Методология формирования организационно – экономического механизма оценки доступности и качества высшего образования (14.02.2011)

Автор: Сухочев Виктор Иванович

Сухочев Виктор Иванович

МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИОННО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА

ОЦЕНКИ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность: 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями,

комплексами сферы услуг)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Уфа – 2011

Работа выполнена на кафедре «Региональная экономика и управление» Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уфимская государственная академия экономики и сервиса» (ГОУ ВПО УГАЭС).

Научный консультант: доктор экономических наук,

профессор

Валиев Шамиль Зуфарович

Официальные оппоненты: доктор экономических наук,

профессор

Добрынин Александр Иванович

доктор экономических наук,

профессор

Ахинов Григор Артушевич

доктор экономических наук,

профессор

Зиннуров Ульфат Гаязович

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

Защита диссертации состоится «26» апреля 2011 г. в 12:00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.290.01 при ГОУ ВПО «Уфимская государственная академия экономики и сервиса» по адресу: 450078, г. Уфа, ул. Чернышевского, 145, ауд. 703.

Автореферат разослан «____» _________________ 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета А.И. Хисаева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Проблема обеспечения доступности и качества высшего образования всегда была центральной задачей при формировании и реализации государственной политики в сфере высшего образования. Однако в условиях становления инновационной экономики постановка и решение этой проблемы приобретают особую значимость. Формирование условий для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в качественном высшем образовании, а экономики – в компетентных специалистах становится основной задачей органов управления образованием. Сегодня, вследствие возросшей значимости человеческого фактора в инновационных процессах, от специалистов с высшим образованием требуется более высокий уровень компетентности, а от вузов – более высокое качество их подготовки. В современных условиях система высшего образования должна стать центральным звеном кадровой инфраструктуры, адекватной современным технологиям, используемым в основных отраслях реальных секторов экономики и сферы услуг.

Актуальность проблемы доступности и качества высшего образования, в первую очередь, обусловлена сложившимися противоречиями между задачами, поставленными современным этапом развития экономики Российской Федерации (РФ) перед системой высшего образования, а также объективно возросшими потребностями населения в доступности качественного высшего образования, а работодателей – в компетентных специалистах, с одной стороны, и реальной способностью и готовностью высших учебных заведений и в целом всей системы высшего образования обеспечить решение этих задач и удовлетворить эти потребности – с другой. Поиск путей разрешения этих противоречий выдвигает на первый план задачу обеспечения доступности и качества высшего образования. В то же время, чтобы успешно решать эти задачи, в первую очередь необходим механизм, позволяющий с помощью количественных показателей оценивать уровень доступности и качества высшего образования. Над проблемой количественной оценки доступности и качества высшего образования ученые работают с момента принятия закона РФ «Об образовании». Однако данная проблема, имеющая важное социально-экономическое значение для повышения эффективности работы всей системы подготовки кадров с высшим образованием для экономики России, до сих пор не решена. По мнению автора, степень сложности научных исследований проблем оценки доступности и качества высшего образования, в первую очередь, была связана с существующей сложностью понимания сущности самих объектов оценки и, во вторую – с недостаточной зрелостью научных подходов, применяемых учеными к разрешению проблемы разработки механизма оценки доступности и качества. Вместе с тем, если актуальность проблемы качества высшего образования не вызывает ни у кого никаких сомнений, то, по оценкам некоторых публицистов, проблема обеспечения доступности высшего образования в условиях демографического спада и значительного количества вузов утратила свою значимость. Это говорит о том, что в обществе сложился несколько упрощенный подход к пониманию доступности высшего образования, который ассоциируется только с соотношением численности выпускников школ и количеством учебных мест в вузах. Однако в ходе исследований выявлено, что доступность высшего образования как социально-экономическая категория имеет сложную структуру и не может быть оценена односторонне.

Вместе с тем необходимо отметить, что Россия обладает достаточно развитой системой высшего образования. В стране насчитывается 1114 вузов и 1663 филиала, в которых обучается около 7,5 млн студентов. На 10 тыс. человек населения приходится 523 студента вузов. Более 35 % молодежи в возрасте от 17 до 25 лет охвачено обучением в высших учебных заведениях. Вузами только в 2009 г. подготовлено более 1,4 млн бакалавров, специалистов и магистров.

Однако статистика располагает и другими цифрами. Так, в России доля лиц с неполным высшим, высшим и послевузовским образованием в возрасте 25–64 лет составляет 26,9 %, тогда как в США только с высшим образованием – 30,9 %, а в Нидерландах – 29,1 %. Объем финансирования образования в России в 2009 г. достиг 4 % от ВВП, в США – 5,5 %, а в Дании – 8,0 %. В России в 2009 году получили дополнительное образование более 8 % населения в возрасте 25–64 лет, в Люксембурге – 15 %, а в Швейцарии – 53 %. Несмотря на то, что за последние годы количество учебных мест в вузах России увеличилось более чем в 2 раза, конкурс абитуриентов в государственные вузы постоянно растет. Если в 1993 г. он составил 175, то в 2008 г. – уже 208 заявлений на 100 учебных мест. В течение срока обучения из вузов России отчисляется от 14 до 17 % студентов дневных факультетов, в основном, по причине академической неуспеваемости. Если в 1996 г. доля лиц с высшим и неполным высшим образованием, состоящих на учете в центрах занятости населения, составляла 8,3 %, то в 2009 г. – уже 15 %. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) в России составляет 0,795, тогда как в Канаде – 0,943. По данному показателю Россия из 140 стран мира, участвующих в данном рейтинге, находится на 57 месте. Индекс математической грамотности 15-летних школьников в России, рассчитанный по методике PISA (Programme for International Student Assessment), составляет 0,468, в Южной Корее – 0,542, в Бельгии и Японии – 0,529, в Финляндии – 0,544. По данному показателю Россия из 30 стран ОЭСР, участвующих в данном рейтинге, занимает 26 место, опережая лишь Португалию, Грецию, Турцию и Мексику.

По оценкам министра образования и науки РФ, система мер по повышению качества и конкурентоспособности образовательных услуг определена в приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ, ключевыми в которых являются три принципиальных момента: наличие качественного образования, обеспечение его доступности и развитие системы контроля за качеством и доступностью образования.

Таким образом, анализ теории и практики показал, что общество нуждается в обеспечении доступности и качества высшего образования, а органы управления образованием – в комплексном механизме их оценки как инструменте для принятия эффективных управленческих решений и выработки научно обоснованной стратегии развития образования. Все вышеизложенное обусловливает актуальность темы диссертационного исследования.

Степень разработанности темы. Анализ научных работ, исследующих проблемы обеспечения доступности и качества высшего образования, показал, что в большинстве своем они носят фрагментарный характер. Это касается и вопросов развития теоретических представлений о доступности и качестве высшего образования и разработки методологических основ формирования механизма их оценки.

Так, вопросы доступности высшего образования отражены в работах

Т. Евсеенко, С. Белякова, Е. Авраамовой, Т. Клячко, А. Клюева, Я. Рощиной,

С. Шишкина, А. Ахинова, Е. Донец, П. Сергомонова, И. Телешевой, И. Харченко,

О. Чудиковских. Проблему разработки инструментария оценки доступности общего образования исследовали А. Каспражак, Д. Константиновский, В. Прудникова,


загрузка...