ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ: КОНЦЕПЦИЯ, ПРИНЦИПЫ, ТЕХНОЛОГИИ (14.02.2011)

Автор: Шленков Алексей Владимирович

Личный вклад автора состоит в следующем:

Разработанная автором концепция включает систему поэтапно организованного психологического обеспечения профессионального становления и совершенствования профессионализма у будущих специалистов пожарно-спасательных частей в период профессиональной подготовки в образовательном учреждении.

Созданная в рамках предложенной концепции структурно-функциональная модель с научно-методическим обеспечением всех ее составных частей.

Комплекс модифицированных известных методов диагностики и оценки профессионально важных психологических качеств, критериев отбора и на основе их определение прогноза адаптации молодого специалиста к профессиональной деятельности.

Установлены факты и закономерности, раскрывающие динамику профессионального совершенствования обучающихся в результате введения психолого-педагогических мероприятий объединенных в единую комплексно-целевую программу.

под руководством автора по теме диссертационного исследования были опубликованы монографии, учебно-методические пособия, тренинговые занятия, тематические занятия и т.д., вошедшие в концепцию психологического обеспечения профессиональной подготовки в вузе.

Апробация работы. докладывались на международных научно-практических конференциях, проведенных в Москве на базе Всероссийского института повышения квалификации МВД России (2003), в Санкт-Петербурге на базе Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины (2004), на базе Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России (2003, 2004), Северо-западном региональном центре по делам ГО и ЧС (2004); на базе Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (2007, 2008, 2009 и 2010) на Всероссийской научно-методических конференциях С.Петербург институт ГПС МЧС 2003, 2004, Москва, Домодедово на базе Всероссийского института повышения квалификации МВД России 2004 и на базе Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (2007, 2008, 2009 и 2010); на межвузовских научно-практических семинарах, проведенном при С.-Петербургском институте ГПС МЧС России (2003-2004), а также на внутри вузовских научно-практических (2003, 2004) на базе С.Петербургского института ГПС МЧС России.

Внедрение результатов исследования осуществлялось непосредственно в ходе формирующего эксперимента в отделе психологического обеспечения учебного процесса Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России и практической деятельности Северо-Западного регионального центра МЧС России.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы содержащего 294 источника, приложения. Объем диссертационной работы составляет 366 машинописных листов (включая 30 таблиц и 13 рисунков).

Содержание работы

В введении обоснована актуальность проблемы, сформулированы цель и задачи исследования, научная новизна и практическая значимость полученных результатов, защищаемые положения, достоверность и обоснованность полученных результатов.

В первой главе диссертации «Состояние проблемы и обоснование направления собственного исследования. Концепция психологического обеспечения профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России» материалы литературного обзора посвящены анализу современных научных взглядов на процесс становления и совершенствования профессионализма обучающихся в образовательных учреждениях Министерств и ведомств.

Несмотря на определенную проработанность теоретических и методологических вопросов психологического обеспечения профессиональной подготовки в «силовых Министерствах» России (В.Я.Кикоть, 1998; А.Т.Иваницкий, 2000; В.Ю.Рыбников, 1998, 2000; Хальзов 1999; А.С.Батышев и др., 1998; И.В.Биочинский, 1998; Марьин М.И. и др., 2001, 2002; Б.Г.Бовин, Н.И.Мягких и др., 1997; В.И.Смирягин и др., 2002; В.М.Бурыкин, М.И.Марьин, В.Е.Петров и др., 2003 и др.), концептуальному и научно-методическому обеспечению психологического обеспечения профессиональной подготовки обучающихся в образовательных учреждений ГПС МЧС России уделено меньше внимания.

В процессе рассмотрения и обсуждения проблематики психологического обеспечения подготовки профессионалов пожарно-спасательных подразделений, представителей экстремального профиля деятельности определилась следующая концепция, принципы, структурно-функциональная модель и комплексно-целевая программа:

Концепция рассматривает профессиональную подготовку специалистов ГПС через согласованность процессов профессионального становления и совершенствования обусловленную воздействием внешних (объективных) и внутренних (субъективных) причин. Субъективные факторы, определяющие профессиональное саморазвитие обучающихся, представлены на 3-х уровнях – на уровне сознания, самосознания, а также личностном уровне.

В качестве внешнего фактора, выступает особым образом реализуемая комплексно-целевая программа профессионального психологического обеспечения становления и совершенствования профессионализма обучающихся в образовательных учреждениях.

ПРИНЦИПЫ концепции психологического обеспечения профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России к профессиональной деятельности в ЧС.

Психологическое обеспечение профессиональной подготовки должно осуществляться на основе следующих принципов:

Единства - целостности и единства психологического обеспечения становления ПВПК за счет всех субъектов обучения: учебный отдел, кафедры, воспитательное подразделение, факультет, общественные организации и т.д., всех форм и методов работы;

Научности - научной обоснованности, преемственности, плановости и поэтапности психологического обеспечения профессиональной подготовки;

Личностного подхода - всесторонней диагностики и ранжирования профессионально значимых личностных качеств;

Профессионализма - компетентности управления системой психологического обеспечения профессиональной подготовки в образовательных учреждениях МЧС России;

Компетентности - информатизации психологического обеспечения становления ПВПК и совершенствование профессионализма обучающихся, научной предсказуемости и плановости в осуществлении всех её частей.

Непрерывности или динамичности – последовательность и непрерывность в проведении психологических мероприятий

Относительности или практичности обучения - взаимосвязи с практикой профессиональной работы в экстремальных условиях деятельности.

Активности – индивидуальной активности и заинтересованности в развитии профессионально важных психологических качеств, становлении и совершенствования профессионализма.

Для реализации концепции необходимо соответствующее организационно-правовое и научно-методическое обеспечение.

Оценка психологических качеств курсантов в ходе исследования проводилась с помощью психологических тестов, наблюдения, беседы, а также посредством использования метода экспертных оценок. При оценке социально-психологических особенностей личности кандидатов на учебу использовался анализ материалов личных дел, заключений ЦПД МВД, УВД, ГУВД субъектов РФ, беседа, наблюдение, а также данные «Анкеты кандидата».

Психологическое обследование проводилось с соблюдением требований профессиональной психодиагностики. Использовались групповые (личностные опросники, интеллектуальные тесты, психомоторные тесты и др.) и индивидуальные (индивидуальное психологическое собеседование, психофизиологические тесты и др.) формы обследования.

Концепция подразумевает следующую структурно-функциональную модель рисунок 1.

Рис 1.Структурно-функциональная модель психологического обеспечения профессиональной

подготовки специалистов ГПС в образовательных учреждениях МЧС России

Общая характеристика объема и методов исследования приведены в таблице 1.

Таблица 1

Основные направления, объем и методики исследования

Направления

исследования Использованные методики Объем

обследованных

Анализ причин и динамики отчисляемости обучающихся, эффективности адаптации выпускников вузов МЧС России Беседа, наблюдение, опрос, анализ материалов личных дел, отчетов, полученных от руководства курсов и психологов Более 500

наблюдений


загрузка...