаимодействия рассматривается в ракурсе межличностного общения как специфической формы взаимодействия человека с другими людьми (Б.Ф.Ломов), диалогического стиля общения (В.Н.Кан-Калик, Г.А.Ковалев, Л.А.Петровская, А.К.Болотова, С.А.Шеин, С.Л. Братченко).

На психолого-педагогическом уровне исследуются процессуальные характеристики субъект-субъектного педагогического взаимодействия (Л.П.Петровская, Е.В.Коротаева, Г.В.Дьяконов), а также характеристики субъектов образовательного процесса – педагогов и учащихся (А.К.Маркова, А.К.Болотова, Л.А.Поварницына, В.А.Кан-Калик, С.Л.Братченко и др.).

Анализ научной литературы свидетельствует о наличии методологических и теоретических предпосылок для осмысления проблемы субъект-субъектного взаимодействия как родового по отношению к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию:

– в отечественной и зарубежной психологии сформировались подходы к определению сущности и содержания субъект-субъектного педагогического взаимодействия (М.М.Бахтин, А.А.Ухтомский, Т.А.Флоренская, К.Роджерс, Б.С.Братусь, Ф.Г.Майленова, Н.В.Амяга, Л.А.Петровская, Т.Ямагиши, В.А.Кан-Калик, С.Л.Братченко, С.А.Шеин, Е.В.Коротаева);


загрузка...