Улучшение устойчивости движения колесной машины в режиме торможения на основе предпроектного выбора параметров элементов шасси (14.03.2011)

Автор: Балакина Екатерина Викторовна

Балакина Екатерина Викторовна

УЛУЧШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ДВИЖЕНИЯ КОЛЕСНОЙ МАШИНЫ В РЕЖИМЕ ТОРМОЖЕНИЯ

НА ОСНОВЕ ПРЕДПРОЕКТНОГО ВЫБОРА ПАРАМЕТРОВ

ЭЛЕМЕНТОВ ШАССИ

05.05.03 – Колесные и гусеничные машины

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора технических наук

Волгоград – 2011

Работа выполнена в Волгоградском государственном техническом университете.

Научный консультант

доктор технических наук, профессор

Ревин Александр Александрович.

Официальные оппоненты:

– доктор технических наук, профессор

Балабин Игорь Венедиктович;

– доктор технических наук, профессор

Кузнецов Николай Григорьевич;

– доктор технических наук, профессор

Ларин Василий Васильевич.

Ведущая организация НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ».

Защита диссертации состоится 27 мая 2011 г. в 1000 часов на заседании диссертационного совета Д 212.028.03 при Волгоградском государственном техническом университете по адресу: 400131, г. Волгоград, проспект им. В.И. Ленина, 28, ауд. 209.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Волгоградского государственного технического университета.

Автореферат разослан « » __________ 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Ожогин В.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения относится к наиболее приоритетным задачам развития России. В результате дорожно-транспортных происшествий страна несет многочисленные убытки, в том числе и связанные с гибелью и потерей трудоспособности людей. Поэтому все научные исследования, направленные на повышение безопасности движения колесных машин (КМ), являются актуальными.

Безопасность движения определяется активной и пассивной безопасностью автомобилей, дорожной инфраструктурой и водителем. Что касается автомобиля, то его конструкция должна в первую очередь удовлетворять требованиям активной безопасности, что снижает вероятность возникновения ДТП.

За последнее десятилетие, благодаря широкому применению автоматических систем, делающих автомобиль адаптивным к условиям эксплуатации, произошло определенное повышение уровня активной безопасности современных автомобилей, однако резервы в этом направлении еще достаточно велики. Прежде всего эти неиспользованные резервы скрываются в шасси автомобиля, т. е. в его ходовой части, трансмиссии и механизмах управления, поскольку параметры именно этих составляющих определяют поведение автомобиля в той или иной дорожной ситуации и в значительной степени определяют его активную безопасность. Активная безопасность характеризуется такими эксплуатационными свойствами автомобиля как его устойчивость, управляемость и тормозная динамичность. Она также взаимосвязана с параметрами ходовой части, определяющими плавность хода. Основных параметров шасси насчитывается более 3-х десятков.

Существуют методы многопараметрической оптимизации, в том числе и параметров шасси. С целью обеспечения возможности их использования при большом количестве оптимизируемых параметров, сначала требуется решение задачи предпроектного выбора указанных параметров, что позволяет ранжировать параметры, выявить наиболее влияющие, необходимые и достаточные для дальнейшей оптимизации.

Изложенное выше позволяет сделать вывод о необходимости и важности создания методики предпроектного выбора параметров колесных автомобильных шасси, позволяющей на предпроектном этапе определять конструктивные и эксплуатационные параметры элементов шасси, обеспечивающие после их оптимизации улучшение устойчивости движения колесных машин в режиме торможения при сохранении (или улучшении) тормозной динамичности.

В соответствии с логикой выбранного исследования, работа содержит 6 глав, посвященных:

– анализу существующих подходов к выбору параметров элементов шасси с целью улучшения устойчивости движения автомобилей;

– исследованию особенностей реализации свойства устойчивости движения в режиме торможения;

– созданию обобщенного математического аппарата для предпроектного выбора параметров элементов шасси по совокупности эксплуатационных свойств колесной машины: устойчивости движения и тормозной динамичности;

– исследованиям свойств шин с целью получения универсальных зависимостей для упрощения использования полученной модели;

– описанию проведенных натурных экспериментальных исследований устойчивости движения двухосного автомобиля и оценке адекватности математической модели;

– предпроектному выбору параметров элементов шасси по совокупности эксплутационных свойств КМ: устойчивости движения и тормозной динамичности.

Цель работы: решить проблему улучшения устойчивости движения колесной машины в режиме торможения за счет создания методики предпроектного выбора параметров элементов шасси, позволяющей комплексно определять конструктивные и эксплуатационные параметры элементов шасси для улучшения устойчивости движения в режиме торможения при улучшении (или сохранении) тормозной динамичности.


загрузка...