Методология непрерывной профессиональной подготовки учителя информатики к комплексному использованию личностно ориентированного и синергетического подходов (14.03.2011)

Автор: Богомолова Елена Владимировна

Рис. 3 Диаграмма распределения уровней готовности к реализации личностно ориентированного обучения

Анализ результатов позволил констатировать, что подавляющее большинство студентов, изучающих курсы по выбору, достигло отличного и хорошего уровня усвоения знаний. Результаты выполнения ДКР и самооценка знаний студентов подтвердили полученные результаты.

Уровень овладения способами деятельности (организационными, проективно-конструктивными, по использованию средств ИКТ, рефлексивными) определялся по самооценке и оценке независимых экспертов. Результаты исследования уровня сформированности основных групп умений студентов контрольных и экспериментальных групп представлены в таблице.

Таблица 1. Уровни сформированности профессиональных умений студентов экспериментальных и контрольных групп

Умения Уровни достижений

Оптимальный

Ку = 0,8 -1,0 Допустимый

Ку= 0,6 -0,79 Критический

Ку = 0,3 - 0,59 Недопустимый

Ку<0,3

Количество ответивших, %

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Организационные 13,3 28,4 36 45,6 41,7 26 9

Проективно-конструктивные 12,4 27,2 38,1 52,1 37,5 18,7 12 2

Применение средств ИКТ 11,7 35 35,3 53 42 12 11

Рефлексивные 7,8 24 40 54 45,2 26 7 2

Полученные результаты позволили утверждать, что уровень овладения способами деятельности в экспериментальных группах выше, чем в контрольных. Оценка независимых экспертов была подтверждена самооценкой студентов. Проверка значимости статистических различий (по А.А. Кыверялг) свидетельствует о достоверности полученных результатов.

Диагностика исследовательских умений осуществлялась на педагогической практике, при подготовке и защите выпускных квалификационных работ, подготовке выступлений на студенческих научных конференциях. Ее результаты позволили сделать выводы о формировании более высокой исследовательской компетенции у студентов экспериментальных групп по сравнению с контрольными группами.

Мотивационно-ценностная компонента, проявляющаяся в направленности студентов на педагогическую деятельность, развитие личностей учащихся в процессе обучения информатике, использование личностно ориентированного и синергетического подходов формировалась в процессе организации теоретического и практического обучения, прохождения педагогической практики. Результаты экспериментального определения коэффициента удовлетворенности профессией, показывают, что в экспериментальных группах 64,2% студентов имеют высокий уровень педагогической направленности, 21,8% – средний и 14% – низкий; в контрольных группах 41% студентов имеют высокий уровень педагогической направленности, 30,7% – средний и 28,3% – низкий. Что свидетельствует о большей направленности студентов экспериментальных групп на педагогическую деятельность по сравнению со студентами контрольных групп. Экспериментальное определение качеств личности показало также более высокую социальную направленность и направленность на использование личностно ориентированного и синергетического подходов студентов экспериментальных групп по сравнению со студентами контрольных групп.

Анализ результатов обучения учителей-предметников на курсах повышения квалификации в области теории и методики обучения информатике в начальной и профильной школе позволил констатировать, что подавляющее большинство учителей освоили теорию и методику обучения информатике на начальной ступени и теорию и методику профильного обучения информатике на отличном и хорошем уровне (86%). Проектирование учителями элективных курсов по информатике и защита проектов на высоком и хорошем уровне говорит об овладении ими необходимыми умениями.

Таким образом, опытно экспериментальная работа по подготовке учителей в области теории и методики обучения информатике на вузовском и послевузовском этапе позволила значительно повысить их профессиональную компетентность, подготовить учителей к использованию личностно ориентированного и синергетического подходов.

В целом результаты выполненного исследования свидетельствуют о достижении поставленной цели, решении сформулированных задач, получении таких теоретических и экспериментальных данных, которые подтвердили выдвинутую гипотезу и позволяют сделать следующие выводы.

Необходимость разработки методологии непрерывной профессиональной подготовки учителя информатики к использованию личностно ориентированного и синергетического подходов обусловлена задачами учителя по раскрытию способностей каждого ученика, воспитанию личности, готовой к жизни в информационном, высокотехнологичном, конкурентном мире, развитию мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов обучающихся, «приращению» их личностных достижений, развитию универсальных учебных действий, на решение которых нацеливают все последние образовательные программы, поддерживаемые государством.

Методология непрерывной профессиональной подготовки учителя информатики к использованию личностно ориентированного и синергетического подходов в общеобразовательной школе базируется на идее их комплексного применения. При этом личностно ориентированный подход является базовым в реализации личностно ориентированного обучения, синергетический подход - используется для интеграции разнородных составляющих системы подготовки, интенсификации процессов самообучения, самовоспитания и саморазвития обучающих и обучающихся, расширения и обобщения достижений личностно ориентированного подхода.

Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта непрерывной подготовки учителя информатики подтвердил тенденции развития профессиональной подготовки посредством внедрения в образовательный процесс элементов личностно ориентированного и синергетического подходов.

Уточненные на базе предлагаемой методологии основные компоненты непрерывной профессиональной подготовки учителей информатики к комплексному использованию личностно ориентированного и синергетического подходов в общеобразовательной школе (цели и задачи; содержание подготовки, включающее инвариантный и вариативный компоненты; методы, средства и формы подготовки, направленные на формирование личности учителя информатики как субъекта управления системой обучения в соответствии с принципами управления в открытых информационных системах) обеспечивают формирование готовности учителя информатики к использованию данных подходов.

Выполнение разработанных методических рекомендаций по внедрению методологии системы непрерывной профессиональной подготовки учителя информатики к комплексному использованию личностно ориентированного и синергетического подходов способствует ее эффективному внедрению в практику образования.

Основные публикации по теме ИССЛЕДОВАНИЯ

Статьи, опубликованные в научных изданиях, включенных в реестр ВАК РФ

Богомолова, Е.В. Персонализированное обучение в системе профессиональной подготовки учителя информатики / Е.В. Богомолова // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. – 2011. – № 1 (32). – С. 117-120. 0,4 п.л.

Богомолова, Е.В. Теоретические положения, определяющие методологию подготовки учителя информатики к комплексному использованию личностно ориентированного и синергетического подходов / Е.В. Богомолова // Российский научный журнал. – 2011. – № 1 (20). – С. 24-30. 0,45 п.л.

Богомолова, Е.В. Требования к личности учителя информатики в свете синергетического подхода / Е.А. Ракитина, Е.В. Богомолова // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. – 2011. – № 1 (32). – С. 179-182. 0,4 п.л.

Богомолова, Е.В. Организация системы подготовки учителей информатики на основе комплексной реализации личностно-ориентированного и синергетического подходов / Е.В. Богомолова // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. – 2009. – № 10. – С. 67-70. 0,4 п.л.

Богомолова, Е.В. Методология и дидактика подготовки учителей к реализации личностно-ориентированного обучения / Е.В. Богомолова // Вестник Мордовского университета. Серия: Педагогические науки. - 2009.- № 2. – С.146-150

Богомолова, Е.В. Особенности непрерывной подготовки учителей информатики за рубежом / Е.В. Богомолова // Информатика и образование. – 2008. – № 6. – С. 96 – 102. 0,4 п.л.

Педагогическая модель непрерывной подготовки учителей информатики в контексте личностно ориентированного и синергетического подходов / Е.В. Богомолова // Российский научный журнал. – 2008. – № 2 (3). – С. 84–91. . 0,5 п.л.

Богомолова, Е.В. Теоретические и методические основы совершенствования системы подготовки учителей в условиях личностно ориентированного и синергетического подходов / Е.В. Богомолова // Известия Волгоградского госпедуниверситета. – 2008. – № 6(30). – С. 127–130. 0,5 п.л.

Богомолова, Е.В. Подготовка преподавателей зарубежных стран к развитию личности обучающихся / Е.В. Богомолова // Вестник Российского государственного университета им. Иммануила Канта. – 2008. – Вып. 11: Сер. Педагогические и психологические науки. – С. 70 – 76. 0,5 п.л.

Богомолова, Е.В. Современные подходы к развитию системы подготовки учителей информатики / Е.В. Богомолова // Информатика и образование. – 2007. – № 10. – С. 76 – 82. 0,4 п.л.

Богомолова, Е.В. Программа курса «Теория и методика обучения информатике на начальной ступени» / Е.В. Богомолова // Информатика и образование. – 2007. – №1. – С. 86 – 99. 1 п.л.


загрузка...