Методология формирования организационно – экономического механизма оценки доступности и качества высшего образования (14.02.2011)

Автор: Сухочев Виктор Иванович

Качество воспитательной работы (КВР) 71 75 78 69

Качество образовательной услуги (КОУ) 73,5 77 75 76

Востребованность образовательной услуги (ВОУ) 80 110 120 105

Востребованность выпускников (ВВ) 92 95 100 98

На основе данных таблицы 4 построена диаграмма показателей качества образовательных продуктов КИЭП в 2006–2009 гг. (рис. 16).

Рис. 16. Диаграмма показателей качества образовательных продуктов

КИЭП по образовательной программе «Финансы и кредит»

Анализ таблицы 4 и диаграммы (рис. 16) показывает, что начиная с 2006 г., наблюдается тенденция повышения качества учебного продукта, услуги по обучению, образовательной услуги вуза. В то же время качество воспитательной работы в 2009 г. по сравнению с 2008 г. значительно снизилось. Востребованность образовательной услуги и востребованность выпускников в 2009 г. по сравнению с 2006 г. выросли. Следовательно, можно сделать вывод, что повышение качества образовательных продуктов вуза положительно сказалось на росте востребованности данной образовательной услуги на образовательном рынке и востребованности выпускников на рынке труда.

Кроме этого, проведен расчет качества образовательных характеристик выпускника КИЭП по специальности «Финансы и кредит» (табл. 5) и построена диаграмма (рис. 17).

Таблица 5

Показатели качества образовательных характеристик выпускника КИЭП

по специальности «Финансы и кредит», (%)

Годы 2010

Качество обученности выпускника (КОВ) 75

Качество воспитанности выпускника (КВВ) 77

Качество компетентности выпускника (ККВ) 72

Качество образованности выпускника (КОВ) 75

Рис. 17. Диаграмма показателей качества образовательных характеристик выпускника КИЭП по специальности «Финансы и кредит»

Анализ таблицы 5 и диаграммы (рис. 17) показывает, что качество образованности выпускника, как итоговая характеристика, составляет 75 %. На основании этого можно сделать вывод, что потребности работодателя в качестве образованности данного выпускника будут удовлетворены только на 75 %.

8. В рамках совершенствования методов управления и государственного регулирования системы высшего образования внесены предложения, позволяющие скорректировать федеральные и региональные программы развития и модернизации высшего профессионального образования в части мероприятий, обеспечивающих условия для повышения его доступности и качества:

с целью повышения эффективности принимаемых управленческих решений и выработки научно обоснованной стратегии развития образования внедрить в практику работы органов управления образованием и учебных заведений авторские механизмы оценки доступности и качества высшего образования. С учетом их универсальности рассмотреть возможность применения данных методик на всех уровнях общего и профессионального образования. На основе авторской концепции и методологии обеспечить общие подходы к оценке доступности и качества образования на всех уровнях и ступенях как профессиональных, так и общеобразовательных систем на основе преемственных образовательных программ и инновационных образовательных технологий;

разработать и внедрить в федеральную и региональные системы образования эффективные экономико-правовые и организационно-управленческие механизмы, обеспечивающие максимальную эластичность доступности и повышение качества образования и приведение их уровней в соответствии с потребностями общества, рынка труда, работодателей и каждого гражданина;

с целью своевременного удовлетворения быстроизменяющихся потребностей рынка труда и экономики в квалифицированных кадрах с высшим образованием рассмотреть возможность формирования специальных федеральных и региональных резервных фондов денежных средств для целевого финансирования мероприятий по обеспечению материальных, кадровых и иных условий расширения доступности и повышения качества образования;

для обеспечения устойчивого и динамичного развития социально-экономической системы государства разработать, научно обосновать и внедрить в практику теорию синхронного развития экономики, науки и образования, предусматривающую формирование эффективных механизмов, обеспечивающих объективное и адекватное реагирование уровней развития науки и образования на постоянно возрастающие требования экономики;

органам управления вузами с учетом результатов авторского исследования, выявившего основные элементы процесса формирования качества образования выпускников вузов, разработать комплекс мер по совершенствованию системы управления качеством на всех этапах образовательного процесса вуза и скорректировать теоретические и методологические основы российской системы менеджмента качества процесса подготовки выпускников вузов;

с целью повышения отраслевой и территориальной доступности вузов и приведения структуры подготовки кадров с высшим образованием в соответствии с запросами и потребностями конкретных работодателей сформировать экономико-правовые условия для интеграции образовательного рынка и рынка труда через создание корпоративных образовательных структур (учебных центров, филиалов) на условиях совместного учредительства, объединив учебно-методический и кадровый потенциал вузов и материально-технический и финансовый потенциал работодателей, что позволит обеспечить партнерство вузов и работодателей в сфере подготовки кадров и привлечение денежных средств бизнеса в систему образования;

для обеспечения высокого качества подготовки выпускников вузов внедрить в процедуру повышения квалификации профессорско-преподавательского состава обязательные производственные стажировки, предусматривающие приобретение и расширение практического опыта работы в реальных секторах экономики на условиях совмещения педагогической и производственной деятельности по профилю преподаваемых дисциплин.

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Авторские и коллективные монографии

Сухочев, В.И. Рынок образовательных услуг: теоретические аспекты /

Ш.З. Валиев, В.И. Сухочев. – Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2008. – 84 с. – (7,4 печ.л., авт. – 3,7 п.л.).

Сухочев, В.И. Образовательная услуга – основа формирования финансового портфеля негосударственного вуза / Ш.З. Валиев, В.И. Сухочев, А.М. Сухочева. – Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2008. – 112 с. – (8,9 печ.л., авт. ? 2,9 п.л.).

Сухочев, В.И. Доступность высшего образования: теоретические основы и механизм оценки / В.И. Сухочев. ? М.: АПК и ППРО, 2009.? 164 с. ? (10,25 п.л.).

Сухочев, В.И. Качество высшего образования: теория, методология и механизм оценки / В.И. Сухочев. ? М.: АПК и ППРО, 2009. ? 194 с.? (12,25 п. л).

Сухочев, В.И. Региональная доступность высшего образования и механизмы ее оценки / Ш.З. Валиев, В.И. Сухочев // Региональная сфера услуг: экономика, организация и управление; Под ред. проф. Л.И. Ерохиной. – М.: Форум, 2010. – 444 с. – (27, 75 печ. л., авт. – 1,9 п. л.).

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ

Сухочев, В.И. Конкуренция на рынке образовательных услуг: теоретические и практические аспекты / В.И. Сухочев, А.М. Сухочева // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. – 2006. – № 4 (12). – С.152?156. – (0,8 печ.л., авт. ? 0,75 п.л.).

Сухочев, В.И. Организационная доступность высшего образования /

В.И. Сухочев // Вестник Томского государственного университета. – 2008. – № 316. – С.138?142. – (1,0 п.л.).

Сухочев, В.И. Востребованность выпускников как критерий качества образовательной услуги / В.И. Сухочев // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2008. – № 11 (67). – С. 470–473. – (0,7 п.л.).


загрузка...