Методология непрерывной профессиональной подготовки учителя информатики к комплексному использованию личностно ориентированного и синергетического подходов (14.03.2011)

Автор: Богомолова Елена Владимировна

- наличием различных концепций успешной реализации личностно ориентированного и синергетического подходов в обучении и недостаточным отражением этих идей в содержании непрерывной профессиональной подготовки учителя информатики;

- необходимостью обеспечения современной школы учителями информатики, знакомыми с основными тенденциями развития педагогической системы в контексте личностно ориентированного и синергетического подходов и особенностями их реализации в России и развитых зарубежных странах, понимающими необходимость внедрения новых моделей образования, и отсутствием целенаправленных исследований, направленных на модернизацию системы непрерывной подготовки учителя информатики в отечественной педагогической науке в данном контексте.

Обобщая вышесказанное, в качестве основного противоречия нашего исследования было выбрано противоречие между возросшими требованиями к качествам личности учителя информатики, необходимым для осуществления личностно ориентированного обучения в условиях нарастающей неопределенности и неполной прогнозируемости педагогических ситуаций, и неспособностью существующей системы профессиональной подготовки обеспечить развитие у них этих качеств.

Анализ противоречий определил проблему исследования: каковы теоретико-методологические основы профессиональной подготовки учителя информатики к комплексному использованию личностно ориентированного и синергетического подходов и методические условия ее реализации.

Объект исследования – непрерывная профессиональная подготовка учителя информатики.

Предмет исследования – методология, теория и практика профессиональной подготовки учителя информатики к комплексному использованию личностно ориентированного и синергетического подходов.

Цель исследования заключается в решении научной проблемы разработки методологии непрерывной профессиональной подготовки учителя информатики к комплексному использованию личностно ориентированного и синергетического подходов, создании на ее основе соответствующей методической системы.

Гипотеза исследования: подготовка учителей информатики будет в большей степени соответствовать современной образовательной парадигме, декларирующей в качестве главной цели развитие субъектов образовательного процесса, если:

в методологической базе подготовки будет значительно усилена роль личностно ориентированного и синергетического подходов, направленных на всесторонний учет в педагогическом процессе личностных особенностей обучающихся и синергетических свойств среды;

применение концептуальных идей личностно ориентированного и синергетического подходов будет носить комплексный характер, а именно: подготовка учителей к реализации основных положений данных подходов в будущей профессиональной деятельности будет осуществляться на методологической базе этих же подходов;

разработаны модели специалистов – учителей информатики для начальной, основной и профильной ступеней общеобразовательной школы, отражающие необходимый опыт, компетенции и требования к профессионально важным свойствам личности с учетом специфики пропедевтического, базового и профильного общеобразовательных курсов информатики и возрастных особенностей обучающихся, являющиеся ориентирами профессиональной подготовки

на основе всестороннего анализа и творческого использования опыта подготовки учителя информатики в России и зарубежных странах определена совокупность принципов, организационных форм, содержания, методов и средств подготовки и переподготовки учителя информатики, способствующих развитию личностных качеств учителя, необходимых для реализации личностно ориентированного и синергетических подходов в профессиональной деятельности;

методологически и организационно обеспечена непрерывность и преемственность подготовки на разных ступенях профессионального образования (колледж, вуз, курсы повышения квалификации и переподготовки) и уровнях подготовки (учитель информатики начальной, основной, профильной школы);

разработана модель методической системы профессиональной подготовки учителя информатики, предусматривающая широкий спектр образовательных стратегий, дающих студентам возможность выстроить свою образовательную траекторию, и направленная на формирование готовности педагога к комплексному использованию личностно ориентированного и синергетического подходов; содержание непрерывной подготовки учителей информатики разработано в соответствии с данной моделью и позволяет реализовать идею вариативности, преемственности, открытости.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:

1. Выявить и систематизировать требования к качествам личности учителя информатики начальной, основной и профильной школ как ориентиров его подготовки в свете реализации современных концепций обучения информатике и тенденций перехода к обучению, центрированному на личность (как обучаемого, так и педагога), в условиях открытого образования и нарастания неопределенности педагогических ситуаций.

2. Проанализировать диалектику развития методологии подготовки учителя информатики с целью определения роли и функций личностно ориентированного и синергетического подходов.

3. Раскрыть феноменологию развития системы подготовки учителя информатики, определить направления и условия непрерывной подготовки как факторов повышения готовности учителя к реализации личностно ориентированного обучения. В том числе проанализировать современное состояние процесса подготовки учителя информатики в России и развитых зарубежных странах к использованию личностно ориентированного и синергетического подходов.

4. Разработать методологические принципы, уточнить и дополнить совокупность методических принципов непрерывной подготовки учителя информатики, обеспечивающих формирование его готовности к применению личностно ориентированного и синергетического подходов в профессиональной деятельности.

5. Разработать структурно-функциональную модель непрерывной подготовки учителя информатики и определить пути её реализации в совокупности методических систем для различных ступеней подготовки учителя информатики (бакалавр, специалист, магистр, повышение квалификации, переподготовка) и планируемых уровнях преподавания информатики (начальная, основная, профильная школы).

6. Апробировать методические системы, разработанные для различных ступеней подготовки учителя информатики и проанализировать результативность предлагаемой методологии.

7. Разработать методические рекомендации по внедрению результатов исследования в практику подготовки современных учителей информатики.

Методологическую основу исследования составляют философские, педагогические и психологические положения о генезисе образования, его методологии и парадигмах, влиянии общего и профессионального образования на становление человека в современном мире, личности как ведущей ценности образования, социальной, деятельностной и творческой сущности личности; мировоззренческие и психолого-педагогические подходы к решению проблем центрирования образования на личность обучающегося; теория информатизации образования в части развития личности обучающегося, становления личности и деятельности педагога, содержания и организации профессиональной подготовки учителя информатики; идеи синергетики о развитии сложных систем, в том числе систем образования; положения нормативно-правовых документов об образовании, подготовке преподавателей; теория и методика информатики. Методологическим ориентиром исследования выступают личностно ориентированный, синергетический, аксиологический, компетентностный, исторический исследовательский подходы.

Теоретической основой исследования являются положения, концепции и теории, раскрывающие особенности современного состояния образования, педагогической науки С.И. Архангельского, Е.В. Бондаревской, И.А. Зимней, В.В. Краевского, А.А. Кузнецова, Н.В. Кузьминой, В.С. Леднева, А.М. Новикова, В.А. Сластенина, В.В. Серикова и др. и проблемы методологического обеспечения педагогической теории Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, А.Л. Денисовой, В.И. Загвязинского, Е. Н. Князевой, В.В. Краевского, В.А. Сластенина и др.; фундаментальные работы в области: теории и методологии педагогики Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, В.В. Краевского, В.В. Кузнецова, М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина, М.А. Чвановой и др.; поиска новой парадигмы образования Б.Г. Ананьева, Ш.А. Амонашвили, И.А. Зимней, Б.Ф. Скиннера, Дж. Равенна и др.; синергетики и теории самоорганизации С.П. Курдюмова, И. Пригожина, И. Стенгерс, Г. Хакена и др.; использования идей синергетики в системах образования B.C. Безруковой, M.B. Богуславского, Е.В. Бондаревской, Л.Я. Зориной, В.А. Игнатовой, С.М. Окулова, и др.; развития личности в обучении С.Л. Рубинштейна, А.В. Петровского, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др.; теории личностно ориентированного образования Н.А. Алексеева, Е.В. Бондаревской, Э.Ф. Зеера, А.В. Петровского, В.В. Серикова и др.; профессиональной подготовки учителя О.А. Абдулиной, Н.Г. Астафьевой, Е.В. Бондаревской, Б.Т. Лихачева, В.А. Сластенина, М.С. Чвановой и др.; педагогической деятельности учителя как целостной системы В.И. Андреевой, Ю.К. Бабанского, Н.В. Кузьминой и др.; личностных проявлений педагогов в профессиональной деятельности, их взаимоотношения с учащимися Е.И. Рогова, Т.Н. Мальковской, А.В. Петровского и др.; современной теории педагогического образования С.И. Архангельского, В.П. Беспалько, Н.В. Кузьминой, Б.Т. Лихачева, В.А. Сластенина и др.; информатизации образования, становления и развития школьного курса информатики С.А. Бешенкова, Я.А. Ваграменко, А.П. Ершова, А.А. Кузнецова, Э.И. Кузнецова, М.П. Лапчика, В. С. Леднева, Е.А. Ракитиной, И.В. Роберт и др.; профессиональной подготовки будущих учителя информатики в педагогическом вузе Т.А. Бороненко, Т. В. Добудько, А.А. Кузнецова, Э.И. Кузнецова, М.П. Лапчика, М.В. Швецкого и др.; теории и практики персонализированного обучения Н.А. Зинченко, М.С. Сальяновой, А.Г. Солониной, В.В.Солонина и др.; теории и практики модульного обучения, его роли в формировании личности обучаемого Т.С. Георгиевой, В.В. Родиной, И.Б. Сенновского, П.А. Юцявичене и др.; оценки качества и эффективности образования В.П. Беспалько, Н.В. Кузьминой, И.И. Трубиной и др.; проведения педагогического эксперимента М.И. Грабаря, К.А. Краснянской, А.А. Кыверялг, А.М. Новикова и др.

С целью проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовались методы исследования: теоретические: анализ философско-методологической, психологической, педагогической и методической литературы по проблематике исследования, анализ школьных и вузовских учебных программ, учебников и учебных пособий, теоретическое моделирование; общенаучные методы: анализ, синтез, аналогия, сравнение, сопоставление, обобщение, классификация, систематизация, моделирование, наблюдение, анкетирование; общелогические: сравнение и обобщение отечественного и зарубежного опыта подготовки преподавателей в области информатики; экспериментальные: констатирующий, поисковый, обучающий и контрольный эксперимент; статистические: статистическая обработка данных анкетирования и результатов эксперимента.

База исследования: Рязанский государственный университет, Московский государственный гуманитарный университет, Мордовский государственный университет, Рязанский институт развития образования, МОУ «Информационно-диагностический (методический) центр» г. Рязани, школы г. Рязани (№№, 14, 38, 67 и др.) и Рязанской области.

Этапы исследования

Рефлексивно-поисковый (1997-2002 гг.) этап. Изучалась степень разработанности проблемы в отечественной и зарубежной науке и практике, анализировалась философская, культурологическая, педагогическая, психологическая и методическая литература, изучался отечественный и зарубежный опыт подготовки учителя информатики, анализировались возможные направления совершенствования профессиональной подготовки учителя информатики. Были сформулированы исходные методологические позиции исследования, разработаны первоначальные варианты модели современного учителя информатики и многовариантной модели методической системы.

Опытно-экспериментльный (2002-2007 гг.) этап был ориентирован на экспериментальное исследование путей повышения эффективности профессиональной подготовки учителя информатики на основе личностно ориентированного и синергетического подходов. На этом этапе продолжалось углубленное изучение литературы, были определены теоретико-методологические основы профессиональной подготовки учителя информатики к комплексному использованию личностно ориентированного и синергетического подходов, совокупности принципов, форм, методов и средств подготовки, элементы методической системы подготовки учителя информатики внедрялись в практику работы вузов и курсов повышения квалификации для выявления условий ее эффективного функционирования

Обобщающий этап (2007-2010 гг.) – был посвящен систематизации, обобщению, обработке и анализу полученных результатов исследования, выработке рекомендаций по внедрению методологии в образовательную практику, подготовке и публикации монографий, завершению оформления докторской диссертации.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

научно обосновано положение о том, что в условиях модернизации российского образования личностно ориентированный и синергетический подходы при условии их комплексного применения выступают наиболее адекватной методологической базой профессиональной деятельности учителя информатики, являясь в то же время методологической базой профессиональной подготовки и переподготовки учителя информатики к использованию этих подходов;

разработаны модели специалистов – учителей информатики для начальной, основной и профильной ступеней общеобразовательной школы, отражающие необходимый опыт, компетенции и требования к профессионально важным качествам личности, с учетом специфики пропедевтического, базового и профильного общеобразовательных курсов информатики и возрастных особенностей обучающихся;

разработана методология непрерывной профессиональной подготовки учителя информатики к комплексному использованию личностно ориентированного и синергетического подходов включающая методологические (развивающего потенциала, соответствия формируемых профессионально значимых свойств и характеристик обучающегося выбранному уровню образования, эффективного сочетания аттракторов и бифуркаций в процессе подготовки преемственности подготовки; когерентности компонентов подготовки; открытости подготовки; синергии методов, приемов, средств и форм подготовки) и методические (создания условий для выхода из возможного профессионального кризиса через самообучение, самоорганизацию, самоконтроль; организации участия обучающихся в формировании содержания обучения, создания условий для выстраивания и прохождения обучаемыми индивидуальных образовательных траекторий; обеспечения условий для активной познавательной и творческой деятельности обучающихся, их самоопределения и самореализации, формирования у учителя информатики необходимых компетенций для развития и социализации учащихся и другие) принципы подготовки учителя информатики; технологию применения персонализированного и модульного обучения, учебной информационной среды, синергия которых позволяет развивать личностные качества учителя, необходимые для реализации личностно ориентированного обучения;

разработана структурно-функциональная модель непрерывной подготовки учителя информатики с учетом особенностей личностно ориентированного и синергетического подходов, которая конкретизирована в методической системе, обеспечивающей формирование готовности учителя к использованию личностно ориентированного и синергетического подходов в своей профессиональной деятельности;

разработано содержание непрерывной профессиональной подготовки учителя информатики которое дифференцируется в зависимости от того, на какой ступени (начальная, основная или профильная школа) планируется преподавать информатику;

обосновано применение методов персонализированного и модульного обучения, учебной информационной среды, синергия которых позволяет развивать личностные качества учителя, необходимые, для реализации личностно ориентированного обучения: открытость к инновационным процессам в образовании и инновационной сфере; способность к совместной деятельности и взаимодействию с представителями других культур в рамках глобального информационного пространства; способность к осуществлению эффективной профессиональной деятельности в условиях некоторой неопределенности и неполной прогнозируемости педагогических ситуаций; умение принимать решение о выборе того или иного пути развития учебного процесса в зависимости от личностных характеристик обучаемых; умение создавать и поддерживать устойчивые структуры в учебном коллективе (группы по интересам к учебным предметам, к будущей профессии и т.д.); умение применять методы персонализированного и модульного обучения, модернизировать учебную информационную среду для развития обучающихся, обеспечения условий их самоопределения и самореализации;

разработаны методические рекомендации по применению методологии подготовки учителя информатики к комплексному использованию личностно ориентированного и синергетического подходов в практике образования.

Теоретическая значимость исследования определяется вкладом его результатов в развитие теории педагогики (теорию и методологию непрерывного профессионально-педагогического образования; теорию и методику обучения информатике, проектирование методических систем) и состоит:

в выявлении с теоретико-методологических позиций основных требований к личности учителя информатики начальной, основной и профильной школы в свете реализации современных концепций обучения информатике и перехода к обучению, центрированному на личность (как обучаемого, так и педагога), в условиях открытого образования и нарастания неопределенности педагогических ситуаций как ориентиров профессиональной подготовки;


загрузка...